Историк Джамал Валиди о староме-тодных мектебах и медресе
Валиди Джамал (1887-1932) — языковед, ли-| тературовед, педагог, историк, публицист и общественный деятель. Одним из основных его трудов является книга «Очерк истории образованности и | литературы татар», в которой содержится описание и традиционных татарских учебных заведений — мектебов и медресе. Мектеб1, это — конфессиональное начальное училище, имевшееся при каждой мечети. Распорядителем мектеба был обыкновенно приходской мулла, но он редко занимался учением, поручая это своему ставленнику, так называемому халъфе2. Типичный хальфа это — полуграмотный старый шакирд, не получивший, конечно, никакой педагогической подготовки и не имевший никакого диплома. Он, как и мулла, жалованья не получал, а обеспечивался приношениями учеников. Класса или отделений в мектебе не было; преподавание велось с каждым учеником по одиночке. Хальфа обыкновенно сидел на маленьком ученическом сундуке, устланном ученическими же подушками (мектеб в то же время служил общежитием для учеников), ученики сидели длинными рядами в ожидании своего урока, как пассажиры перед пароходной кассой. Здесь определенных предметов не было, были только книги, содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов, обыкновенно из жизни святых и пророков. Это были старые книги, большею частью неизвестного автора, язык их был архаический, мало понятный для учеников. Здесь собственно обучения татарской грамоте не было; в руки начинающего давали букварь, на первых страницах которого показывались арабские буквы со всеми другими знаками произношения. Это был неизменный арабский алфавит, в котором были и буквы, не соответствующие никаким татарским звукам, и, наоборот, многие из татарских звуков не имели здесь соответствующих букв. Остальная часть этого букваря содержала в себе разные догматы веры на арабском и татарском языках, и книга даже носила название «Основы веры». Таким образом, ученик, не успевши еще усвоить букв, вдруг переходит к чтению арабских фраз, в смысле которых он совершенно не разбирался. После этого, к концу учебного года, ему давали другую книжку — «Ясин». Это одни из сур (глав) Корана, более употребительные при душеспасительных чтениях. Начинающий ученик не только не понимал смысла этих сочинений (о нем сам хальфа мало имел понятия), но даже не разбирал их букв и слов. Это было просто чтением, сперва по указке хальфы, потом уже наизусть. Только при дальнейшем продолжении курса, благодаря многократному
7. Из «Дневников» Л.Н. Толстого Толстой Лев Николаевич (1828-1910) —граф, писатель, почетный академик Петербургской академии наук. Будучи студентом Казанского университета (1844—1847) начал составлять «правила жизни» в отношении к людям и самому себе, вести дневник, который потом займет тринадцать томов. В Казани для Л.Н. Толстого началась первая литературная школа, здесь он избрал для себя путь самовоспитания, нравственного самосовершенствования. 1847. 24 марта. [Казань]. Я много переменился; но все еще не достиг степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают; сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это. 8. О составе и содержании студентов Казанского университета. 1857 г.
Всего по положению казенных воспитанников и пансионеров 100. Наконец, по высочайшему повелению, полагается для образования врачей из магометан Оренбургского края, до 20 воспитанников в разных учебных заведениях, в том числе и в университете. На содержание казенного воспитанника отпускается в год 142 руб. 85 коп. именно: на стол 43 р. 80 коп.; на одежду, обувь, белье и проч. 99 руб. 5 коп. За право слушания лекций каждый своекоштный1 студент платит 40 руб. в год. Освобождаются от этой платы только самые бедные. Бедные студенты, по усмотрению начальства, сверх того, получают денежное пособие от университета, из сумм, собираемых за слушание лекций... течение последних 10 лет, 1848-1858 г., студентов было до 3.400... По вероисповеданию студенты распределяются так:
|