Студопедия — Слово на праздникъ Благовещенія Пресвятыя Богородицы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово на праздникъ Благовещенія Пресвятыя Богородицы






Благослови, отче!

1. Благія возвещенія (?????????), братіе, благія возвещенія; и еще разъ скажу: благія возвещенія; и говорю я это три раза не только потому, что оне возвышеннее всехъ иныхъ благихъ возвещеній, божественнее и светлее, и несомненнымъ превосходствомъ надъ ними преимущественнее ихъ; и не только потому, что меня, возвещающаго ихъ, облагораживаютъ и украшаютъ и делаютъ мои ноги (ноги благовестника) прекрасными [49], потому что оныя извещенія — лучше всехъ благъ, прекраснее всего прекраснаго, чудеснее всего чудеснаго, сострадательнее всего сострадательнаго [50], страшнее и трепетнее всего страшнаго и приводящаго въ священный трепетъ [51], но и потому, что трикратное повтореніе возвещаетъ возвышеннейшее и божественное число Лицъ Божественной и Начальствующей надъ всемъ Троицы. Потому что все, что въ священныхъ и божественныхъ догматахъ или въ богомудрыхъ проповедяхъ и святыхъ возвещеніяхъ объявляется трижды, делается это въ честь Блаженной Троицы, именно: Отца и Сына и Святаго Духа, — которая и Троицей является и какъ Единица познается; и Единицей является и какъ Троица разумевается: первое — по причине трехъ?постасей, а второе — по причине единаго и единственнаго Божества, т. е. — существа и природы (единой во всехъ Трехъ Лицахъ Святой Троицы).

2. Потому что единое возвещается существо пресущественной и жизненачальной Троицы, какъ возводимой во едино и единственное Божество. Посему, сохраняется полное единство какъ существа, такъ и сущности, такъ и природы, а темъ самымъ не допускается и множественность. Потому что Святая Троица, содержащая все сущее и управляющая имъ и владычествующая царскимъ и божественнымъ образомъ надъ всеми тварями, числится согласно Своимъ?постасямъ. Ибо Она есть и веруется быть Троицей, а Своимъ существомъ и природой, а также и Своей Божественностью, Она — выше всякаго исчисленія. Потому что тройственное исчисленіе происходитъ не въ отношеніи Божественнаго существа, а въ отношеніи Трехъ Лицъ. И посему Она является и разделимой по?постасямъ, и въ то же время пребываетъ нераздельной въ отношеніи Своей природы, и при этомъ различается Лицами. Каждое изъ Лицъ является особой?постастью, а по Своему естеству Они являютъ единое Божество и — неразделимы. Отсюда, по–истине чудеснымъ образомъ и поражающе происходитъ и разделеніе, и единство; потому что ни по причине того, что у Нихъ является единымъ, именно — Ихъ природы, происходитъ смешеніе Ихъ въ одну и единственную?постась; ни, опять же, по причине Троицы, именно — трехъ во?постасныхъ [52] Лицъ, Она разсекается на чуждыя другъ другу природы, но пребываетъ целостной и нераздельной, и не допускаетъ никакого ни разделенія, ни сліянія.

3. Потому что это–то и есть чудесно въ Ней и поражающе, что, будучи Одно и То же, согласно Своей природе и являясь единый Богъ и единое Божество, Она обретается въ Трехъ Лицахъ: не природу Свою или Божество разсекая, но въ Своихъ?постасяхъ или Лицахъ расширяется въ число не допускающее сліянія. Потому что какъ Отецъ — Богъ, такъ и Сынъ — Богъ, такъ и Духъ Святый — Богъ. И поелику каждый изъ Нихъ именуется Богъ, это являетъ единое Существо трехъ Лицъ, а поелику Отецъ и Сынъ и Духъ Всесвятый (потому что это — въ точности имена трехъ Лицъ или трехъ, по–истине, Ея?постасей; каковыми именами Сія Блаженная Троица различается между собою въ отношеніи Лицъ при сохраненіи Ими нераздельнаго естества [53] являются, по–истине, Троицей и такъ мы веруемъ, то со стороны всехъ верныхъ, какъ и со стороны небесныхъ и невидимыхъ силъ, велегласно возвещается и славится тремя возглашеніями: «Святъ, Святъ, Святъ»; воспеваемое (Божество), сошедшееся согласно естеству во едино Господство. Ибо шестокрылые Серафимы, сознающіе больше насъ основы богословія, какъ сущіе более близкіе къ Богу, чемъ мы, и участники чистаго [54] Его светосіянія и просвещаемые чистыми Его озареніями, возглашали: «Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваофъ» (Ис. 6, 3). Такъ со стороны ихъ, Святейшая Троица провозглашается Святой (?????????) и почитается тремя провозглашеніями Ея святости и славословіями, а словами: «Господь Саваофъ», несліянно соединяется во едино Господство (Божество). Потому, какъ: «Святъ, Святъ, Святъ» троекратно провозглашаемое со стороны самихъ Серафимовъ, являетъ воспеваемое число Лицъ Блаженной Троицы; такъ: «Господь Саваофъ», единожды и только въ единственномъ числе реченное, обозначаетъ единое и сущее въ единственномъ числе Ихъ Господство, согласно чему несліянно и есть, и славится Троица, какъ единый Богъ, и едино Божество почитается въ Троице. Почему одинъ разъ сказавъ: «Святъ», они на этомъ не остановились? Ни дважды возгласивъ это, почему они затемъ не умолкли? Но три раза повторили сіе: «Святъ»? — Потому что не одна и единственная имеется?постась Троицы, — прочь, мерзостное Савелліево нечестіе! [55] — А также не только два Лица у Нея, — прочь, гнусное безбожіе Македонія! [56] — Но три раза они взываютъ, какъ я сказалъ, и восклицаютъ: «Святъ»; и неустанными языками это возглашаютъ и немолчными устами это возвещаютъ, поелику этимъ обозначаются Три?постаси Блаженной и Начальствующей надъ всемъ Троицы; и пребываютъ Три Ея единосущныя Лица, и у Нихъ — единочестное Божество и единое равное Господство, и Они являются единымъ Началомъ всего и обладаютъ нераздельной царственной властью.

4. Посему и мы, малейшіе, будучи преданными почитателями Ея и рабами, всей душею желая возвестить вамъ благія возвещенія, трижды произносимъ эти слова, говоря: «Благія возвещенія, благія возвещенія», и еще разъ взываемъ: «благія возвещенія»; этимъ выражая почитаніе Блаженной Троицы, хотя у насъ слово не о Святой Троице, а о домостроительстве (тайне Воплощенія Христова) Одного изъ Лицъ сей Всечестной Троицы, и заключается оно только въ благой вести о Пришествіи въ міръ Слова. Потому что хорошо и весьма полезно для всехъ верныхъ при томъ или другомъ предметахъ, побеседовать о каждомъ изъ нихь, и въ отдельности другъ отъ друга; представить объясненіе и того, и другого, т. е. — и то, что относится къ тайне Святой Троицы, и то, что относится къ догмату о Воплощеніи Христовомъ, потому что Слово является однимъ изъ Лицъ Святой Троицы, Которое приняло на Себя человеческое естество и спасло наше человеческое смешеніе [57], хотя и представляя это различными и особыми понятіями, а также и предварительными поясненіями, дабы не произошло смешеніе понятій, изъ которыхъ одни относятся къ богословскимъ принципамъ, посвященнымъ тайне Святой Троицы, а другіе — къ снисшествію Слова и Бога къ намъ, смиреннымъ [58].

5. Отъ нашего священнаго восхваленія святыхъ богослововъ, да будутъ отогнаны Савелліи, Маркеллы [59], Аріи, Евноміи [60], Евдоксіи [61], Астеріи [62] и все подобные имъ, сущіе безбожники, которые перемешавъ богословскія понятія, относящіяся къ тайне Святой Троицы, съ догматами, относящимися къ Воплощенію Христову, и сами совершенно запутавшись въ нихъ, не могутъ найти истину; къ нимъ относятся также и Петры [63] и Севиры [64] и всякаго толка ересь Акефаловъ [65], которые въ нечестивейшей и гнусной оппозиціи по отношенію къ намъ, вернымъ и правомыслящимъ о Богъ, — къ Трисвятому пенію приплетая Крестъ [66], смешали въ одно понятіе о несліянной Троице. Потому что и сами трижды говоря: «Святъ, Святъ, Святъ» они нечестиво къ этимъ тремъ «Святъ» прибавили Крестъ. И если Трисвятое пеніе стало гимномъ относящимся исключительно къ Троице, то почему же, невежественнымъ образомъ, эти подлинно невежественные люди въ отношеніи Божественной премудрости, прибавляютъ къ сему Распятіе? — Ведь, Крестъ не приписывается всей Троице, но это относится только къ человеколюбивому Воплощенію воплотившагося Сына, Сущаго единаго изъ Лицъ Троицы, къ Которому относится и Крестъ и Распятіе, возвещающіе Его спасительную смерть, которую Онъ, будучи распятъ ради насъ, подъялъ, плотію умеревъ.

6. Не признавая Воплощенія Слова, а также не признавая, что произошло соединеніе разнородныхъ природъ во Христе, именно: Божественной съ человеческой, а также отрицая Его рожденіе отъ Святой Девы и, по–истине, Богородицы, — т. е. все то, что должно предшествовать Кресту, эти несчастные нечестиво вводятъ Крестъ, желая къ священнымъ догматамъ примешать кощунственное понятіе о страданіи Бога [67].

Потому что недугуя ересью нечестиваго и безумнаго Евтихія [68], допуская полное смешеніе (естествъ въ лице Богочеловека) и полностью испивъ его многомутную чашу, они все перемешали: понятія, относящіяся къ Воплощенію Сына Божіяго, они смешиваютъ съ богословскими понятіями, относящимися къ Святой Троице; и, наоборотъ: понятія, относящіеся къ богословскимъ воззреніямъ о Святой Троице, они смешиваютъ съ понятіями, относящимися къ Воплощенію Бога Слова; обе природы во Христе сводя на одну природу, они два существа сочетаютъ въ одно существо; лишая обе природы — Божественную и человеческую — характерныхъ ихъ свойствъ, они определяютъ, что во Христе находится только одна природа и одно существо; такъ что и понятія богословія (относительно Святой Троицы) не остаются поврежденными и неприкосновенными, и догматы относительно Воплощенія Христова, не пребываютъ свободными отъ ихъ евтихіанскаго, лучше же сказать, дивтихіанскаго измененія и смешенія.

7. Мы же, питомцы благочестія и противники хитросплетенія оныхъ акефаловъ, будемъ крепко держаться отеческихъ догматовъ, и ставъ бдительными хранителями апостольскихъ преданій, наученные принципамъ богословскаго мышленія относительно Святой Троицы, а также сознавая принципы относительно домостроительства Воплощенія Сына Божія, не будемъ вместе съ ними смешивать понятія, относящіяся раздельно или къ тому, или къ другому; но и тому, и другому уделимъ долженствующее имъ и определимъ тому, и другому свое место и свое время. Такимъ образомъ пребудемъ вне соблазновъ и не станемъ участниками заблужденія еретиковъ, но будемъ свободными отъ безумія не православно мыслящихъ; будемъ твердо стоять въ нашей боговдохновенной вере, непоколебимыми отъ какого–либо веянія со стороны злыхъ духовъ и отъ уклоненія въ лукавые помыслы, въ каковые жалкимъ образомъ впали наши противники вследствіе того, что пренебрегли добрымъ стояніемъ въ вере и перестали твердо сохранять отеческое благочестіе, и въ результате сего погибли и обуреваются волнами еретическаго нечестія.

8. Итакъ, мы, прекраснымъ образомъ избежавшіе бездны ихъ нечестія, прочно утвердившіе наши стопы на незыблемомъ камне веры и взошедшіе на высокую гору и, на основанія евангельскихъ и пророческихъ наставленій, крепко ставшіе на почву высочайшихъ догматовъ, и, насколько это въ нашихъ силахъ, а лучше сказать: насколько Богъ намъ даруетъ это, возвысивъ нашъ гласъ, воскликнемъ: «Благія возвещенія, благія возвещенія»; и еще разъ скажемъ: «благія возвещенія» и Троице честь воздавая и воспевая снисхожденіе къ намъ Единаго Сущаго отъ Троицы, именно — Божія Слова. Потому что это, братіе, и есть наши благія возвещенія, которыя мы и пришли къ вамъ, вернейшимъ, благовествовать и желаемъ вамъ возвестить ихъ сегодня.

Но я увещеваю вашу любовь, подобающимъ образомъ очистивъ себя, пріять эти наши благія возвещенія. Потому что эти наши священныя благія возвещенія не уклоняются отъ того, кто должнымъ образомъ очистилъ себя, но соделываютъ у него спасительную обитель для себя и исполняютъ его светомъ и озареніемъ, и творятъ его святымъ Божіимъ храмомъ (хотя и) сущаго естествомъ своимъ человека, и делаютъ его богатымъ темъ, что въ немъ являетъ Себя Богъ.

Все соберитесь, все сойдитесь, все поспешите, все сбегитесь, все стецытесь, все другъ друга опережайте; окрылитесь, такъ чтобы вамъ и взлететь, и прекраснымъ образомъ найти упокоеніе у Христа; или же стопами совершайте скорейшее теченіе, дабы вамъ услышать небесныя благія возвещенія; дабы внять благимъ вестямъ изъ устъ поведающаго ихъ Ангела; дабы благоговейнымъ слухомъ пріять возвещаемое пришествіе Бога къ людямъ; дабы и мы, видя ваше стремительное стеченіе и усерднейшее собраніе для выслушиванія нашихъ возвышеннейшихъ благовествованій, также въ радости и въ веселіи восклицали: «благія возвещенія, благія возвещенія, благія возвещенія», — трикратнымъ возвещеніемъ благовествованія утверждая веру.

9. Потому что на основаніи сего возникаетъ Истина, и ложь никогда не получаетъ гражданскихъ правъ и неверіе не возъимеетъ места для своего злейшаго входа; и нетъ ничего более опаснаго, чемъ неверіе божественнымъ словамъ. Это было причиной, на основаніи чего, іудеи пали; на основаніи чего, самаряне заблудились; на основаніи чего, эллины (язычники) пребываютъ во тьме; на основаніи чего, потерпели крушеніе еретики темъ, что не поверили благимъ возвещеніямъ Божіимъ, не оказали покорность Евангеліямъ Божіимъ, но стали врагами и противниками Божіими, мертвецами и душею, и теломъ, непричастными вечной жизни и чуждыми истиннаго света. Потому что ложь, до техъ поръ, пока сознательно пребываетъ ложью, никогда не постигаетъ Истину; и никоимъ образомъ мракъ, до техъ поръ, пока пребываетъ мракомъ и находится вне света, не озаряется светомъ и пребываетъ совершенно лишеннымъ светоноснаго озаренія. Поэтому наши озаряющія благія возвещенія и велегласно возвещаются вамъ, способнымъ принять светъ; потому что они не желаютъ быть предложенными слуху неверующихъ, и не угодно имъ обитать въ сердцахъ людей, погруженныхъ во мракъ.

10. Итакъ, вы, какъ чада света и питомцы и порожденія божественнаго светолитія, выслушайте наши светлыя и светозарныя благія возвещенія. Потому что въ силу ихъ, вы уже озарены и богомудрая тайна ихъ уже возсіяла въ вашихъ озаренныхъ душахъ. Вы пріяли ее чистымъ сердцемъ и стали чадами Божіими, съ верою и радостью принявъ Сына Божіяго и познавъ Его, какъ единаго нашего Спасителя. Евангелистъ говоритъ: Елицы пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти, верующимъ во имя Его: иже не отъ крове, ни отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужескія, но отъ Бога родишася (Іоан. 1, 12–13). Итакъ, вы, какъ светлейшія чада Божія, выслушайте и светлейшія благія возвещенія, проистекающія отъ Бога, въ силу которыхъ вы стали чадами Божіими по благодати [69] и, отвергнувъ земное неблагородство, возъимели небесное благородство и, отложивъ въ сторону человеческое происхожденіе, воспріяли рожденіе отъ Бога. Итакъ, выслушайте священныя благовествованія, вы, которые, на основаніи совершенной веры въ нихъ, удостоились божественнаго посвященія.

Какія же это наши благія возвещенія и какую можно ожидать отъ нихъ пользу? Съ вниманіемъ слушайте нашу речь, ибо мы говоримъ самое надлежащее, какъ Самъ Онъ, ныне вамъ благовествующій, чрезъ насъ вамъ даруетъ.

11. Итакъ, Богъ, въ начале создавъ вселенную изъ ничего, все, что существуетъ после Него и Имъ приведено въ бытіе, видимое и невидимое, чувственное (матеріальное) и духовное, небесное и земное, — затемъ творитъ по образу Своему человека, сделавъ его изъ словесной (разумной) души и тела. Онъ его установилъ какъ образъ и подобіе Своей прекрасности (??????????????????), даровавъ ему жить по свободной воле и обитать въ божественномъ Раю; и, прекрасно создавъ его, Онъ поставилъ ему божественную и спасительную заповедь, сделавъ это для того, чтобы вследствіе того, что онъ носитъ въ себе образъ Божій, онъ не надмился бы, а. съ другой стороны, дабы вследствіе того, что онъ созданъ по подобію Божію, онъ безразсудно не возомнилъ бы, что и по природе своей онъ является богомъ.

Но онъ, пріявъ отъ Бога, создавшаго его, таковые великіе дары, ибо отъ Него онъ былъ поставленъ быть царемъ надъ земной тварью; въ то же время, конечно, какъ и вся тварь, находясь подъ царствующимъ и начальствующимъ надъ нимъ Богомъ [70], не оказался на высоте величія полученныхъ имъ дарованій; но поспешаетъ захватить тождество и равенство съ Богомъ; и тварный человекъ возжелалъ стать богомъ, и дурнейшимъ образомъ возмечтавъ, по обольщенію змія, завладеть божественными и возвышенными сверхъ–сущими вещами, оказался унесеннымъ въ смерть и истленіе; и люто палъ тотъ, кто желалъ похитить для себя Божіе достоинство. И это было въ высшей степени справедливо, такъ, чтобы желавшій возвыситься, былъ смиренъ крайнимъ смиреніемъ. Потому что всякъ возносяйся, смирится (Лк. 14, 11), какъ пытающійся похитить себе то, что Богъ не даровалъ ему. Никтоже самъ себе пріемлетъ честь, какъ сказалъ великій апостолъ, но званный отъ Бога (дающаго ее) (Евр. 5, 4).

12. И, вотъ, сталъ онъ подъ властью смерти, тленіемъ совершенно истлевающій, отъ земли происходящій, дерзнувшій похитить для себя честь Божію, и снова въ землю возвращающійся; сегодня плотскимъ рожденіемъ приходящій въ бытіе, а завтра плотскою смертью умирающій; сегодня видимый въ среде живыхъ, а завтра счисляемый среди мертвецовъ. И человекъ, пожелавшій совершить преступленіе противъ Бога, справедливо понесъ сей приговоръ: это приключилось ему потерпеть въ результате поступковъ, совершенныхъ имъ по его собственной воле и произволенію; потому что дурнымъ образомъ онъ воспользовался даромъ свободы воли, которымъ Богъ, создавшій его, почтилъ его, даровавъ ему то, что онъ носилъ въ себе прекраснейшее подобіе въ отношеніи Его и Его светлый образъ. Человекъ погибъ по своей воле, ибо Богъ смерти не сотвори, не веселится о погибели живыхъ (Прем. Сол. 1, 13).

И сталъ, по–истине, весьма несчастнымъ и жалкимъ тотъ, кто былъ некогда счастливейшимъ, когда онъ являлся хранителемъ Рая, когда былъ поставленъ быть первымъ обитателемъ Рая, когда имелъ жизнь свободную отъ трудовъ и тяготъ, когда проводилъ жизнь не имея нужды въ одежде, не чувствовалъ срама, потому что въ то время и тело, и душа его были прекрасными и непорочными, когда не подвергался нападкамъ страстей, когда не испытывалъ страданія отъ болезней, когда былъ чуждъ рабства человека человеку, когда былъ свободенъ отъ насилія варваровъ, когда не слышалъ требованій со стороны взимателей налоговъ, когда не имелъ нужды встречаться съ ростовщиками, когда не страшился стать разорваннымъ дикими зверями, когда обладалъ полнымъ благоденствіемъ, когда вкушалъ райскіе плоды, когда изобильно наслаждался всеми благами, когда воспринималъ Божія свето–озаренія, когда самъ, будучи тварью, онъ царствоваль надъ земными тварями, когда носилъ въ себе образъ Божій и чудеснымъ образомъ былъ украшенъ подобіемъ Божіимъ.

И, вотъ, после того, какъ онъ нарушилъ спасительную Божію заповедь [71], онъ, какъ чуждый прежней славы, сразу же изгоняется изъ Рая и возвращается вновь въ землю, какъ ставшiй смертнымъ по причине греха, и вследствіе большаго неразумія, уподобляется скотамъ, потерявъ оную первичную честь, которой его украсилъ создавшій его Богъ. И такимъ образомъ, затеявшій насильственно обогатиться Божественностью, становится рабомъ тленію, и смерти, и страстямъ.

13 Но создавшій и приведшій его раньше изъ небытія въ бытіе, увидевъ его въ такомъ (бедственномъ) положеніи, сжалился надъ нимъ и, сжалившись, помиловалъ его; и, помиловавъ, милосердствуетъ о немъ; и, умилосердившись, какъ человеколюбецъ, — потому что Онъ благъ и человеколюбецъ, — по Своему божественному милосердію побуждается къ тому, чтобы спасти его, призвать его въ первичную его славу и достоинство, и исполняетъ Свой древній и вместе съ этимъ человеколюбивый замыселъ (планъ), который съ древнихъ поръ Онь человеколюбиво замыслилъ. Потому что Онъ, какъ Создатель, не снесъ того, чтобы видеть Свое твореніе гибнущимъ и погибающимъ въ земле и истленіи.

14. И что это за планъ, который Богъ замыслилъ для спасенія и искупленія людей? — Да возвеститъ это чудесный Исаія, который, предсказывая и безсеменное зачатіе Бога, и предвещая девственное рожденіе Его, воспевая Богу благодарственную песнь за исполненіе сего божественнаго замысла, воскликнулъ: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворилъ еси чудная дела, советъ древній истинный: да будетъ. Яко положилъ еси грады твердыя въ персть, еже пасти основаніямъ ихъ, нечестивыхъ градъ да не созиждется во векъ. Сего ради благословятъ Тя людіе нищіе, и гради человековъ обидимыхъ возблагословятъ Тя. Былъ еси всякому граду смиренному помощникъ, и изнемогающимъ за оскуденіе покровъ, отъ человекъ злыхъ избавиши ихъ (Ис. 15, 1–4).

Вотъ, это и являются, братіе, Божественныя благія возвещенія; это мы вамъ и благовествуемъ сегодня, но уже не какъ имеющее сбыться въ будущемъ, но какъ уже божественнымъ образомъ сбывшееся и спасшее человека отъ осудительнаго приговора и возведшее его въ первобытную его славу, и блаженство, и сотворившаго его, какъ это и было прежде, другомъ Божіимъ.

15. Какимъ же образомъ осуществляется Богомъ наше спасеніе, или, какимъ образомъ совершается наше воззваніе? Внимательно и вдумчиво слушайте (потому что это принадлежитъ мудрости и премудрости, и превосходитъ всякую человеческую мудрость [72], вникая въ Божественный замыселъ и въ достоинство Божественнаго возвещенія.

Создавшій въ начале человека и по образу Своему сотворившій его, не иначе судитъ спасти человека и искупить Свой образъ, какъ только такъ, чтобы Самому стать по естеству человекомъ и, облекшись въ плоть, Свой образъ соделать Своей одеждой. На основаніи сего, несмешиваемые элементы смешиваются; на основаніи сего, несліянно смешиваются несливаемые другъ съ другомъ элементы; на основаніи сего, соединяются другъ съ другомъ элементы несоединяемые другъ съ другомъ; на основаніи сего, связываются другъ съ другомъ элементы не могущіе быть связанными другъ съ другомъ въ одно целое; на основаніи сего, божественное становится человеческимъ, дабы человеческое сделать божественнымъ (????????); на основаніи сего, Божіе Слово, оставаясь Богомъ и Божіимъ Словомъ, становится матеріей (????????? — «уплотняется», «огустеваетъ»); на основаніи сего, Несотворенный, какъ Рожденный отъ несотвореннаго Бога, оставаясь несотвореннымъ, становится тварью; на основаніи сего, Вышній возвещается какъ смиренный, и Невидимый зрится какъ видимый, и Неосязаемый осязается, и Безтелесный приходитъ въ теле, и Безплотный описуется во плоти, и Безстрастный проповедывается какъ подверженный страданіямъ, и Имеющій безсмертное естество возвещается какъ по–естеству смертный, — дабы человеческое естество, подверженное страстямъ (и страданіямъ) и смерти, возвести въ светлое безсмертіе и безстрастіе, и человека, ставшаго врагомъ и противникомъ Божіимъ, примирить съ Богомъ и Отцомъ.

16. И какимъ образомъ это исполняется, совершается и приводится въ самое дело? Ибо это поразительно и вызываетъ священный трепетъ, и для ушей людей, которые думаютъ человеческими нормами постигнуть то, что — божественнейшее, представляется невероятнымъ. Но въ отношеніи того, что возвещаетъ Богъ, тамъ человеческая расценка не действительна. Ибо для Бога все то, что Онъ бы возжелалъ совершить, является легкимъ, возможнымъ и безъ труда достижимымъ. И это является яснейшимъ и отличительнымъ знаменіемъ Божественной силы, которое совершенно не присуще тварной природе, поэтому, Божественныя дела — чудесны и поразительны и выше человеческой природы и превосходятъ всякую силу, присущую твари. Какимъ же образомъ это осуществляется и приводится къ прекрасному концу? Этому насъ ясно научаетъ боговдохновенный Лука, описывая намъ наисвященное изъ всехъ священныхъ бывшихъ намъ благихъ извещеній, (делая это для того) дабы никто не оказалъ недоверія величію вещи; дабы никто, самъ будучи немощнымъ и безсильнымъ и не способнымъ принять всякое дело, въ которомъ сильнее сказывается Божіе всемогущество [73], ошибочно не посчиталъ, что Богъ безсиленъ это совершить. Вы недавно слышали, что онъ возвещаетъ, именно: Въ месяцъ шестый посланъ бысть Ангелъ Гавріилъ отъ Бога во градъ Галилейскій, емуже имя Назаретъ, къ Деве обрученной мужеви, емуже имя Іосифъ, изъ дому Давидова: и имя Деве, Маріамъ (Лук. 1, 26–27). Ты слышишь, что Богъ его послалъ, и все же ты хочешь не верить вещи? — О, не не веруй Божіему веленію, но лучше благочестивейшимъ образомъ веруй въ то, что все, что Богъ пожелалъ бы сделать, Онъ весьма силенъ исполнить это. И отъ кого иного могъ быть посланъ Ангелъ, какъ, конечно, только отъ Бога, создавшаго его и приведшаго изъ небытія въ бытіе, какъ сотворившаго и все ангельское естество? Итакъ, если мы сознаемъ, что это — Богъ, Кто его послалъ, и возвещается, что посланный былъ Ангелъ, то какъ же можетъ быть не истиной то, что онъ возвещаетъ? Пусть все чудятся сему и никто да не не веруетъ возвещенiю, сознавая могущество Божіе, какъ по–истине всемогущее и всесильное.

17. Что же посланный блаженнейшій Ангелъ говоритъ Неискусомужной Деве? Или какимъ образомъ возвещаетъ Ей явленіе такихъ великихъ благихъ возвещеній? И что порождаетъ, посредствомъ Нее, сіе таковое великое Божіе дело? Онъ говоритъ Ей: Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою (Лук. 1, 28).

Вестникъ радости начинаетъ свою речь къ Ней съ радости. Ибо онъ знаетъ и ведаетъ, что всемъ людямъ, и въ равной мере и всей твари, его возвещеніе будетъ источникомъ радости и прекращеніемъ великой печали, потому что онъ знаетъ, что на основаніи сей Божіей тайны весь міръ озарится; знаетъ, что мракъ заблужденія разсеется; знаетъ, что жало смерти притупится; знаетъ, что сила тленія истлеетъ; знаеть, что адова победа будетъ отнята отъ него; знаетъ, что погибшій человекъ, который съ древнихъ поръ сталъ рабомъ техъ вещей, вследствіе которыхъ лишился райскаго наслажденія и былъ изгнанъ изъ тамошняго блаженнаго жительства, будетъ спасенъ. И поэтому онъ ставитъ радость въ виде предисловія къ своимъ благимъ возвещеніямъ, посему начинаетъ свои слова съ радости, и посему, радость предшествуетъ симъ благимъ возвещеніямъ, что радость имеетъ быть всемъ вернымъ вследствіе грядущихъ событій. Потому что онъ знаетъ, что Божественныя возвещенія следуетъ начать со словъ приносящихъ радость, ведая результатъ своихъ благихъ возвещеній, и то, что его слова, имеющія сбыться, принесутъ всемірную радость.

18. Какую радость и какое отрадное чувство не превзойдетъ оное вещаніе Ангела, бывшее къ Блаженной Деве, сущей Матери радости? — Радуйся, о, Родоначальнице пренебесной радости! Радуйся, о, Мати высочайшей радости! Радуйся, Основоположнице (??????????) спасительной радости! Радуйся, Виновнице безсмертной радости! Радуйся, неизреченной радости таинственной Пристанище! Радуйся, несказанныя радости достоудивляемая Ниво! Радуйся, неизсекаемыя радости всеблаженный Источниче! Радуйся, вечной радости богоносное Сокровище! Радуйся, живоносной радости благоцветущее Насажденіе! Радуйся, неневестная Божія Мати! Радуйся, Дево, по рождестве пребывшая нетленная! Радуйся, изъ всего чудеснаго наичудеснейшее Зрелище! Кто возможетъ выразить Твою лучезарность? Кто возьметъ на себя возвестить Твою чудесность? Кто возъимеетъ дерзновеніе поведать Твое величіе? — Ты украсила человеческое естество; Ты превзошла Ангельскіе чины; Ты затмила сіяніе Архангеловъ; первенствующее место Престоловъ Ты явила на второмъ месте; возвышенное место Господствій Ты показала уступающимъ Твоей высоте; превосходство Началъ Ты опередила; могущество Властей Ты явила уступающимъ Тебе; силу Силъ Ты пересилила большей силой; многоочитыхъ Херувимовъ Ты превзошла Своими земными очами; шестокрылость Серафимовъ Ты превысила Своими богодвижными крылами души; и Ты возвысилась выше всей твари, какъ сіяющая чистотою паче всей твари и пріявшая Творца всей твари, и чревоносившая Его и родившая Его, и изъ всей бывшей твари ставшая Матерью Божіей.

19. Поэтому я вещаю Тебе: Радуйся Благодатная, поелику паче всей твари Ты стала благодатной и поелику я сознаю и ведаю причину для такой радости и благодати въ Тебе; посему, взывая и вещая, я приношу Тебе: Господь съ Тобою. Господь, Который, какъ Творецъ, господствуетъ надъ всей тварью; съ Тобою же — какъ Содержащійся въ недрахъ Твоихъ и чревоносимый въ неизреченномъ Твоемъ чревоношеніи. Господь съ Тобою: Рожденный въ вечности отъ Отца и вместе съ Отцемъ всегда зримый; съ Тобою же — ныне въ зачатіи Его Тобою и чудеснымъ образомъ ставшій отъ Тебя плоть. Господь съ Тобою: сначала имеющій первое рожденіе въ вечности; а второе рожденіе ныне принимающій отъ Тебя. Господь съ Тобою: вместе съ Отцемъ господствующій надъ всею тварью; отъ Тебя же облагающійся въ образъ раба и освобождающій человеческое естество отъ рабства (греху и діаволу). Потому что ради того, чтобы раба явить по благодати господиномъ, Господь становится рабомъ. Господь съ Тобою: Сущій прежде, по–истине, вне всякой твари; а ныне зрится вместе съ Тобою, сотворенной, и посредствомъ Тебя становится въ числе твари: потому что Несотворенный создается въ Тебе, и отъ Тебя, какъ сотворенный, приходитъ Создатель. Я вижу, что въ Тебе Несотворенный создается какъ тварь, и созерцаю, что Безплотный сталъ плоть.

20. Посылающій меня къ Тебе, о, Дево, на небе былъ Безплотный и Безтелесный; здесь я вижу, что Онъ становится плоть и тело. На небе — Несотворенный и отделенный отъ всякой твари [74]; здесь же я обретаю, что Онъ въ Тебе, Деве, становится неизменно [75] Созданіемъ и тварью. На небе я Его виделъ Богомъ отнюдь не причастнымъ человеческому естеству (потому что какъ бы можно было видеть человеческое естество на небе? — Пусть Оригены опять не болтаютъ; пусть Дидимы снова не безумствуютъ; пусть Евагріи не беснуются, разсказывая пустыя сказки и заодно съ отвратительными Еллинами выдумывая предсуществованіе душъ) [76]; здесь же я Его вижу неизменно становящимся человекомъ, и чудо созерцаю въ чуде: что Онъ есть и Богъ неизменный и Человекъ есть необъяснимый: сугубый по естеству, но не сугубый по–?постаси: имея одно и то же Лицо, познаваемый же въ двухъ природахъ; ни, по причине сущихъ въ Немъ двухъ естествъ, разделяемый; ни, по причине того, что обе?постаси, изъ которыхъ Онъ состоитъ (Божеской и человеческой), составляютъ одну и ту же, единую и нераздельную?постасть, производящій смешеніе оныхъ естествъ; ни къ числу Лицъ Небесной Троицы, начальствующей надъ всемъ, прибавляющій число въ Ней Лицъ; и, обретаю, что Онъ — и человекъ среди людей и въ то же время — Богъ; и я удивляюсь величію чуда.

21. Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою. И что можетъ быть выше этой радости, о, Мати и Дева? И что могло бы быть больше той радости, которую Ты единственная получила въ уделъ отъ Бога? и что можетъ быть отраднее и светлее? — Все уступаетъ Твоему чуду; все уступаетъ Твоей благодати; все наіизбранное уходитъ на второе место и занимаетъ меньшій уделъ славы. Богъ — съ Тобою; — кто же дерзнетъ соревноваться съ Тобою? Богъ — отъ Тебя; кто же сразу не уступитъ и еще больше, радуясь, не предоставитъ Тебе первое место и превосходство? Поэтому, видя Твое преимущество надъ всеми созданіями, я возвещаю Тебе величайшія вещи. Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою. Потому что отъ Тебя проистекаетъ радость не только для людей, но даруется она также и Небеснымъ Силамъ.

22. По–истине, Благословенна Ты въ женахъ: потому что Ты обратила въ благословеніе то проклятіе, которое заслужила Ева; потому что Ты сделала то, что Адамъ, подвергнувшійся проклятію, ныне, благодаря Тебе, получилъ благословеніе. По–истине, Благословенна Ты въ женахъ: потому что, благодаря Тебе, на всехъ людей простерлось благословеніе Отчее и освободило ихъ отъ древняго проклятія. По–истине, Благословенная Ты въ женахъ: потому что, благодаря Тебе, спасаются Твои Прародители: ибо Ты родишь Спасителя, соделывающаго имъ божественное спасеніе. Воистину, Благословенна Ты въ женахъ: потому что Ты безсеменно произрастила Плодъ, дарующій благословеніе всей земле и освобождающій ее отъ проклятія произрастать терніи. Воистину, Благословенна Ты въ женахъ: потому что, будучи естествомъ женщиной, Ты станешь самой Богородицей. Ибо, если Имеющій родиться отъ Тебя, является по–истине воплотившимся Богомъ, то и Ты справедливымъ образомъ речешься Богородицей, какъ по–истине родившая Бога.

23. Но Блаженная и боговдохновенная Дева, видя божественнаго Ангела, такимъ образомъ къ Ней пришедшаго и съ такими словами обращающагося къ Ней, смутилась въ Своей святой душе, и стала внимательно обдумывать въ Себе и искать ответа: что обозначаютъ реченныя Ей слова Ангела? Потому что Она удивилась и поразилась тому, какъ Ангелъ Ее приветствовалъ. Потому что говорится (въ Евангеліи): Она же видевши смутися о словеси его, и помышляше, каково будетъ целованіе сіе. Она была, да, была полна и человеческой мудрости и ничего изъ реченнаго Ей не оставила безъ того, чтобы подвергнуть изследованію. Потому что Она страшилась и боялась, зная объ обольщеніи, которому некогда подверглась Ева, опасаясь дабы и Ее, какъ и ту, не прельстилъ опять обольстительный змій; и посему все Она благоразумно подвергла испытанію, дабы не случилось, чтобы беседа змія и Ее не отстранила отъ божественнаго света.

24. Видя же Ее находящейся въ такомъ состояніи, посланный къ Ней пренебесный Ангелъ освобождаетъ Ее отъ какого бы то ни было страха и боязни, и отстраняетъ всякое безпокойство и волненіе, и обращается къ Ней съ великой радостью и милостью и ласковостью. — Не бойся, Маріамъ: я — не подобенъ тому, кто прельстилъ Твою Праматерь; я — не подобенъ тому, кто некогда сгубилъ (или: «обманулъ») человека; я — не подобенъ тому, кто прежде отъ твоихъ Прародителей отнялъ райское наслажденіе; я — не подобенъ тому, кто лишилъ человека блаженной жизни и сочеталъ его съ этимъ (земнымъ) многоболезненнымъ прозябаніемъ; я — не подобенъ тому, кто, движимый завистью, породилъ смерть и всехъ людей сделалъ смертными; я — не подобенъ тому, кто всехъ людей, бывшихъ на земле, которыхъ создала рука Божія, сотворилъ преступниками Божіей заповеди и темъ самымъ обратилъ ихъ снова въ землю; я — не подобенъ тому, кто Адама, который сначала былъ другомъ Божіимъ, затемъ явилъ врагомъ Божіимъ.

Я — Ангелъ Бога Вседержителя, и являюсь Архистратигомъ ангельскихъ силъ, и среди Ангеловъ Божіихъ нарекаюсь: «Гавріиломъ». И говорить съ Тобою, непорочной и пречистой Девой, я — посланъ отъ Бога Отца, Вседержителя, дабы возвестить Тебе сошествіе въ Тебя Его Единороднаго Сына, — Приведшаго все въ бытіе и призвавшаго все изъ небытія (или: изъ ничего) въ бытіе, — и имеющее произойти въ Тебе Его славное зачатіе и Его всепревосходящее воплощеніе отъ Тебя и чудеснейшее чревоношеніе въ Тебе и непостижимое Его рожденіе отъ Тебя.

Благодаря сему, все изощренія врага рушатся; благодаря сему, все коварные замыслы врага вместе съ нимъ, изыскателемъ ихъ, разрушаются; благодаря сему, человекъ спасается и возстаетъ отъ смертнаго тленія; благодаря сему, ночь заблужденія проходитъ; благодаря сему, человекъ, ставшій изгнанникомъ изъ рая, снова водворяется въ раю; благодаря сему, человекъ, лишившійся, въ результате совета змія, дружбы съ Богомъ, снова становится другомъ Божіимъ. И поэтому Тебе, о, Блаженнейшая Дево и будущая Родительница Бога и Спасителя всехъ, я взываю: Радуйся Благодатная, Господь съ Тобою: благословенна Ты въ женахъ: темъ, что Ты была достойна получить такія великія вещи; темъ, что и радость небесная отъ Тебя произойдетъ для міра, и благодаря Тебе источается людямъ божественное благословеніе, притупляющее силу древняго проклятія.

25. И самъ я, о, Богоматерь, хвалю Твою твердость и всецело одобряю Твое благоразуміе, сказывающееся въ томъ, что Ты боишься ловушекъ обманщика; что Ты боишься ухищреній лютаго человеконенавистника; что Ты опасаешься тайныхъ стрелъ діавола; что Ты испытываешь тревогу и устрашаешься всевозможныхъ и по–истине смертоносныхъ веяній змія, (боясь) дабы не приключилось Тебе оказаться въ положеніи Евы.

Не бойся, Маріамъ: обрете бо благодать отъ Бога, негибнущую; Ты обрела у Бога благодать преславную; Ты обрела у Бога благодать вожделенную; Ты обрела у Бога благодать пресветлую; Ты обрела у Бога благодать спасительную; Ты обрела у Бога благодать не оскудевающую; Ты обрела у Бога благодать незыблемую; Ты обрела у Бога благодать непобедимую; Ты обрела у Бога благодать вечную.

И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто изъ нихъ не былъ до такой степени исполненъ благодати, какъ — Ты; никто не былъ настолько полонъ божества, какъ — Ты; никто не былъ такъ украшенъ святостью, какъ — Ты; никто не бы







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 306. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия