Студопедия — Ф.И. Шаляпин о своем увлечении театром в Казани
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф.И. Шаляпин о своем увлечении театром в Казани






Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) — пе­вец (бас). Родился в Казани. Жил здесь до 1890 г. Пел в церковных хорах, был статистом оперы и драмы, оперным хористом, на казанской сцене ис­полнил партию Зарецкого в спектакле по опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». В 1895-1922 гг. пел в Мариинском (С.-Петербург) и Боль­шом (Москва) театрах, Московской частной рус­ской опере. Гастролировал в Казани в 1897, 1899, 1909 гг. С 1922 г. жил за рубежом.

Оставил воспоминания «Страницы из моей жизни», «Маска и душа», в которых отразил и ка­занский период своей жизни.

...Театр все более увлекал меня, и все чаще я скрывал деньги, заработанные пением. Я знал, что это нехорошо, но бывать в театре одному мне стало невозможно. Я должен был с кем-нибудь делиться впечатлениями моими. Я стал брать с собою на спек­такли кого-нибудь из товарищей, покупая им биле­ты, чаще других — Михайлова. Он тоже очень увле­кался театром, и в антрактах я с ним горячо рас­суждал, оценивая игру артистов, доискиваясь смыс­ла пьесы.

А тут еще приехала опера, и билеты поднялись в цене до 30 копеек. Опера изумила меня, как пев­чий, я, конечно, не тем был изумлен, что люди — поют, и поют не очень понятные слова, я сам пел на свадьбах: «Яви ми зрак!» и тому подобное, но изу­мило меня то, что существует жизнь, в которой люди вообще обо всем поют, а не разговаривают, как это установлено на улицах и в домах Казани. Эта жизнь нараспев не могла не ошеломить меня. Необыкно­венные люди, необыкновенно наряженные, спраши­вая — пели, отвечая — пели, пели думая, гневаясь, умирая, пели сидя, стоя, хором, дуэтами и всячески!

...Театр стал для меня необходимостью, и роль зрителя, место на галерке уже не удовлетворяли меня, хотелось проникнуть за кулисы, понять —- откуда берут луну, куда проваливаются люди, из чего так быстро строятся города, костюмы, куда — после пред­ставления — исчезает вся эта яркая жизнь? Я не­сколько раз пытался проникнуть в это царство чу­дес, — какие-то свирепые люди с боем выгоняли меня вон. Но однажды я все-таки достиг желаемого — открыл какую-то маленькую дверь и очутился на темной, узкой лестнице, заваленной разным хла­мом, изломанными рамами, лохмотьями холста. Вот он — путь к чудесам!..

А вскоре после этого я уже участвовал в спек­такле статистом. Меня одели в темный, гладкий ко­стюм и намазали мне лицо жженой пробкой, обе-

щав пятачок за это посрамление личности. Я подчи­нился окрашиванию не только безбоязненно, но и с великим наслаждением, яростно кричал «ура» в честь Васко да Гама и вообще чувствовал себя пре­восходно...

Кумиром публики, а особенно молодежи — сту­дентов и курсисток — был тенор Закржевский1. Его обожали, его буквально носили на руках, молодежь выпрягала лошадей из его экипажа и везла по ули­цам на себе...

Был у меня знакомый паренек — Каменский, человек лет семнадцати, очень театральный... Он иг­рал маленькие роли в спектаклях на открытой сце­не Панаевского сада. Однажды он сказал мне:

— Есть отличный случай для тебя попасть на сцену! Режиссер у нас строгий, но очень благоскло­нен к молодым, — просись!

— Да ведь я не смогу играть!

— Ничего! Попробуй! Может, дадут тебе рольку в два-три слова...

Я пошел к режиссеру, и он предложил мне сра­зу же роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже». В этой пьесе изображаются воры и бродяги. Они все время выделывают разные хитрые штуки, а жандарм Роже ловит их и никак не поймать. Вот этого нелов­кого жандарма и поручили мне играть. Я погрузил­ся в состояние священного и непрерывного трепета от радости и от сознания ответственности, возложен­ной на меня...

Настал спектакль. Я не могу сказать, что чув­ствовал в этот вечер. Помню только ряд мучительно неприятных ощущений. Сердце отрывалось, куда-то

падало, его кололо, резало. Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что мне нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно не способен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бо­кам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить паль­цем. Но я слышал, как в кулисах шипели разные голоса:

— Да говори же, чертов сын, говори что-нибудь!

— Окаянная рожа, говори!

— Дайте ему по шее!

— Ткните его чем-нибудь...

Перед глазами у меня все вертелось, многоглас-но хохотала чья-то огромная, глубокая пасть; сцена качалась. Я ощущал, что исчезаю, умираю. Опусти­ли занавес, а я все стоял недвижимо, точно камен­ный, до поры, пока режиссер, белый от гнева, сухой и длинный, не начал бить меня, срывая с моего тела костюм жандарма... В одном белье, я был выгнан в сад... Я ушел в глухой угол сада, оделся там, пере­лез через забор и пошел куда-то. Я плакал...

Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни //Литера­турное наследство. Письма. Т. I. — М., 1976. — С. 66, 67-68, 80, 81.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 656. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия