Студопедия — Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.) Описаніе чудесъ святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.) Описаніе чудесъ святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна.






Чудо 8.

«Е влогій, всехвальный предстоятель Александріи, поручилъ управленіе имуществами святыхъ (Кира и Іоанна) Христофору, бывшему настоятелю храма Іоанна Предтечи; и блаженный феодоръ, пріявшій кафедру после Евлогія [27], также повелелъ ему быть при тойже пастве; после нихъ Іоаннъ, по преимуществу нищелюбецъ (то–есть милостивый), пріявшій власть и пасущій доселе овецъ ихъ, также определилъ ему управлять храмомъ святыхъ. При немъ пишутся эти чудеса, совершенныя мучениками, и передаются потомкамъ для прославленія совершившихъ ихъ и для возвеличенія христіанской веры», такъ пишетъ Софроній.

Э тотъ Христофоръ плылъ чрезъ Мареотское озеро въ Мареоту, чтобы тамъ осмотреть владенія мучениковъ. Дело было зимнее; поднялась такая страшная буря, что Христофоръ отчаялся въ спасеніи и считалъ уже себя добычею рыбъ или крокодиловъ; но вотъ онъ обращается съ молитвою къ св. мученикамъ и они являются ему: одинъ укрощаетъ ветры, другой повелеваетъ утихнуть волнамъ, и избавляютъ его отъ смерти.

Н о эта страшная буря повергла Христофора въ тяжкую болезнь, которая и развилась такъ, что самые лучшіе врачи объявили, что онъ уже не увидитъ въ следующее утро солнца. Услышавъ этотъ приговоръ, онъ обратился съ молитвою къ Киру и Іоанну, призывалъ съ ними и феодора Стратилата, котораго особенно чтилъ, и вотъ онъ является ему во сне, имея въ руке знамя съ крестомъ. «3наешь ли, Христофоръ, говоритъ онъ, — для чего я пришелъ?» Тотъ отвечалъ, что не знаетъ. Тогда онъ сказалъ: «я пришелъ сюда просить за тебя игумена Кира». Когда это говорилъ мученикъ феодоръ, вдругъ является и Киръ съ братомъ Іоанномъ и, приблизившись къ постеле, начали осматривать лежащаго на ней, руками касаясь ранъ и какъбы селитрою утишая жаръ опухолей, и, сделавъ это, все трое ушли. Все это было во сне.

Н астало утро, и вотъ уже на яву вместо твердыхъ опухолей видятся на теле какъбы чешуи рыбныя и, будучи счищаемы, упали на землю. На пятый день являются мученики и повелеваютъ спасенному отъ смерти вымыться и, хорошенько сваривъ писсарій (родъ бобовъ), вымазать имъ все тело, и всякое пятно и все остатки опухолей вытереть. Когда это было сделано, Христофоръ вышелъ изъ бани совершенно чистымъ, такъ что и следовъ болезни не видно было.

Чудо 9.

Ж ена Христофорова, феодора, живя въ городе, подверглась тяжкой глазной болезни; болезнь не уступала усиліямъ знаменитыхъ врачей. Въ это время св. патріархъ Евлогій, какъ сказано выше, переводитъ мужа ея къ храму мучениковъ Кира и Іоанна. Жена стала уговаривать его отказаться отъ этого места и не хотела следовать за нимъ, измышляя разные предлоги, особенно же указывая на болезнь свою. Хитры женщины, чтобы склонить мужей, къ чему оне хотятъ! Но святые, соизволивши на переводъ къ нимъ Христофора, во сне явились жене и устроили, чтобы она следовала за мужемъ къ честному храму ихъ.

Я вившись ей, они сказали: «почему ты препятствуешь твоему супругу служить намъ, какъ решено?» Она же спросила: «кто вы такіе, Христовы мученики?» Киръ сказалъ: «я Киръ, а это Іоаннъ, мой сподвижникъ». Жена отвечала: «по причине только болезни глазъ; тамъ я не буду иметь помощи отъ врачей». Услышавъ это, мученики показали ей священный храмъ и въ немъ множество лежащихъ больныхъ и разсказали, какую кто имелъ болезнь, и сказали: «разве со всеми ими не можемъ вылечить и твоихъ глазъ?» И это доказали самымъ деломъ. Какъ только она вышла и увидела честный храмъ ихъ, болезнь тотчасъ оставила ее и она уже не чувствовала никакой боли въ глазахъ.

С пустя довольно времени после того феодора мылась въ бане святыхъ. Идя изъ пару къ холодной воде, она упала на спину и повредила руку и локоть, такъ что изъ раны вытекло много крови. Не прошло и трехъ дней, какъ явились мученики и исцелили ее, такъ что и следовъ раны не осталось. Явившись ей во сне, они велели обмывать руку мареотскимъ виномъ и наложить на рану мясо рыбы лавраксъ (прожорливая морская рыба) и сходить въ баню. Исполнивъ ихъ приказаніе, феодора вдругъ выздоровела.

Чудо 10.

У Христофора была дочь Мару, которая умерла недавно; она достигла возраста брачнаго, но скончалась девицею. Въ младенчестве, когда стали прорезываться у нея зубы, она вынесла большія боли; когда зубы прорезались, то боли поутихли, но изъ ушей текла гнойная матерія съ червями. Мать решилась отправиться съ нею въ Александрію, чтобы посоветоваться съ лекарями.

В ъ ночь предъ задуманнымъ путешествіемъ, она видитъ въ пустыне домъ лекаря и въ немъ сидящаго монаха. Это ей явился св. Киръ; онъ былъ монахъ и являлся въ монашескомъ виде; предъ нимъ стояла стопка или шкапчикъ, какіе обыкновенно бываютъ у лекарей. Сидя на кресле, святой сказалъ ей: «зачемъ ты пришла, женщина?» Она отвечала: «ищу лекаря и думала, что это домъ его, но не вижу ни въ немъ, ни въ шкапе никакихъ лекарствъ». Онъ сказалъ: «поищи хорошенько и, что найдешь, положи въ уши больной, и дочь твоя вылечится». Она же, осматривая домъ, увидела небольшое окно и на немъ стаканъ меду. Вставши отъ сна съ постели, она влила въ уши ребенка немного меду и вытащила оттуда мешокъ червей, въ четыре пальца длины и соответственной ширины. После того дочь совершенно освободилась отъ болезни.

Чудо 11.

П ри церкви св. мучениковъ былъ діаконъ Іоаннъ. Малолетняя дочь его Марія играла на окошке, при которомъ сидела мать ея и сматывала шерстяныя нитки съ веретена; потомъ по забвенію, какъ это часто бываетъ, занятая другими делами, она отошла отъ окна; въ это время ребенокъ полетелъ внизъ. Мать, услышавъ шумъ отъ паденія и вспомнивъ о дочери, подняла плачъ и крикъ, такъ что сбежались соседи и бывшіе въ храме, ибо домъ такъ прилегалъ къ храму, что входъ въ него и выходъ былъ чрезъ храмъ. Все думали, что дочь ея погибла, но пришедши нашли ее невредимою: она играла и наносила детскіе удары бывшимъ тутъ поросятамъ. Схвативши ее, повергли предъ гробницею святыхъ, какъ спасителей ребенка.

Н акануне этого дня ночью діаконъ Іоаннъ, не отецъ девицы, но другой, имелъ замечательное виденіе. Этотъ Іоаннъ, будучи еще міряниномъ и живя въ Царьграде, подвергся болезни ногъ, — у него сохли колена. Императорскій врачъ и другіе столичные лекаря не могли помочь ему. Онъ отправился къ безсребренникамъ и получилъ исцеленіе. Въ благодарность за сіе онъ самого себя посвятилъ на служеніе имъ. Принявъ сперва монашеское постриженіе, онъ за добрую жизнь рукоположенъ въ діакона патріархомъ Іоанномъ, который ныне пасетъ Александрійскую Церковь [28]. — Итакъ, накануне имевшаго совершиться чуда этотъ діаконъ Іоаннъ видитъ во сне мучениковъ Кира и Іоанна и съ ними большое собраніе святыхъ, одетыхъ въ белыя одежды; они говорили ему: «иди съ нами и насладись будущаго торжества». Іоаннъ спросилъ: «куда идти и на какое пиршество?» Они сказали: «діаконъ Іоаннъ позвалъ насъ сегодня на обедъ и все мы будемъ у него есть». Сказавъ это, весь светлый соборъ святыхъ пошелъ и повелелъ мне следовать за собою. Я пошелъ за ними, съ ними обедалъ и съ ними опять возвратился». Удивляясь богатству обеда и своему виденію, онъ разсказалъ все діакону Іоанну, не понимая значенія своего разсказа, называлъ его счастливымъ и блаженнымъ, что онъ удостоился принять и угостить столькихъ и такихъ великихъ святыхъ. И это виденіе было совершенно непонятно, доколе совершившееся чудо не объяснило его.

Чудо 12.

Ю ліанъ, более теперь, чемъ прежде удивительный, изобилующій богатствомъ именій, не лишенный и стяжаній добродетели, знатнаго рода и всеми чтимый, двойную имевшій болезнь и двойное получившій исцеленіе, выступаетъ для повествованія; онъ еще находится въ живыхъ и всемъ разсказываетъ бывшее съ нимъ.

Ю ліанъ, владея богатствомъ еще въ юности, сделался рабомъ страстей, которыя пленили душу его. Прежде законнаго брака онъ имелъ незаконную связь съ женщиною, которую оставилъ по вступленіи въ бракъ съ другою. Отвергнутая имъ, изъ ревности, поднесла ему ядъ, чтобы лишить его жизни. Но ядъ не лишилъ его жизни, однако такъ повредилъ все члены тела, что онъ не могъ владеть ими. Это причинило родителямъ его тяжкую скорбь; а молодая жена его проливала горькія слезы. Врачи не могли оказать ему помощи. Родители прибегли съ молитвою къ Богу и святымъ мученикамъ. Божественные мученики, сжалившись надъ юношею, смягчили острыя боли его и дали отчасти движеніе рукамъ и ногамъ его, но полнаго здоровья не возвращали и на это была важная причина. Юліанъ былъ последователемъ еретика Юліана, епископа Галикарнасскаго [29]. Святые часто являлись ночью больному и увещевали присоединиться къ православной Церкви; часто приносили сосудъ съ пречистымъ теломъ и кровію Господа и, сами показывая примеръ причащенія, убеждали Юліана приступить къ св. тайнамъ. Но Юліанъ не склонялся на убежденія ихъ; тогда они опять связали руки и ноги его и усилили его страданія еще более прежняго. Онъ кричалъ, призывалъ, умолялъ мучениковъ о помощи. Когда же болезни сделали его более способнымъ къ убежденію, являются ему улыбаясь мученики и спрашиваютъ о причине его крика. Онъ объяснилъ имъ болезнь и просилъ о помощи; тогда мученики снова напомнили ему о православной вере и сказали, что онъ не освободится отъ страданій, если не отступитъ отъ ереси и не присоединится къ апостольской Церкви. Юліанъ просилъ уверить его сильнее. Тогда они простерли руки къ небу и съ великими заклинаніями подтвердили, что ни гаіанитовъ, ни феодосіанъ Христосъ не имеетъ или не считаетъ въ числе верныхъ и благочестивыхъ. Юліанъ уверовалъ и получилъ со здравіемъ души и здравіе телесное.

М ученики сделали ему наставленіе, какъ причаститься св. таинъ въ первый разъ; ибо онъ еще стыдился. Явившись ему во сне ночью, они сказали: «вотъ приближается Рождество Спасителя. Александрійцы, сыны и питомцы вселенской Церкви, совершаютъ это священное и честное торжество въ церкви Пресвятыя Девы Маріи Богоматери, называемой «феона». И ты взойди въ нее и, вместе съ верными, благочестно совершая праздникъ Рождества, присоединись къ псалмопенію, выслушай апостольскія чтенія, внемли и трубе священныхъ Евангелій и, по окончаніи Евангелія, выйди вонъ, по прежнему обычаю твоему, чемъ отклонишь подозреніе отъ себя (со стороны еретиковъ), оставайся на площади и ходя здесь, наблюдай за окончаніемъ службы. И когда увидишь, что все выйдутъ изъ церкви, тогда ты войди въ церковь и причастись св. таинъ». Юліанъ такъ и поступилъ. Но когда онъ причащался св. таинъ, наклонившись какъ следуетъ, вдругъ входятъ въ храмъ до ста клириковъ гаіанитской ереси, дабы помолиться по обычаю по выходе православныхъ. Видя Юліана причащающимся, они поражены были переменою, происшедшею съ нимъ, и кивали другъ другу. Онъ же, причастившись, увиделъ ихъ и закраснелся отъ стыда предъ ними, и когда стали его разспрашивать, то онъ разсказалъ имъ все, что сделали съ нимъ мученики. Такъ совершилось присоединеніе его къ Церкви, и онъ понялъ силу наставленія мучениковъ. За переменою души последовало и совершенное исцеленіе тела.

Чудо 19.

О дна женщина, по имени Стефанида, поражена была ракомъ, болезнью, противъ которой врачи оказались безсильны; жена обратилась съ молитвою къ Богу и св. мученикамъ и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. Въ одинъ день, когда она стояла предъ гробницею мучениковъ и со слезами и воздыханіями молилась объ исцеленіи, вдругъ ракъ со всемъ его вредомъ отпалъ; многіе видели его по отпаденіи, ибо это было днемъ и многіе при этомъ молились. Этотъ ракъ былъ привешенъ вверху и многіе видели его и после [30]. Мы слышали это отъ нихъ и, уверенные въ истине, возвещаемъ.

Чудо 28.

Б ылъ некто Немезіонъ; онъ былъ крещенъ и считался христіаниномъ, но верилъ въ судьбу и занимался звездочетствомъ. Онъ наказанъ былъ лишеніемъ зренія по писанію: имиже кто согрешаетъ, сими и мучится (Прем. 11, 17). Самые лучшіе врачи не могли возвратить ему зренія; онъ оставилъ ихъ и ждалъ, что исцелитъ его судьба и онъ опять будетъ смотреть на теченіе звездъ; но и эта надежда не исполнялась; тогда онъ обратился къ мученикамъ Киру и Іоанну, думая, что чрезъ нихъ исполнится определеніе судьбы. Мученики не исполнили его желанія, наказуя его безуміе, но показали ему различіе между верою и неверіемъ.

Б ылъ беднякъ Фотинъ, который продавалъ овощи при храме трехъ святыхъ отроковъ. Онъ лишился зренія и прибегъ съ молитвою къ св. Киру и Іоанну. Явившись ему во сне, они сказали: «иди къ Немезіону; какъ только онъ положитъ руки на твои глаза, то немедленно получишь исцеленіе и увидишь светъ яснее прежняго». Но онъ боялся его, считая его высокомернымъ по его сану и гордымъ по богатству; когда же мученики явились ему дважды и трижды, повелевая сделать тоже, то онъ разсказалъ о явленіи ихъ некоторымъ въ храме; а эти пошли къ адвокату Киру, человеку благоразумному и христолюбивому, пребывавшему тогда въ храме святыхъ и разсказали ему о явленіи Фотину. Киръ и разсказалъ намъ [31] все это. Онъ пошелъ къ Немезіону и, объявивъ ему приказаніе святыхъ, убеждалъ исполнить его, хотя тотъ отказывался, называя себя грешнымъ и недостойнымъ для такого дела.

П ришедши къ гробнице святыхъ и много помолившись со слезами, Немезіонъ, коснувшись раки мощей ихъ, возложилъ руки на глаза Фотина и онъ прозрелъ и всехъ подвигъ къ прославленію, а Немезіона къ большимъ слезамъ, которыя оказались безполезными, ибо онъ не переменилъ своихъ мыслей. Фотинъ ушелъ, славя Бога, а Немезіонъ украсилъ мраморомъ часть стены близь гробницы святыхъ и изобразилъ на немъ Христа, Іоанна Крестителя, мученика Кира и себя при этомъ проповедующаго благодать.

Чудо 31.

Ю ноша феодоръ, после причастія св. таинъ, идя въ храмъ св. мучениковъ, не знаемъ почему, обиженъ ли кемъ былъ, въ сильномъ гневе, не только поносными словами, несчастный, оскорбилъ святыню, какъбы противъ сослужителя какого–то износя порицаніе, но и носомъ извергая воздухъ, издалъ такой громоподобный звукъ, что все бывшіе при этомъ вздрогнули. Известно, что язычники подобными носовыми звуками умилостивляли своихъ боговъ и кто изъ нихъ побеждалъ такими звуками другихъ, тотъ наиболее нравился демонамъ.

П осле такого гнуснаго поступка феодоръ, принимая пищу, лишился зренія; все бывшіе при этомъ пришли въ страхъ и стали молиться за себя и за него со слезами, умилостивляя Христа и мучениковъ. Мученики явились ему во сне и сказали: «кто тебя, несчастный, вынудилъ на такое гнусное дело? Его надобно и всегда воздерживаться, какъ языческаго и пріятнаго демонамъ, а темъ более после причастія св. таинъ, и вотъ если ты на третій день, когда экономъ пойдетъ съ кадиломъ и будетъ кадить храмъ, увидишь уголья въ кадиле и восходящій отъ него дымъ, то освободишься отъ наказанія и получишь зреніе, какъ и прежде, а если ничего не увидишь, то останешься навсегда слепымъ. Юноша после этого виденія много раскаявался и проливалъ токи слезъ, умоляя Бога и мучениковъ до указаннаго времени; молились за него и другіе въ храме. На третій день, когда Христофоръ кадилъ въ храме мучениковъ (онъ былъ экономомъ) и проходя мимо феодора достигъ до места крещальни, сей увиделъ ясно угли и восходящій отъ нихъ благоухающій дымъ и, испустивъ гласъ, славословящій Христа и мучениковъ, вдругъ всехъ подвигъ къ радости и страху, къ радости, потому что онъ дивно прозрелъ, къ страху, потому что въ этомъ виделось присутствіе самихъ мучениковъ и наказаніе ими всякаго преступленія. Когда все собрались посмотреть на феодора и сделался большой шумъ, Христофоръ изумился, не зная причины сего. Узнавъ же о великомъ чуде, со всеми другими и съ феодоромъ велегласно прославилъ Христа и святыхъ, возвеличивающихъ Христа чудесами. Мы же, бывшіе въ это время тутъ и видевшіе чудо, воздавъ хвалебныя песни сотворшимъ его, обратимся къ другому знаменію.

Чудо 36.

В ъ Египте, въ городе Теннесе былъ мірянинъ феодоръ, принадлежавшій къ секте Юліана галикарнасскаго [32], а ныне по милости Божіей и просвещенію и изволенію мучениковъ служитъ иподіакономъ въ храме ихъ. Онъ въ юномъ возрасте подвергся страшной болезни подагре. Велики были мученія его; пальцы рукъ его походили на камни, а голени ногъ на глыбы земли. Не получивъ помощи отъ врачей, онъ прибегъ къ мученикамъ. Они являлись ему часто во сне и обещали выздоровленіе, дарованія, потребныя къ жизни, и возведеніе въ священную степень, если онъ присоединится къ православной Церкви; но онъ оставался непреклоннымъ. После того еще явившись во сне, они поставили его на кровле храма и заставили считать морскія волны; онъ началъ считать, но потомъ отказался. Мученики сказали: «какъ невозможно сосчитать волнъ морскихъ, такъ невозможно перечислить и токовъ твоей болезни. Въ другой разъ они явились въ виде грозныхъ судей и онъ далъ обещаніе присоединиться къ православной Церкви; но пробудившись, опять впалъ въ сомненіе. Размышляя о виденіи, онъ опять заснулъ и увиделъ мучениковъ въ образе діакона Юліана, который во то время служилъ въ храме ихъ; они предлагали ему принять св. тайны Христовы, но онъ вместо того просилъ пропустить его за решетку гробницы ихъ и взять елея отъ лампады, ибо многіе, которые не причащаются, поступаютъ такъ, принимая вместо святаго тела и крови Христовыхъ елей изъ горящей лампады святыхъ и, думаю, по неведенію, наносятъ оскорбленіе святыне (прибавляетъ Софроній). Сначала мученики не допускали его къ гробнице, а потомъ и допустили, но онъ нашелъ двери къ ней запертыми и не могъ взять елея отъ лампады и отошелъ печальный, но напутствуемый новыми убежденіями мучениковъ присоединиться къ православной Церкви.

Р ано утромъ уже на яву пришелъ онъ къ гробнице мучениковъ и видитъ предъ нею Пасхазія, одержимаго злымъ духомъ. Увидевъ феодора, онъ, грозно взглянувъ и скрежеща зубами, громко сказалъ, говоря отъ лица святыхъ: «ступай скорее, просвети душу твою, иначе, клянусь живущею здесь силою, какъ пришелъ сюда одержимый лютою подагрою, такъ и уйдешь безъ исцеленія, и это мне сказать тебе приказываютъ мученики». Устрашенный этимъ и припомня убежденія и угрозы, бывшія ему во сне, онъ принялъ св. тайны и просветилъ ими свою душу. Но после причащенія, по действію вражескому, впалъ въ уныніе и, легши на постелю, скоро отъ печали заснулъ. Во сне явились ему мученики и утешили его. Спустя несколько дней онъ видитъ во сне представшихъ ему мучениковъ и повелевавшихъ следовать за ними. «Пришедши, говорилъ онъ, — къ одному, составляющему верхъ совершенства, храму, по виду страшному и величественному, а по высоте достигающему до самыхъ небесъ, и вошедши внутрь его, мы увидели величайшую и удивительную икону, на которой въ средине былъ изображенъ красками Христосъ [33], а Матерь Христова, Владычица наша Богородица и Приснодева Марія по левую сторону Его, по правую же Іоаннъ Креститель и Предтеча тогоже Спасителя, предвозвестившій Его своими взыграніями во чреве; тутъ же были изображены и некоторые изъ преславнаго лика апостоловъ и пророковъ и изъ сонма мучениковъ; въ томъ числе находились и эти мученики — Киръ и Іоаннъ. Они, стоя предъ Господомъ, молились Ему, преклонивъ колена и склонивъ головы на помостъ, и ходатайствовали объ исцеленіи юноши. Но Христосъ не отвечалъ имъ. Они снова стали молиться и опять не получили ответа; наконецъ въ третій разъ они молились долго и, лежа ницъ, восклицали только: «Господи, повели». Господь Христосъ, какъ поистине милостивый, сделалъ мановеніе и отъ иконы провещалъ: «дайте ему». Тогда мученики возстали отъ земли, принесли сперва благодареніе Христу Богу нашему за то, что Онъ услышалъ молитву ихъ, а потомъ съ радостію и восторгомъ говорятъ: «вотъ ради насъ Господь даровалъ тебе благодать. Итакъ иди въ Александрію, побудь тамъ постяся въ великомъ Петропиле, потомъ возьми немного въ пузырекъ масла изъ лампады, горящей предъ образомъ Спасителя, и опять, не вкушая пищи, приди сюда, помажь имъ ноги и получишь исцеленіе.

П осле этого виденія во сне, онъ пошелъ въ Александрію, взялъ елея изъ лампады, возвратился въ храмъ св. мучениковъ, здесь помазалъ имъ руки и ноги, и болезнь исчезла и онъ удостоился соверщеннаго исцеленія [34] и обещанныхъ ему дарованій, и за все это благодаря со тщаніемъ, служитъ мученикамъ.

Чудо 37.

И подіаконъ феодосіевой и Северовой ереси Іоаннъ, происходившій изъ египетскаго города Кинo, потерялъ зреніе вследствіе бельмъ на глазахъ. Его привели къ Киру и Іоанну. Проведши здесь годъ, онъ удостоился благодати. Явились ему во сне мученики и, причастивъ тела и крови Христовыхъ, сказали: «вотъ ты, юноша, узналъ путь истинной жизни. Итакъ пріими здесь тайны Христовы». Пробудившись, онъ присоединился къ православной Церкви, принялъ св. тайны и бельма его исчезли, какъ будто ихъ не имелъ. Но вотъ отецъ его, діаконъ феодоръ, умеръ и къ нему пришли родственники и убедили его возвратиться домой, чтобы занять место отца. Забывъ заповедь мучениковъ, онъ пошелъ. Когда онъ былъ уже недалеко отъ города Кинo, являются мученики, наносятъ ему ударъ по лицу и онъ опять ослепъ. Раскаявшись, онъ возвратился къ мученикамъ и экономъ Христофоръ [35] поместилъ его въ томъ священномъ месте храма, где пребываютъ гости, такъ какъ въ храме все места заняты были больными. Спустя три дня Іоаннъ видитъ во сне діакона на амвоне, съ Евангеліемъ въ рукахъ, громко чтущаго изъ Матфея о томъ, какъ на вопросъ Іоанна Крестителя: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ, Спаситель отвечалъ ученикамъ его: шедше возвестите Іоаннови, яже слышите и видите: слепіи прозираютъ и хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются и глусіи слышатъ (Матф. 11, 4). При этихъ словахъ онъ пробудился и вотъ видитъ светъ восходящаго солнца и такимъ образомъ получилъ зреніе, но того совершеннаго исцеленія, какое имелъ сначала, не получилъ: на глазахъ его остался следъ его непризнательности, дабы и прочіе, видя это, пребывали твердыми.

Чудо 39.

В ъ именіи Ираклія въ 24 стадіяхъ отъ храма [36] святыхъ, жилъ Петръ; онъ страдалъ разслабленіемъ (отъ паралича). Во сне явились ему святые и обещали исцеленіе, если онъ омоетъ руки въ Іордани (то–есть крещальне) и приметъ таинства Христовы, ибо онъ былъ монофизитъ, последователь Діоскора и Севера. Предубежденный противъ Халкидонскаго собора, отвергнувшаго монофизитскую ересь, онъ не согласился на предложеніе святыхъ. Они опять оставили его при прежнихъ страданіяхъ, которыя предъ этимъ успокоили. Больной опять сталъ призывать ихъ, они опять явились и предлагали тоже. И это повторялось не дважды, трижды или четырежды, но много разъ, ибо Египтяне — народъ упорный, и на что однажды решатся, на доброе или на худое, то не легко уже отстаютъ отъ того, и все они таковы. Наконецъ, побуждаемый страданіями, онъ сталъ призывать мучениковъ, обещая исполнить все, что ни прикажутъ сделать. Они явились, убеждали причаститься св. таинъ и говорили: «почему тебе, Петръ, не веровать, какъ и мы веруемъ, и не присоединиться къ намъ въ деле веры?» Онъ опять дерзнулъ имъ сказать: «ужели и вы, великіе слуги Христовы, веруете въ Халкидонскій соборъ?» Они стали убеждать его, что вера, утвержденная этимъ соборомъ, есть правая и боговдохновенная.

П етръ исполнилъ ихъ повеленіе, присоединился къ православной Церкви, получилъ здравіе и после того уже остался твердымъ въ православіи до смерти.

М ина, письмоводитель эконома Христофора, александріецъ и последователь тойже ереси, будучи явно наказанъ, присоединился къ Церкви. Онъ увиделъ во сне святыхъ, идущихъ къ таинственной и небесной трапезе, какъбы для причащенія св. Таинъ. Обратившись и увидя, что онъ не следуетъ за ними, они подходятъ къ нему и сильно наказываютъ жезлами по рукамъ. «Почему, говорили они, — ты, видя насъ идущихъ къ причастію, не последовалъ за нами? Если ты хочешь быть въ нашемъ дому, следуй нашимъ уставамь, и где мы причащаемся Господней пищи, тамъ и ты принимай ее». При этомъ они показывали перстами на божественную трапезу. Пробудившись, онъ чувствовалъ боли и рубцы ударовъ на яву, свидетельствовавшихъ о желаніи святыхъ. Вставъ, онъ причастился немедленно и боли исчезли. Я могъ бы здесь привести и многихъ другихъ, присоединенныхъ святыми къ Церкви и познавшихъ истинную веру; но чтобы кто не заподозрилъ насъ, что мы пишемъ чудеса святыхъ для защищенія своей веры, удовольствуемся и этими.

Чудо 48.

А нтоній фивянинъ имелъ жесточайшую болезнь; онъ кричалъ, что внутренности его страшно грызутся и точатся какъбы червями. Врачи не могли не только помочь, но и понять его болезни. Онъ поселился въ храме мучениковъ и, проживъ здесь два года, вдругъ отъ нихъ получилъ здравіе, безъ всякаго указанія на какое–либо врачевство, какъ это они делали въ отношеніи къ другимъ; только по выздоровленіи они явились ему и сказали: «вотъ мы освободили тебя отъ страданій; иди въ городъ, не страшась более болезни; пришедши туда, посади во имя наше виноградъ и мы будемъ вместе съ тобою возделывать его; одну часть вина отъ него бери въ свое употребленіе, а другую доставляй въ нашъ домъ и разделяй больнымъ братіямъ. Онъ такъ и поступилъ, и одну часть вина отъ насажденнаго винограда разделялъ каждогодно больнымъ въ храме мучениковъ. Это онъ делалъ впродолженіе многихъ летъ и недавно предъ симъ скончался.

О дна женщина по селенію Афнетянка, по имени Асту, также страдала тяжкою болезнію, которой не могли распознать врачи. Она чувствовала внутри какъбы тяжелый свинецъ; три года она пробыла въ храме мучениковъ и после того причина болезни открылась — это бывшій въ ней камень наподобіе большаго яйца, всехъ приводящій въ удивленіе; она привесила его предъ ракою святыхъ, чтобы онъ на многія лета былъ памятникомъ чуда.

Чудо 53.

П рокопій изъ Елевферополя имелъ неизлечимую болезнь, на носу у него наростало тело. Никто изъ лекарей не могъ уничтожить его. Взявши съ собою слугу феодора, Прокопій отправился къ Киру и Іоанну и не ошибся въ надежде: болезнь его, хотя и не скоро, была уничтожена. Лекарствомъ былъ перецъ, жареный на сковороде, который онъ клалъ въ носъ.

М ежду темъ слуга его юноша феодоръ часто купался въ море и игралъ въ волнахъ. Однажды морская собака схватила его за ногу, потащила его въ море и зарыла въ песокъ, думая темъ убить свою добычу и обратить ее въ пищу себе. Юноша молился св. мученикамъ, и они скоро представъ и сказавъ ему: «не кричи», вытащили за волосы на берегъ. Вытащенный изъ воды, онъ уже не имелъ дыханія; спустя немного они дали ему и дыханіе, а глубоко израненная собакою нога на подошве отъ пятки до пальцевъ была заживлена ими мазью изъ воска. Онъ и бывшіе тогда при этомъ событіи доселе живы.

Чудо 60.

В ъ Константинополе некто феодоръ имелъ страшную болезнь. Нога его воспалилась и такъ поражена была огнемъ, что потеряла видъ свой. Врачи не могли утишить огня, который готовъ былъ разлиться по всему телу. Святые мученики являются во сне діакону Іоанну, который самъ былъ изъ Константинополя и, будучи исцеленъ ими, служилъ въ храме ихъ, какъ сказано выше (чудо 11), и приказываютъ написать феодору, чтобы онъ прибылъ къ нимъ.

П олучивъ письмо Іоанна и веруя приказавшимъ написать его (ибо Іоаннъ даже не зналъ, что феодоръ одержимъ такою болезнію), онъ отправляется къ мученикамъ и они скоро даровали ему исцеленіе, а врачевство состояло въ мазаніи ноги глиною, разведевною въ воде, которою Египтяне замазываютъ горла большихъ глиняныхъ сосудовъ съ виномъ. На это врачевство указали феодору сами мученики, явившись сму во сне. Получивъ здравіе, онъ возвратился въ Царьградъ [37].

Чудо 61.

Д іаконъ Филимонъ изъ Финикіи самъ просилъ Софронія описать бывшее съ нимъ чудо. Онъ имелъ две болезни: страданіе печени и фистулу, постоянно источавшую матерію изъ шеи. Оставивъ врачей, онъ обратился къ Киру и Іоанну. Когда онъ спалъ въ храме ихъ, являются ему оба мученика: одинъ разсматривалъ печень и утишалъ страданія ея, а другой изсушалъ токи фистулы. Прикасавшійся къ печени приказывалъ взять зеленыхъ маслинъ и одне есть, а другія, размягчивъ, прикладывать къ печени; а другой велелъ растирать листья лимона и прикладывать къ фистуле. Исполнивъ то и другое приказаніе, Филимонъ исцелился отъ обеихъ болезней.

Чудо 62.

В ъ Александріи жилъ Іоаннъ, учитель словесныхъ наукъ, ученикъ великаго проповедника веры божественнаго Евлогія [38]. У него была жена Родопа, родившаяся въ Антіохіи отъ знатныхъ и богатыхъ особъ. Она заболела тяжко, бывъ поражена по всему телу карбункулами, и отправилась въ храмъ мучениковъ. Уснувъ, она видитъ, что больныхъ обходятъ мученики и одному советуютъ сделать то, другому — другое, а ее прошли, ничего не сказавъ. Она просила ихъ объявить ей причину этого, — не оскорбила ли она ихъ чемъ–либо ненамеренно. Они отвечали ей, что они обошли ее мимо, потому что она по воле Христа Бога и Владыки всехъ должна умереть. «Итакъ, заключили они, — встань, иди домой, доколе душа не разлучилась съ теломъ». Она темъже утромъ возвратилась въ городъ, разсказала мужу виденіе и чрезъ несколько дней скончалась.

Чудо 70. Исцеленіе самого Софронія.

В елика и славна признательность бесноватаго, жившаго во гробахъ, какъ засвидетельствовало божественное слово; ибо, получивъ исцеленіе отъ Спасителя и избавившись отъ нещадно неистовствовавшихъ надъ нимъ демоновъ (злейшее собраніе демоновъ составляло въ немъ легіонъ), онъ желалъ быть последователемъ спасшаго его Христа, но не могъ показать этимъ любовь свою къ Нему: моляшеся же Ему мужъ, изъ негоже изыдоша беси, дабы съ Нимъ былъ (Лук. 8, 38). Но Іисусъ не оставилъ его при себе, а повелелъ идти и проповедать домашнимъ о милостивомъ спасеніи его; онъ же пошелъ и сделался неутомимымъ и ревностнымъ проповедникомъ Спасителя въ Десятиградіи, считая деломъ непризнательности, если онъ будетъ проповедывать о Благодетеле только домашнимъ, а не всемъ, которые видели его больнымъ.

П осему никто да не порицаетъ насъ, если мы восхотели соделаться подражателями его и проповедать о благодетеляхъ нашихъ по Боге Кире и Іоанне и предадимъ дарованіе ихъ письмени. Никто не порицалъ прокаженнаго, котораго очистилъ Христосъ отъ проказы. Ему приказано было никому не говорить объ исцеленіи, а только принести даръ по закону Моисееву, а онъ везде сталъ проповедывать о Владыке и разглашать объ очищеніи своемъ, а не хотелъ молчать, какъ ему было приказано (Лук. 5, 12–14). Ревнуя имъ въ признательности, и мы не скроемъ исцеленія, но будемъ благодарными проповедниками святыхъ и къ сказанному о нихъ выше прибавимъ бывшее съ нами, хотя бы они, подражая наставнику ихъ Христу, и не желали, чтобы мы говорили о нихъ.

С кажемъ имя, городъ, отечество, обитель любомудрія, откуда мы произошли, и где волею Божію поставлены и потомъ о болезни глазъ и о божественномъ посещеніи святыхъ, какъ мы поступали и съ предшествовавшими, не только ничего не прибавляя, но еще сокращая действительно бывшее.

И мя писавшему сіе Софроній, городъ — митрополія Дамаскъ, отечество — Финикія не приморская, а соседняя горе Ливану, которой Дамаскъ есть древняя митрополія, монастырь — тотъ, который основалъ въ пустыне святаго града Христа Бога нашего священный феодосій, превосходившій въ добродетели всехъ палестинскихъ монаховъ, бывшихъ не только до него, но и после его [39]. Софроній, прибывъ въ Александрію по причине, которой нетъ нужды объявлять на бумаге, заболелъ обоими глазами. Онъ имелъ болезнь не впродолженіе немалыхъ дней, но мучился ею впродолженіе немалыхъ месяцевъ и, не снося бездны страданій, ибо имелъ тяжкую болезнь, показывался лучшимъ врачамъ, особенно же темъ, которые казались превосходнее другихъ и по слову, и по виду. Они часто выводили больнаго на открытый воздухъ, разсматривали зрачки его противъ солнечныхъ лучей и первоначально сказали, что причина болезни есть перемена воздуха, ибо Софроній подвергся ей тотчасъ после прибытія; но такъ какъ болезнь продолжалась, то она у нихъ превратилась въ сухость глазъ, и причиною объявленъ не чужой воздухъ, а худосочіе и потому они предписывали поправленіе тела, ибо они такъ лечатъ подвергающихся такой болезни. Но когда и чрезъ это нисколько не могли помочь, хотя больной согласенъ былъ на все по необходимости, тогда стали приписывать болезнь неисцельному приливу и неестественному расширенію зрачковъ; оставивъ иноземный воздухъ и худосочіе, одни стали называть болезнь такъ, а другіе иначе; сперва другъ съ другомъ соглашались, но спорили въ перемене именъ; наконецъ стали противоречить и себе самимъ и другъ другу, соглашаясь только въ одномъ, что эта болезнь неизлечима.

У видевъ это, Софроній и что нетъ надежды на помощь человеческую, узналъ ясно, что врачи не воскресятъ, какъ пророчествовалъ о нихъ великій Исаія (26, 14); но всегда веруя въ дарованія Кира и Іоанна и слыша, какія чудеса совершаютъ они въ безчисленныхъ болезняхъ, приходитъ къ нимъ съ верою, приходящіе съ которою получаютъ отъ нихъ чего желаютъ, такъ какъ они съ избыткомъ вознаграждаютъ добромъ за веру къ нимъ. Видя и болящаго Софронія и всею душею верующаго въ нихъ, они удостоиваютъ его исцеленія и первоначально разрушаютъ пустословное определеніе врачей и, убедивъ страждущаго не верить сказанному врачами после всего (о неисцельности болезни), даруютъ ему здравіе, котораго дать они не могли. Была третья ночь, какъ онъ пришелъ, и вотъ оба они, представъ ему во сне, возбудили въ немъ веру, что онъ избавится отъ болезни. Одинъ облеченъ былъ въ священное одеяніе монаха и подобился Іоанну духовному отцу и учителю болящаго [40]. Іоаннъ также пришелъ съ нимъ (Софроніемъ) въ храмъ мучениковъ и молился за ученика и сына. Принявшій видъ отца, какъ монахъ, и одетый въ иноческое облаченіе былъ Киръ. Блаженный же Іоаннъ (мученикъ), явившійся съ Киромъ, представлялъ собою Петра александрійскаго, начальника преторіи, и имелъ светлую одежду. Подошедъ къ Киру, явившемуся въ виде учителя болящаго, онъ спросилъ: «имеешь ты ученика называемаго Гомеромъ?» Они знали, хотя прошли только начатки мірскаго образованія, что Гомеръ былъ слепъ, подвергшись въ старости катаракту; ибо это значила загадка святыхъ. Тотъ съ клятвою отвечалъ, что онъ имеетъ ученика, но сей не называется Гомеромъ, и прибавилъ, что онъ не касался когда–либо Гомерова стиха; это значило, что онъ (Софроній) непричастенъ Гомеровой слепоте. Святый Іоаннъ сказалъ ему, какъ отцу и наставнику: «для убежденія въ этомъ мы посетили его; если же онъ не называется Гомеромъ, какъ мы слышали, то возблагодаримъ Бога всяческихъ, который освободилъ его отъ такой болезни и такого названія». Явившись такъ и уверивъ его (Софронія) сими словами, что онъ не будетъ причастенъ Гомеровой слепоте, они отходя прервали сонъ его.

С пустя немного дней, облеченные въ монашескія одежды, они приказываютъ приложить къ глазамъ мазь изъ воска, разведеннаго въ елее, находящемся въ лампаде предъ гробницею ихъ. Исполнивъ это, онъ отчасти получилъ исцеленіе. Они обещались доставить ему и совершенное выздоровленіе и это выразили такъ въ виденіи: была ночь; Софроній спалъ на постели и видитъ, что Іоаннъ, учитель его приглашаетъ всехъ братій въ храме къ себе на обедъ; столъ былъ для всехъ одинъ круглый и простирался чрезъ весь портикъ храма; отъ него зависелъ и видъ стола; одна линія портика хотя была осьмиугольная, но онъ вообще имелъ видъ круга; съ видомъ портика вполне соображался и столъ. Во главе его возлежалъ мученикъ феодоръ, ибо и онъ былъ весьма чтимъ страждущимъ; подле него возлежалъ дивный Киръ, имея по правую сторону брата Іоанна и находясь въ средине между двумя подвижниками благочестія; они были не въ иныхъ одеждахъ и виде, а въ такихъ, въ какихъ изображаются. Съ ними возлежало и все собраніе больныхъ братій, и всемъ служилъ Софроній. Іоаннъ же, учитель его въ соседней келліи приготовлялъ яства.

К огда обедъ кончился и три святые встали, феодоръ сказалъ Софронію: «иди, позови своего учителя, чтобы святый Киръ отдалъ ему, что долженъ». Побежавъ, онъ исполнилъ приказаніе. Мученикъ феодоръ сказалъ пришедшему Іоанну (это было имя учителя): «что тебе долженъ св. Киръ, чтобы отдать сейчасъ долгъ?» Онъ же, падши на лице, сказалъ, что мученикъ нисколько ему не долженъ. Мученикъ феодоръ ска







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия