МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
(1918—1939 гг.)
В период между двумя мировыми войнами окончательно сложилась социально-экономическая структура колониальной Малайи, оформилась система колониального управления, определились многие особенности национально-освободительного движения. Хронологически этот период делится на три этапа: от конца мировой войны до мирового экономического кризиса (1918—1928 гг.), мировой экономический кризис (1929— 1933гг.), предвоенные годы (1934—1939 гг.). Социально-экономическое развитие Малайи. Особенности хозяйственной и социальной структуры малайского общества, начавшие складываться в конце XIX в., явственно проявились в первой трети нашего века, определив в значительной мере последующее развитие страны. Малайя в эти годы окончательно превратилась в поставщика двух основных продуктов на мировой рынок — олова и каучука. Английский капитал взял мод свой контроль производство этих продуктов, извлекая огромные прибыли, особенно в периоды благоприятной конъюнктуры на мировом рынке. Превращение Малайи в страну монокультуры — каучука — и источник одного вида сырья — олова — привело к однобокому развитию страны, на экономике которой неизменно сказывались колебания цен на мировом рынке, особенно в период кризиса 1929—1933 гг. В XIX и в начале XX в. Малайя давала свыше половины мировой добычи олова. В период между войнами доля малайского олова на мировом рынке снизилась: 56% в 1904 г., 36% в 1929 г. и 26% — в 1938 г. Это было связано не с падением добычи олова в Малайе, а с увеличением его производства в Нигерии, Боливии, Таиланде, Бельгийском Конго и Индонезии. Размеры оловодобычи в Малайе на протяжении всего периода оставались стабильными (за редкими исключениями[19]): примерно 50 тыс. т в год, т. е. на уровне, достигнутом еще в 1903г., никогда не поднимаясь выше 60 тыс. т. Если общее производство олова осталось прежним, то позиции английского и китайского капитала в ояоводобыче кардинально изменились. Английский капитал хлынул в оловодо-бычу и, используя свои финансовые возможности и прямую поддержку колониальных властей, оттеснил китайских предпринимателей на задний план. Если в 1920 г. английские компании добывали 36% олова в Малайе, то в 1930 г — 60%, а в 1938г.— 67%. Помимо олова некоторое значение в добывающей промышленности колониальной Малайи имела добыча каменного угля, марганца, железной руды, золота и вольфрама. Важнейшие разработки угля находились вокруг города Бату-Аранг в Селангоре. Добыча угля возросла с 36 тыс. т в 1922 г. до 500 тыс. т в 1938 г.; уголь использовался главным образом для внутренних потребностей (железные дороги и рудники). Продолжала развиваться традиционная отрасль — золотодобыча: в 1938 г. из Малайи было вывезено около 30 тыс. унций золота. В 30-е годы резко возросла добыча железной руды (в Тренгану и Келантане): свыше 7,6 млн. т в 1937 1г. Во всех этих отраслях добывающей промышленности безраздельно господствовал иностранный капитал. Сельское хозяйство Малайи было ориентировано на производство каучука. Под каучуком в Малайе в 1938 г. находилось свыше 1320 тыс. га, из которых более двух третей занимали крупные плантации, принадлежавшие английскому капиталу. Мелкие и средние плантации (от 6 до 40 га) принадлежали в основном китайским и индийским предпринимателям. Малайские крестьяне разводили гевею на небольших участках (0,5— 2 га). Производство каучука выросло со 196 тыс. т в 1920 г. до 361 тыс. т в 1938 г. Из других экспортных культур в Малайе наибольшее значение имела кокосовая пальма: накануне второй мировой войны под ней было занято 240 тыс. га, из которых две трети приводились на крестьянские хозяйства. В 20-х годах началось разведение масличной пальмы, ставшей заметной отраслью сельского хозяйства уже в послевоенный период. Под ананасами в 1937 г. в Малайе было 20 тыс. га, и страна обеспечивала 90% потребностей Британской империи в консервированных ананасах. Остро стояла для Малайи продовольственная проблема, поскольку крестьянские хозяйства с низкой урожайностью и невысокой товарностью не обеспечивали нужного количества риса. В 1940 г. Малайя ввозила 2/з риса, необходимого для потребления растущим населением. Широко рекламировавшиеся планы колониальной администрации, направленные на освоение новых земель, дали более чем скромный результат: если в 1930 г. площадь земель под рисом составляла 283 тыс. га, то в 1940 г. — 297 тыс. га. В 20—30-х годах английские монополии предприняли шаги к монополизации мирового рынка каучука и олова. Создавая международные картели по каучуку и олову, английские компании одновременно укрепляли свое положение в производстве каучука и оловодобыче за счет интересов местных предпринимателей. Первый картель по каучуку появился после экономического кризиса 1920—1921 гг., бывшего следствием перепроизводства сырья и послевоенной депрессии в Европе. Цена на каучук на мировом рынке упала с 2 шилл. за фунт в 1920 г. до 6 пенсов в 1922 г. Обеспокоенные падением доходов, английские предприниматели побудили правительство создать комитет по изучению положения с каучуком (комитет Стивенсона), который рекомендовал выработать программу ограничения производства и продажи каучука. План Стивенсона действовал в течение шести лет (1922—1928 гг.), охватив Малайю и Цейлон, дававшие около 70% мирового производства каучука. В Малайе он ударил по владельцам мелких участков, поскольку квоты на производство и продажу каучука были установлены таким образом, что ограничивали прежде всего производство каучука в крестьянских хозяйствах и на мелких плантациях. Так как Нидерланды отказались участвовать в плане и продолжали увеличивать производство каучука в Индонезии, план Стивенсона в 1928 г. был отменен и ограничения сняты. Но мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., когда цены на каучук упали до 2 пенсов за фунт, заставил международные монополии создать новый картель по каучуку (1934—1941 гг.), куда вошли Малайя, Цейлон, Индия, Бирма, Саравак, Британское Северное Борнео, Индонезия, Французский Индокитай и Таиланд, т. е. страны, контролировавшие 98% мирового производства этого продукта. В Малайе контроль осуществлял английский чиновник Малайской гражданской службы, которому помогал комитет, состоявший из представителей крупных компаний и колониальной администрации. Мелкие владельцы и даже хозяева средних плантаций в комитете представлены не были. Как и в 20-х годах, английские монополии в Малайе путем принудительного картелирования мелких и средних плантаций китайской и индийской буржуазии и крестьянских хозяйств и установления льготных квот на продажу каучука для крупных плантаций, принадлежавших английскому капиталу, сумели не только сохранить свои позиции, но и расширить их. Если в 1934 г. мелкие хозяйства давали 231 тыс. т каучука, а плантации— 260 тыс. т, то для 1938 г. эти цифры были соответственно 113 тыс. и 246 тыс. т. В 1931 г. был создан международный картель по олову, куда вошли Малайя, Боливия, Индонезия и Нигерия. Позднее к этому соглашению присоединились Таиланд, Конго и Французский Индокитай. Как и при установлении квот на производство каучукл, английские монополии использовали картель для вытеснения мелких и средних предпринимателей (в основном китайцев) из оловодобычи. Решающие позиции в экономике Малайи занимал английский капитал, действовавший через систему так называемых управляющих агентств. Плантационное хозяйство и экспорт каучука находились под контролем таких объединений, как «Харрисонс энд Кросфилд», «Гутри энд К°», «Боустэд энд К°», «Раббер Эстейт Эйдженеи» и др. Управляющие агентства действовали также в торговле, коммунальном хозяйстве, обрабатывающей промышленности. Оловодобыча и выплавка олова находились под контролем трех монополистических объединений — «Бритиш Тин Инвестмент Корпорейшн», «Консолидейтед Тин Смелтерс» и «Лондон Тин Корпорейшн». Из общей суммы иностранных капиталовложений 116,5 млн. ф. ст. английские инвестиции в 1930 г. составляли 70%. Новым явлением в экономической жизни страны стало проникновение американского ияпонского капитала. Перед второй мировой войной американские компании владели рядом крупных каучуковых плантаций, японцы контролировали добычу железной руды в Джохоре. В 20-е годы возрос импорт в Малайю из США и Японии. Но в 30-е годы Англии удалось потеснить своих конкурентов посредством системы пошлин и ограничений на экспорт и импорт. В межвоенный период окончательно сложилась та классовая и национальная структура Малайи, которая начала образовываться в конце XIX — начале XX в. Китайская иммиграция в Малайю продолжала возрастать: в 1911—1920 гг. прибыло 1,5 млн. человек, в 1920—1930 гг.— 2,5 млн. Китайское население Малайи с 1921 по 1941 г. выросло с 1174 тыс. человек (35% всего населения) до 2379 тыс. человек (43%). Рост происходил главным образом за счет положительного миграционного баланса — превышения числа прибывающих в Малайю над числом уезжающих в Китай. Во время кризисных падений цен на каучук и олово (1920—1921, 1929—1933, 1937—1938 гг.) наблюдался массовый отлив китайского населения. Но постепенно в Малайе росла прослойка постоянных китайских поселенцев. В 1921 г. 22% китайского населения составляли родившиеся в Малайе, а в 1931 г. — 31%. До кризиса 1929—1933 гг. английские колониальные власти не накладывали ограничений на китайскую иммиграцию. В 1930 г. был ограничен въезд китайцев-мужчин, а в апреле 1938 г. иммиграция из Китая была фактически совсем запрещена. Развитие в Малайе каучукового хозяйства, резко увеличив спрос на рабочую силу, вызвало увеличение индийской иммиграции: в 1921 г. в колонии было 471 тыс. индийцев, а в 1941г. — 744 тыс. Возрастало число индийцев и цейлонцев, родившихся в Малайе. Если среди китайского населения наряду с пролетариатом была значительная буржуазная прослойка, то большинство индийского составляли плантационные рабочие. Основной частью малайского населения являлось крестьянство, страдавшее под гнетом полуфеодальной и ростовщической эксплуатации. Значительной была прослойка арендаторов-издольщиков. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве были развиты слабо. Постепенно менялась структура сельскохозяйственного производства. Продолжая заниматься традиционным рисоводством, крестьяне увеличивали посадки гевеи в своих хозяйствах. Несмотря на усилившееся имущественное расслоение, рост товарности крестьянского хозяйства, ростки капиталистического предпринимательства, малайская деревня сохраняла традиционный облик, чему не в малой степени способствовало наличие довольно значительного земельного фонда. Таким образом, классово-этническая структура Малайи к началу второй мировой войны выглядела следующим образом. Малайцы, составлявшие немногим более 42% населения (2278 тыс. человек в 1941 г.), в основном были крестьянами. Лишь в конце 30-х годов стал появляться малайский предпролетариат — рабочие-отходники и плантационные и рудничные рабочие, продолжавшие жить в своих деревнях и не порвавшие окончательно связи с ними. Малайская буржуазия была незначительной. Малайцы формировали аристократическую элиту в султанатах, из которой складывалась бюрократия, занимавшая низшие и средние звенья колониального аппарата. Китайцы составляли преимущественно городское население и большинство в Стрейтс Сетлментс и на западном побережье страны. Преобладающая часть городских рабочих была китайцами. Китайцы занимались торговлей. Основная масса мелкой, средней и крупной буржуазии была также китайской по национальности. Значительной была прослойка китайской интеллигенции. Индийцы были самой большой группой плантационных рабочих; они работали также в городском хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в здравоохранении. Существовала индийская мелкая и средняя буржуазия, но менее значительная, чем китайская. Крупная индийская буржуазия была также намного слабее китайской. Структура экономики Малайи делала страну полностью зависимой от колебаний цен на каучук и олово на мировом рынке. Естественно, что экономические кризисы особенно тяжело сказывались на этой колонии. Уже первый послевоенный кризис 1920—1921 гг. привел к тяжким последствиям для страны. Если в 1913 г. Малайя вывезла 50 тыс. т олова, то в 1923 г. — только 37 тыс. т. Резкое сокращение опроса на каучук и олово на мировом рынке немедленно сказалось иа занятости населения, заработной плате, жизненном уровне, поскольку английские колонизаторы, стремясь уменьшить свои потери, повели наступление на трудящихся. К массовым увольнениям, снижению заработной платы, интенсификации труда добавилось сокращение ввоза риса из-за недостатка бюджетных средств. Результатом было массовое возвращение китайских и индийских рабочих на родину. Окончание кризиса вызвало расширение производства олова и каучука и повышение спроса на рабочую силу. 1924—1928 годы были самыми благополучными в рассматриваемом периоде с экономической точки зрения. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. особенно больно ударил по колониальным странам, односторонне ориентированным на производство определенных продуктов на мировой рынок. Именно такой страной была Малайя. Первые признаки сокращения спроса на них появились еще в 1927—1928 гг. В период же кризиса цены упали катастрофически: если в 1926 г. тонна оловянной руды стоила 284 ф. ст., то в 1931 г. — 120 ф. ст., цена каучука упала за годы кризиса с 12 шилл. 6 пенсов за фунт до 3 пенсов за фунт. Английские монополии стремились возместить убытки за счет трудящихся, в чем получали активную помощь колониальной администрации. Резко возросло число безработных. Сократилась заработная плата тем, кто смог сохранить работу. Результатом было снижение и без того нищенского жизненного уровня пролетариата Малайи. Кризис вызвал изменения и в жизни малайской деревни, где выросло число безземельных и малоземельных крестьян, поскольку упали цены на каучук и копру, производимые в крестьянских хозяйствах. Большинство обезземеленных крестьян становились арендаторами-издольщиками на земле, ранее принадлежавшей им, а теперь перешедшей в собственность местных торговцев, ростовщиков и кулаков. Часть же крестьян в поисках работы уходили в города и на плантации, и именно с этого времени появляется малайский по происхождению пролетариат. От кризиса пострадала и местная буржуазия. Используя колониальный аппарат, английские монополии потеснили китайский капитал в оловодобыче, установив выгодные для себя квоты. В результате если в 1925 г. на рудниках, которыми владели китайцы, производилось 56% всей оловодобычи, то в 1935 г. — лишь 34%. Потерпел банкротство ряд местных предприятий легкой промышленности. Особенностью развития Малайи после кризиса было то обстоятельство, что ее экономика вплоть до начала второй мировой войны не вышла из состояния упадка. Система колониального управления и административные реформы. Административная структура Британской Малайи, сложившаяся в начале XX в., продолжала существовать без серьезных изменений до второй мировой войны. Страна была разделена на три типа колониальных владений, которые, хотя и находились под властью английского губернатора, имели значительные различия в экономической структуре и политическом статусе. Колония короны Стрейтс Сетлментс включала Сингапур, Пинанг, Малайку, Провинцию Уэлсли и о-ва Диндинг. В 1935 г. архипелаг Диндинг, захваченный Англией в 1874 г., был возвращен Пераку. Во главе Стрейтс Сетлментс стоял губернатор, которому в административных делах помогал колониальный секретарь, Пинанг и Малайка возглавлялись резидентами-советниками, подчинявшимися губернатору. Исполнительный совет под председательством губернатора обсуждал все важные вопросы, касающиеся повседневного управления колонией. В его состав входили командующий войсками, колониальный секретарь, резиденты-советники, генеральный прокурор, казначей, два других должностных члана и три недолжностных (из которых один был китаец), назначаемые губернатором и утверждаемые министерством колоний. Законодательный совет обсуждал бюджет колонии и законодательные акты, предпринимаемые губернатором. С 1924 г. он состоял из равного числа должностных и недолжностных членов. Последние, также назначаемые губернатором, были представлены 7 европейцами, 3 китайцами, 1 индийцем, 1 малайцем и 1 евразийцем[20]. Оба совета имели совещательные функции, большинство из них принадлежало представителям колониальной администрации (при разделении мнений в законодательном совете губернатор имел решающий голос), представители местного населения назначались той же колониальной администрацией. Все дела вершились узким кругом бюрократов и английских предпринимателей, с которыми была тесно связана верхушка богатой компрадорской китайской буржуазии Стрейтс Сетлментс. Естественно, что в таких условиях никаких шагов в сторону хотя бы куцего самоуправления сделано не было. Специальный комитет законодательного совета, обсуждавший эту проблему в1920 г., пришел к выводу, что население Стрейтс Сетлментс не стремится к самоуправлению и довольно существующими порядками. Предложение этого комитета создать большинство из недолжностных членов в законодательном совете было отвергнуто губернатором. Предложения о равенстве должностных и недолжностных мест в исполнительном совете и выборности недолжностных членов законодательного совета, выдвинутые в начале 30-х годов, также остались без внимания. Другим колониальным образованием была федерация четырех наиболее развитых экономически малайских княжеств — Перака, Селангора, Негри-Сембилана и Паханга. Губернатор Стрейтс Сетлментс одновременно являлся верховным комиссаром федерации. При нем был создан федеральный совет, выполнявший те же функции, что и законодательный совет в Стрейтс Сетлментс. Время от времени собирался дурбар султанов, с которыми верховный комиссар советовался по вопросам, касающимся малайских обычаев и религии. Дурбары султанов и конференций резидентов четырех княжеств, собираемые регулярно, играли роль, сходную с ролью исполнительного совета в Стрейтс Сетлментс. Во главе каждого княжества стояли султан и государственный совет, в котором решающий голос принадлежал английскому резиденту. После первой мировой войны, столкнувшись с появлением национального движения в Малайе и с усилением влияния национально-освободительного движения в Китае и Индии на ее население, английские колонизаторы начали мероприятия по так называемой децентрализации управления, целью которой было укрепить позиции малайской знати в колониальном аппарате. Активным сторонником такой политики выступил губернатор Стрейтс Сетлментс и верховный комиссар федерации в 1920—1927 гг. Лоуренс Гиллемард. В 1920 г. в федеральный совет впервые был введен недолжностной член — малаец. В 1921 г. Гиллемард сделал официальное заявление в федеральном совете, что английское правительство не имеет намерения включать остальные малайские султанаты в федерацию. В 1925 г. Гиллемард предложил уничтожить должность главного секретаря федерации, передав его функции различным департаментам султанатов и федерации, а также вернуть государственным советам часть прав, которые были потеряны при создании федерального совета в 1909 г. Но в результате сопротивления европейских икитайских бизнесменов, заинтересованных в централизации колониального управления, эти предложения не были проведены в жизнь. Реформа 1927 г. свелась к замене султанов в федеральном совете должностными членами при одновременном увеличении числа недолжностных из числа малайцев (всего в федеральном совете стало 13 должностных и 11 недолжностных членов) и передаче государственным советам бюджетного контроля над чисто внутренними расходами. Назначенный в 1927 г. губернатором и верховным комиссаром ветеран колониальной малайской службы Хью Клиффорд заявил, что статус султанатов, невзирая на все реформы, останется прежним, что введение демократического правления, голосования и т. п. противоречит духу и букве договоров Англии с малайскими княжествами и что английская политика в Малайе останется неизменной. После мирового кризиса, усилившего антиимпериалистические настроения среди трудящихся Малайи (главным образом китайского и индийского населения), колониальные власти вернулись к проектам «децентрализации», которая должна была укрепить позиции малайской элиты, на союз с которой колонизаторы стали ориентироваться гораздо активнее, чем прежде. В 1933 г. было создано первое местное военно-полицейское формирование — «малайский полк», составленный исключительно из малайцев. В 1931 г. губернатор Сесиль Клементи предложил новую административную реформу федерации, принятую в 1933г. В результате ее многие федеральные службы перешли под контроль государственных советов, а должность главного секретаря федерации была упразднена. Колониальные власти еще раз заявили о нежелательности объединения всех султанатов в федерацию, что немедленно вызвало положительную реакцию султанов и аристократии. Третий тип колониальных владений представляли султанаты, не входившие в федерацию, — Джохор, Кедах, Перлис, Келантан и Тренгану,— которые относились (за исключением Джохора) к наименее экономически развитым районам Малайи, и соответственно интерес английских бизнесменов и администраторов к ним был значительно меньшим. Джохор, находившийся в непосредственном соседстве с Сингапуром, имевший сравнительно развитую (в условиях Малайи) промышленность и значительное плантационное хозяйство, по типу управления скорее примыкал к султанатам, входившим в федерацию, чем к другим «нефедерированным» княжествам. В Джохоре были созданы государственный и исполнительный советы. Английский генеральный советник выполнял функции резидента, важнейшие департаменты находились в руках английских чиновников. Вместе с тем в Джохоре по сравнению с федерированными султанатами больше представителей малайской элиты занимало посты даже в верхнем эшелоне бюрократии, не говоря уже о среднем или низшем звеньях. В Кедахе в государственный совет входили английский советник и четыре малайских члена; участие англичан в управлении султанатом здесь было менее значительно, чем в других княжествах: в Кедахе даже в таких службах, как общественные работы, здравоохранение, ветеринария, топография, работало значительное число малайцев, получивших образование на Западе. Келантан и Тренгану оставались самыми «малайскими» и наименее экономически развитыми султанатами. Число английских чиновников было незначительным, но они занимали ключевые посты: советника, заместителя советника, юридического советника, начальника полиции. Государственный совет в Келантане состоял из 15 членов, из которых 3 были англичанами; в Тренгану англичан в составе совета (19 человек) не было, но советник посещал все заседания совета, решения принимались только с его согласия. Официальным языком государственных советов в «нефедерированных» султанатах (кроме Джохора) был малайский, тогда как в государственных советах федерации и Джохора — малайский и английский, а в федеральном совете — только английский. Никаких изменений в структуре управления султанатов, не вошедших в федерацию, в 20— 30-е годы XX в. не произошло. Национально-освободительное движение в Малайе между мировыми войнами. Особенности социально-экономического и политического развития сказались на характере и темпах развития национально-освободительного движения в колонии. Наличие трех этнических групп, связанных с различными секторами экономики, ориентированность большинства китайцев и выходцев из Индии и с Цейлона на свои страны, текучесть иммигрантского населения, слабая связь между традиционным сектором экономики, в котором была занята основная масса малайского населения, и современным плантационным хозяйством и добывающей промышленностью, разделение страны на различные типы колониальных владений и сохранение султанатов, особая заинтересованность английских колонизаторов в Малайе с точки зрения экономики и имперской стратегии — все эти факторы оказали воздействие на национально-освободительное движение в Малайе между двумя мировыми войнами, которое развивалось замедленными темпами, несколько ускорившимися лишь в 30-х годах под влиянием мирового экономического кризиса. С самых первых шагов это движение в Малайе оказалось разделенным по национальному признаку. Крестьянство — основная масса малайского населения — находилось под влиянием своих традиционных лидеров—султанов, знати и духовенства. В 10—20-х годах XX в. в восточных султанатах происходили крестьянские выступления во главе с представителями духовенства и местной знати. Недовольное установлением новых налогов, введенных колониальными властями, крестьянство облекло свой протест в традиционные формы, выступая под знаменами религии и возврата к старым порядкам. В 1915 г. поднялось крестьянство одного из внутренних районов Келантана, недовольное земельным налогообложением. Возглавившие население имамы — главы мечетей придали движению религиозную окраску. Более значительным было выступление крестьянства Тренгану в 1928 г., где представитель местной знати Хаджи Абдул Рахман, связанный с духовенством, поднял крестьян внутренних районов, страдавших от непосильного поземельного налога, в защиту исламских порядков, нарушенных султаном и англичанами. Повстанцы захватили центр дистрикта Куала-Беранг и двинулись к столице султаната. На пути их встретил султан, в поддержку которого они верили, с отрядом полиции. По приказу султана полиция открыла огонь по восставшим, в числе убитых был один из предводителей, То Джангут. Повстанцы рассеялись. Хаджи Абдул Рахман был арестован и отправлен в изгнание в Мекку, несколько других предводителей движения были высланы в Сингапур. Восточные султанаты Малайи оставались оплотом каум туа — исламских традиционалистов, выступавших против религиозного реформаторства. В Келантане и Тренгану были созданы советы по делам религии и малайских обычаев, которые активно воздействовали на систему образования и внутреннюю жизнь султанатов. В период между мировыми войнами малайский национализм постепенно освобождался от религиозной оболочки и обретал светские формы. Возросло число малайцев, получавших среднее образование (число малайских учеников в средних школах в федерированных султанатах выросло с 890 в 1920 г. до более чем 2700 в 1930 г.),в 1922 г. открылся учительский колледж султана Идриса в Перате. Появился городской малайский средний слой — чиновники, учителя, журналисты, врачи. Обычно после отставки эти люди возвращались в свои родные деревни, где пользовались значительным влиянием. Характерной чертой была тесная связь интеллигенции нового поколения с малайской бюрократией, формировавшейся в султанатах. Пробуждению малайского национализма способствовали антианглийские настроения, распространявшиеся в среде малайской интеллигенции, бюрократии и немногочисленных бизнесменов. Определенное воздействие на Малайю оказали индонезийские националисты, под влиянием которых со второй половины 20-х годов стали появляться идеи объединения Малайи и Индонезии в единое государство. Появление европейски образованной малайской молодежи привело в 20-х годах XX в. к тому, что арабская и полуарабская (джави леранакан) интеллигенция начала терять свое преобладающее влияние на малайско-мусульманскую общину Стрейтс Сетлментс. Лидером каум муда стал Мохаммад Юнос бин Абдуллах, минангкабау по происхождению, бывший членом Мусульманского консультативного совета, созданного англичанами в годы первой мировой войны. После войны он был назначен мировым судьей, а в 1922 г. стал первым малайским муниципальным советником Сингапура. Другими лидерами каум муда были первый врач-малаец Абдул Самад и Тенгку Кадир, принадлежавший к султанской семье Джохора. После окончания войны они основали в Сингапуре Мусульманский институт в противовес Мусульманской ассоциации Сингапура, руководимой джави перанакан. В 1924 г. при назначении члена законодательного совета ассоциация предложила, чтобы на этот пост был назначен мусульманин (т. е. им мог быть также араб или джави леранакан), а институт предложил не просто мусульманина, а малайца. Колониальные власти приняли последнее предложение, и Мохаммад Юнос стал первым малайцем — членом законодательного совета Стрейтс Сетлменте. В 1926 г. возникла первая общественная малайская ассоциация — Сингапурский малайский союз («Кесатуан Мелаю Сингапура»), первым президентом которого стал Мохаммад Юнос бин Абдуллах. У союза были следующие задачи: привлечение малайцев к участию в общественной жизни и политике, развитие образования, защита интересов малайского населения перед администрацией. Членами союза были журналисты, чиновники, торговцы, в меньшей степени религиозные деятели. Главные усилия союз сосредоточил на проблеме образования; в 1929 г. под прямым воздействием союза и Мохаммада Юноса в Сингапуре открылась профессионально-техническая школа для малайцев. Постепенно пропаганда союза принимала все более заметную антикитайскую направленность. Сотрудничая с колониальными властями, лидеры союза (с 1934 г. его президентом после смерти Мохаммада Юноса стал Эмбок Сулох) через газету «Утусан Мелаю» обрушивались с критикой на китайский бизнес, требуя больших возможностей для малайцев в сфере торговли и образования. В 30-х годах малайское национальное движение было представлено тремя направлениями. Одним из них было религиозно-реформаторское течение (каум муда), которое и в 30-х годах сохраняло свои позиции. Его центром еще в 20-е годы стал Пинанг. Деятели этого направления сосредоточили внимание на просвещении малайского населения, подчеркивая необходимость модернизации жизни при соблюдении правил поведения, предписанных исламом, чтобы не оказаться оттесненными другими национальностями (китайцами и индийцами). Идеологи религиозного реформаторетва во многом способствовали развитию современной малайской литературы[21]. Объединяясь вокруг таких журналов, как «Маджалах Гуру», «Маджалах Черита», «Пенгхибуран», религиозные реформаторы и писатели, крупнейшими из которых были Сайд Шейх ал-Хади и Абдул Рахим Каджай, публиковали свои романы и рассказы, выражавшие идеи и взгляды религиозного реформаторства. В 1934 г. в Пинанге была основана «Сахабат Пена» — всемалайская ассоциация, ставившая целью распространение грамотности и идей реформированного ислама в малайском населении. В 1937 г. эта ассоциация насчитывала 10 тыс. членов. В конце 30-х годов в ассоциации разгорелась борьба между более консервативным центром в Пинанге и отделениями на местах, где сильнее было влияние радикальных элементов, не довольствовавшихся чисто просветительскими целями. Второе направление было представлено националистическими малайскими организациями служилой аристократии и чиновной элиты. Их родоначальником был Сингапурский малайский союз, отделения которого появились и в других сетлментах — Малакке и Пинанге. В 1935 г. малайский юрист Тунку Исмаил и аристократ раджаУда бин Мухаммад создали Малайский союз Селангора — первую малайскую политическую ассоциацию, ставившую цель защиты привилегий малайской элиты. Вслед за тем подобные ассоциации возникли и в других султанатах. Создание этих ассоциаций было, несомненно, ускорено политикой колониальных властей, начавших в 30-х годах заигрывать с малайской верхушкой в целях использования последней против радикальных течений, распространявшихся в среде китайского и индийского населения. В 1937 г. в Куала-Лумпуре был созван первый Всемалайский конгресс этих ассоциаций, которые затем собирались ежегодно вплоть до японского вторжения. Ассоциации, руководство в которых принадлежало малайскому чиновничеству — выходцам из аристократии, критиковали колониальные власти за недостаточную «малаизацию» аппарата, добиваясь выдвижения малайцев в верхний эшелон администрации. Дато Онн бин Джафар, будущий идеолог малайского консервативного национализма, в довоенные годы был очень близок к руководству ассоциациями, явившимися предтечами Объединенной малайской национальной организации. Третьим направлением стало движение разночинной малайской интеллигенции, носившее антиколониальный и антифеодальный характер. Оно зародилось под влиянием индонезийского радикального движения 20—30-х годов, с которым поддерживало постоянные связи. В 1938 г. заместитель редактора журнала «Маджлис» в Куала-Лумпуре Ибрахим бин Хаджи Якоб и журналист Исхак бин Хаджи Мохаммад основали «Кесатуан Мелаю муда» («Союз молодой Малайи»), который выступил с критикой колониального режима и султанов, «продавших страну англичанам». Союз пропагандировал идею освобождения Малайи путем изгнания англичан и объединения с Индонезией. При создании Союз насчитывал 50—60 членов, главным образом это были студенты педагогического колледжа в Танджонг-Малиме, куала-лумпурской и сердантской сельскохозяйственных школ, журналисты. После мая 1919 г., когда началось массовое антиимпериалистическое движение в Китае, китайцы в Малайе приняли активное участие в антияпонских демонстрациях и бойкотах. В 20-х годах усилилась роль гоминьдана, под влиянием которого в Малайе стали появляться новые китайские школы, политические клубы и различные издания. Богатые китайские торговцы Стрейтс Сетлментс во главе с Тань Каки собирали значительные средства на развитие образования и промышленности в Китае. В 1919 г. Тань Каки открыл первую в Сингапуре китайскую среднюю школу, в которой обучение шло не на южно-кихайском диалекте, а на государственном языке. После контрреволюционного переворота в 1927 г. в Китае гоминьдан в Малайе раскололся на левый Революционный комитет малайского Гоминьдана и гоминьдан Малайи, куда вошли сторонники Чан Кайши. На основе Революционного комитета малайского гоминьдана в том же, 1927 г. была создана организация Рабоче-крестьянское движение, основное ядро которой составила китайская левая интеллигенция. Эта организация вела пропаганду среди рабочих, организовывала профсоюзы. В марте 1927 г. в Сингапуре полиция расстреляла китайскую демонстрацию, организованную по случаю годовщины смерти Сунь Ятсена. После этого полиция обрушилась на китайские школы, где преподавали левые. В 30-х годах гоминьдан продолжал оказывать значительное влияние на мелкобуржуазную часть китайского населения в Малайе, действуя главным образом через китайские школы. Обеспокоенные ростам китайской националистической пропаганды, английские колониальные власти запретили отделения гоминьдана в Малайе и поставили под более строгий контроль китайские школы, особенно во время губернаторства С. Клементи (1930—1934гг.). Важным элементом китайского населения были экономически влиятельные «баба» — китайцы Стрейтс Сетлментс, подданные короны, из поколения в поколение жившие в Малайе. Это была европейски образованная консервативная часть общества, выступавшая за тесное сотрудничество с колониальными властями. Они группировались вокруг Китайско-британской ассоциации проливов, связанной с китайскими торговыми палатами; их лидером был Тань Чэнлок, член законодательного совета Стрейтс Сетлментс в 1923—1934 гг. Их идеалом была «объединенная самоуправляющаяся малайская нация» с равными правами для всех, кто постоянно проживает в стране, т. е. колония, в которой богатое китайское меньшинство, обеспечившее себе экономические позиции, будет допущено и к политической власти. В 30-е годы в Малайе появились политические организации индийского и цейлонского населения. В 1932 г. крупная индийская буржуазия создала Индийскую ассоциацию Малайи. В 1936 г. возникла основанная С. Н. Вирасами Центральная индийская ассоциация Малайи, тесно связанная с Национальным конгрессом в Индии. Визиты Дж. Неру и А. К. Гопалана (Всеиндийский конгресс профсоюзов) в 1937—1939 гг. способствовали росту антиимпериалисти
|