Студопедия — К. Насыри об открытии в Казани первой русско-татарской школы для детей мусульман
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К. Насыри об открытии в Казани первой русско-татарской школы для детей мусульман






 

В 1871 г. просветитель К. Насыри открыл в Ка­зани школу для обучения татарских детей русской грамоте. В своей этой он рассказал о мытарствах, свя­занных с созданием и работой этой школы.

Порой не грех бывает похвастаться, когда есть чем. В Казани для детей мусульман открылась школа

с русским языком обучения. Кому принадлежит эта заслуга? Если зададут такой вопрос, мы ответим: школа, вне всякого сомнения, открылась благодаря стараниям некоего учителя1. По существу, реше­ние об ее открытии было принято в 1871 году. Воз­можно, кое-кто еще помнит, как в календаре 1871 года учитель этот выступил с некоторыми разъясне­ниями соответствующего проекта министра. Статья, осветившая начинание, совершенно новое для мусуль­ман, дала повод русским ученым утверждать, что у мусульман есть тяга к знанию русского языка. Не­сколько статей на эту тему, появившихся в печати, послужили поддержкой правительственного реше­ния. В результате, некто вскоре был назначен ответ­ственным за это дело и направлен в Казань2. В но­ябре месяце вышеозначенный начальник разыскал того учителя и отрекомендовался ему. Он просил его принять на себя хлопоты по организации и откры­тию школы, уверяя, что никому другому не спра­виться с подобной задачей. Учитель, решив, что, в сущности, невыполнимых дел нет, и понадеявшись на свои силы, взвалил на себя эти заботы. В беседе он пожаловался господину инспектору, что был вы­нужден в отчаянии оставить прежнюю службу; тот не преминул воспользоваться этим обстоятельством, постарался успокоить учителя, пообещав с три коро­ба всяческих благ, и таким образом склонил его к согласию. Разумеется, все хлопоты по организации входили в прямые обязанности инспектора, но что бы он стал делать без помощника? На счастье посла­ло ему провидение такого человека. Познания гос­подина инспектора в области татарского языка были

в то время слишком скудны. Вот почему, услышав жалобы на неустроенность жизни, он поспешил за­верить учителя, пересыпая свою речь киргизскими словами: «Не горюйте, при случае я доложу минис­тру о ваших заслугах», вселив этим в его сердце надежды на будущее. Учитель успокоился, вообра­зив, что имеет дело с влиятельным господином, ко­торый может давать советы самому министру.

Между прочим, еще до знакомства с господи­ном инспектором учитель имел учеников, которым давал уроки русского языка. Ко времени прибытия инспектора в Казань учитель жил на квартире у Сагди Яхина. Й позже, когда он перебрался в номе­ра Сая Ибрая, к нему ходило три ученика. Этих де­тей привели к нему по объявлению, помещенному в календаре 71 года.

Но вот настало время взяться за поручение ин­спектора. Он начал с поисков помещения. Задача эта оказалась совершенно невыполнимой. Хозяева, уз­нав, для какой цели снимают комнаты, отказыва­лись сдать их даже за пятьдесят рублей. Вплоть до февраля 72 года не удалось подыскать ничего. На­конец, совершенно отчаявшись, были вынуждены снять квартиру над кабаком по улице Мокрой. Сюда по объявлению, вывешенному на воротах, собралось шесть-семь, а может, десять учеников. Вот где при­шлось хлебнуть лиха; внизу день и ночь горланят песни, дерутся, за стеной ютятся сапожники, порт­ные, скорняки. Во дворе — пивной завод. По сосед­ству... публичный дом. На улицу выйдешь — мерз­ко, в дом войдешь — та же мерзость. Вокруг что ни слово — скверная брань. С грехом пополам продер­жались на этом месте месяца два. Едва повесили над воротами вывеску, как кто-то донес в полицей­ский участок. Приходили городовые, допытывались, кто да что. Нашлись и такие, кто требовал прогнать учителя из Казани; каждый из его учеников был подвергнут в медресе порке: так их принуждали от-

казаться от уроков русского языка. И вот школа опустела. Что было делать? Пойти доложить инспек­тору? Но как станешь жаловаться на своих же му­сульман? Обстоятельства дела удалось довести до све­дения инспектора через одного человека, который все время отирался около него. Инспектор вызвал к себе учителя из медресе и припугнул его. Ценою немалых стараний снова удалось заполучить не­сколько учеников. По правде говоря, все это были не посторонние дети: бывшие ученики, родственни­ки учеников или дети этих родственников. О других учениках в то время не приходилось и мечтать. Так набралось человек пятнадцать. Подыскали другое помещение на Захарьевской улице. Прибили у вхо­да вывеску, которую недоброжелатели тут же окрес­тили «церковной». Снова нашлись доносчики, кото­рые требовали прикрыть «это дело». Квартальный вызвал хозяина квартиры и задал ему взбучку, за-чем-де сдаешь комнаты такому подозрительному субъекту. Случай этот быстро получил огласку, так что для нас десятирублевые квартиры подскочили в цене до пятидесяти рублей. Хозяев трудно винить, они вольны запросить, сколько им вздумается. Бед­няга учитель смирился с этим, но инспектор застав­лял его торговаться и стоять на своем. Вот какие испытания выпали на его долю. На новом месте с трудом удалось сколотить класс из двадцати-двад-цати пяти человек. Пришлось пустить в ход все сред­ства — уговаривать родителей самому или действо­вать через посредников. В школу пришло еще шесть мальчиков. Один из них был постарше других, из бедной семьи. Вскоре он перестал бывать на уроках, сославшись на отсутствие обуви. Глядя на него, бро­сили учиться и другие ребята. Огорченный этим, учитель купил парнишке галоши, взяв с него обеща­ние аккуратно ходить на уроки товарищей помлад­ше. Весной, когда земля подсохла, этот же ученик снова исчез из школы — занялся продажей лимо-

нов. Остальные мальчики, которых он приводил с собой, последовали его примеру. Чтобы вернуть их, учитель был вынужден ежедневно выплачивать под­ростку десять копеек серебром сверх того, что он выручал от продажи лимонов. Такими путями в те­чение месяца удалось заполучить в класс тридцать человек. Доброе слово, внимательное отношение де­лали свое — мальчики мало-помалому освоились. Но однажды на урок явился инспектор и принялся проверять, много ли слов усвоили ученики. Он ука­зывал пальцем на предметы и строго вопрошал: «Это что?» Мальчики помладше, которые никогда в жиз­ни не слышали русской речи и только приступили к изучению азбуки, ужасно перепугались. И это по­нятно, ведь матери с детства пугали их: «Не плачь, не то отдам тебя русскому!». А инспектор для них — тот же русский. Тогда же, в присутствии детей, инспектор попросил приготовить ему сведения о де­тях и указать, кто из купеческого сословия, кто из крестьян, кто из мещан. Из всего сказанного дети разобрали только одно слово — «крестьяне» — и пришли в ужас, вообразив, что их собираются обра­тить в русскую веру. Слова «крест», «крестить» они слышали часто. На другой же день почти все учени­ки исчезли из класса. Явились лишь три хозяйских сына. Пришлось проводить урок с ними. Детей не было ни на другой день, ни на третий, а там в клас­се и вовсе не осталось ни души. Что оставалось учи­телю? Грустить и ломать голову над тем, как попра­вить дело. Писать донесение инспектору бесполезно, потому что господин инспектор — человек новый, среди мусульман никогда не жил, с обычаями и нра­вами их не знаком. Он знает одно — чуть что, пу­гать полицией. И опять-таки, легко ли жаловаться на своих? Снова пойдут разговоры, а уж он, бедняга, и без того сыт ими по горло. Опять пришлось ходить по домам и набирать детей. Так прошло лето, учи­тель в третий раз переехал в новое помещение на

той же улице. Осенью, во время макарьевской яр­марки, он через родственников и знакомых нашел еще пять-шесть учеников и осторожно намекнул инспектору на причину постигшей их неудачи. В том году инспектор не досаждал своими проверка­ми. В течение всей зимы в классе число учеников было постоянно — не меньше тридцати пяти, неко­торые из них научились неплохо читать, писать и считать.

Господин инспектор, как оказалось, летом по­бывал в Германии и привез оттуда несколько кар­тин. В один сентябрьский день, когда все ребята были в сборе, он явился со своими картинами в класс. Повесив их на доску, инспектор принялся экзамено­вать детей, показывая на картины и спрашивая: «Что это? А это что?» Он кричал, брызгал слюной, потел, исходил пятнами, носился в раздражении по классу, бешено вращая глазами, дети сидели ни живы, ни мертвы от страха. Что могли ответить ему ребята, которые едва освоили азбуку? Они и слова-то тол­ком выговаривать не умели....Какая польза кри­чать на детей, которые пока знают так мало! Гово­рит, что в Гамбурге обучают таким методом. К чему насаждать в России заграничные порядки? Нам до­вольно знаний, накопленных в самой России. Мы — жители России. Всего, чем она богата, нам вполне достаточно. Картины, верно, стоят несколько сот рублей. Ну что ж, денег в казне много. За короткое время, вдруг, Германию сюда не пересадить. Народ России стал приобщаться к образованию во времена Петра Великого. Нельзя сразу же дать человеку всех знаний....Учитель был уверен, что в этом году в классе у него будет не меньше пятидесяти человек, но вмешательство инспектора снова все испортило. Отцы и матери, узнав о случившемся, заподозрили школу в том, что она учит поклоняться иконам, и перестали пускать детей в класс. К началу января оставалось всего пять-шесть человек. Однако к марту — апрелю

число учеников удалось довести до тридцати. Госпо­дин инспектор, наконец, осознал свою ошибку. В тече­ние зимы он не заглянул в школу ни разу...

...Мучения его [учителя] тянулись долгих три года. Дело было совершенно новое, никто до него ничем подобным не занимался. Он искренне стре­мился принести пользу своему народу. Но этого никто не оценил. Много унижений и несправедливостей пришлось ему перенести. Желание угодить мусуль­манам вызывало недовольство начальства; стоило проявить послушание начальству, как мусульмане с ненавистью бежали из школы. «Не такое уж это бо­гоугодное дело,— говорили родители мальчикам, — беды не будет, если бросить учебу». Дошло то того, что прежние знакомые учителя перестали кланять­ся ему при встрече. Они вообразили, что он занима­ется делом, подрывающим устои ислама. Особенно несносны фанатики и реакционеры, которые всюду распространяют слухи, будто человек этот хочет опо­зорить мусульманскую веру. Подобные разговоры по­вергали учителя в уныние. Даже заработок не дос­тавлял ему радости. Он не торопился получать день­ги, не ходил за ними порой по пять-шесть месяцев. Если бы правительство могло учесть всю меру усер­дия, проявленного им в деле открытия школы, то ему полагалось бы никак не меньше пяти тысяч руб­лей. Он погубил немало здоровья и времени, вынуж­денный с самого начала строить обучение по невер­ной методике. Все это оказалось абсолютно никчем­ным. Последующие преподаватели, безусловно, смо­гут извлечь из его опыта правильные выводы. И народ постепенно успокоится, привыкнет, не станет высказывать несправедливые упреки. Так уж пове­лось, что в каждом деле кто-то начинает первый и на его долю не выпадает ничего, кроме ругани. Об­щеизвестна, например, участь Колумба, Гутенберга и других. Важность их открытий люди оценили лишь в наши дни. Судите сами, легко ли было начинающему: школа над кабаком, троекратная смена помещения, прежде чем она приняла свой совре­менный вид. Теперь она ничем не уступает гимна­зии. Все устроено по образцу европейских школ: хорошие классы, скамьи, дети во время занятий си­дят тихо, ведут себя прилично — видано ли когда-нибудь такое! Вот уже двадцать лет, как обучает он сыновей русских и татар, а сколько полезных тру­дов написано за это время. Лучшие люди Казанской губернии не упускают случая, чтобы поблагодарить его при встречах и в письмах.

Насыри Каюм. Избранные произведения. — Казань, 1977. — С. 72-80.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия