Российские выставки как синтетический рекламный жанр.
В России на протяжении XIX в. (начиная с 1829 года) было устроено шестнадцать общенациональных выставок. Первоначально они именовались Всероссийскими мануфактурными вывесками. Название говорит само за себя: организацией таких, как правило, дорогостоящих смотров изготовленной продукции государство стремилось возбудить творческую конкуренцию между отечественными промышленниками, завязать между ними более тесные связи, а потенциальным потребителям – посетителям, продемонстрировать лучший из возможных товаров. В сопроводительном каталоге выставки 1849г. в Санкт-Петербурге говорилось, что ее цель «показать успехи, сделанные по каждой отрасли промышленности, возбудить соревнование производителей и указать потребителям лучшие отечественные изделия». Дополнительный стимул выставочное дело в России получило в связи с продвижением к общеевропейским стандартам производства и коммерции. Россия принимает все более активное участие во всемирных промышленно-технических выставках. В 1861г. Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге собрала для демонстрирования 1003 экспоната. В 1870г. данная акция вновь проходила в северной столице, на нее привезли из всех регионов страны уже более трех тысяч примечательных образцов. Они классифицировались по 43 разделам, в том числе таким: «Чугун, железо и сталь», «Ископаемое топливо», «Химические продукты и краски», «Свинец и серебро», «Стеклянное и гончарное дело», «Машины и аппараты», «Экипажа и принадлежности к ним». В нескольких отделах экспонировались пищевые продукты: мука, сахар, кондитерские изделия, напитки. В известной мере переломный характер имела очередная подобная выставка, организованная в Москве в 1882г. на ней демонстрировалось уже около четырех тысяч экспонатов и диапазон охвата ими жизненной реальности расширился. Это отражено в изменении наименования всей экспозиции – всероссийская художественно-промышленная выставка. Если для выставки 1870 года основной задачей было представить верную и добросовестную картину русской промышленности, то для выставки 1882 года в Москве этот замысел конкретизировался на идее развития творчества. Здесь были представлены изделия тяжелой и легкой промышленности, бронзовое литье, мебель, посуда, ювелирные изделия, а также обширный раздел продукции кустарного производства. Комиссия по устройству выставок, как правило, заблаговременно назначаемая правительством, предложила устройство собственно художественных салонов, где могли прорекламировать свои произведения профессиональные скульпторы и живописцы. По итогам выставки комиссия экспертов делала следующее заключение: "Важнейшим нравственным результатом бесспорного общего успеха Выставки было доверие к своим силам, поселенное им в публике и в самих производителях... Сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобств публики, она совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступает". В качестве примечательной детали, запомнившейся многим посетителям этой выставки, стал рекламный трюк, устроенный парфюмерной фирмой "Брокаръ и К0" под влиянием западных образцов. Около павильона, где экспонировалась парфюмерная продукция, был устроен фонтанчик, брызжущий не водой, а одеколоном «Цветочный». Относительно широчайшей популярности фирмы среди тех, кто прикоснулся к фонтанчику или услышал о нем от других сомневаться не приходится. Выставки подобного рода в целом сформировались к концу ХIX в. как синтетическая форма рекламы, представляющая буквально вес ее разновидности. Однако на первое место в условиях выставочного пространства выдвигаются рекламные акции, т. е. организация неких событий, имеющих рекламную цель, демонстрацию тех или иных объектов в динамике, в действии. Вопросы для повторения: 1. В какое время и для чего были введены фабричные марки? 2. Что относится к малым изобразительным формам рекламы? 3. В какое время началось освоение кинематографа в России? 4. Роль фоторекламы в развитии PR-индустрии в России? 5. Роль российских выставок в развитии PR-индустрии? Тест: 1. В какое время афиша и вывеска сформировались как профессиональный жанр а) вторая половина 19 века б) начало 20 века в) середина 19 века г) начало 19 века 2. Когда появились шрифтовые вывески а) начало 19 века б) середина 19 века в) конец 19 века г) начало 20 века 3. История развития плаката в России начинается а) в начале 19 века б) в середине 19 века в) в последней четверти 19 века г) в начале 20 века 4. Выставки как синтетический рекламный жанр появились в а) 1829г. б)1810г. в)1850г. г)1870г. 5. Упаковка различных товаров в России на рубеже XIX- XXвв. приобрело: а) предохранительную функцию б) рекламную функцию в) утилитарную функцию г) эстетическую функцию. Использованная литература: 1.Алексеева М. А. Русская народная картина // народная картинка XVII-XIX веков- СПб, 1996г. 2.Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX-начало XXвека – Л., 1988г. 3. Милюков П. Воспоминания.// М.,1991г. 4. Серов С. Товарные знаки XIX века // Реклама, 1982, «2, с.22 5. Учёнова В.В. История для ВУЗов.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999
|