Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Шароев И. Г.

· ПРЕДИСЛОВИЕ

· ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

· Глава 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. МЕТОДЫ ОТБОРА. ШАМАНИЗМ И МИСТИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ

· Общие замечания

· Обретение шаманских способностей

· Отбор шаманов в Западной и Центральной Сибири

· Отбор у тунгусов

· Отбор у бурятов и алтайцев

· Передача по наследству и соискание шаманского могущества

· Шаманизм и психопатология

· Глава 2. ИНИЦИАЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И СНЫ

· Болезнь-посвящение

· Инициационные экстазы и видения якутских шаманов

· Инициационные сны самоедских шаманов

· Посвящение у тунгусов, бурятов и др.

· Посвящение австралийских магов

· Параллели Австралия — Сибирь — Южная Америка и др.

· Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии

· Посвящение эскимосских шаманов

· Созерцание собственного скелета

· Племенные посвящения и тайные общества

· Глава 3. ОБРЕТЕНИЕ ШАМАНСКОГО МОГУЩЕСТВА

· Сибирские мифы о происхождении шаманов

· Выбор шамана у гольдов и якутов

· Избрание у бурятов и телеутов

· Женщины-духи — покровительницы шамана

· Роль душ покойников

· "Видеть духов"

· Духи-помощники

· "Тайный язык" — "Язык животных"

· Обретение шаманских способностей в Северной Америке

· Глава 4. ШАМАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

· Посвящение у тунгусов и маньчжуров

· Посвящение у якутов, самоедов и остяков

· Посвящение у бурятов

· Посвящение арауканской шаманки

· Ритуальное восхождение на дерево

· Небесное путешествие карибского шамана

· Восхождение по радуге

· Австралийские посвящения

· Другие формы ритуала вознесения

· Глава 5. СИМВОЛИКА ШАМАНСКОГО НАРЯДА И БУБНА

· Вступительные замечания

· Сибирский наряд

· Бурятский наряд

· Алтайский наряд

· Шаманские зеркала и колпаки

· Орнитологическая символика

· Символизм скелета

· Возрождение из костей

· Шаманские маски

· Шаманский бубен

· Ритуальные наряды и магические бубны во всем мире

· Глава 6. ШАМАНИЗМ В СРЕДНЕЙ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ . I. ВОСХОЖДЕНИЕ НА НЕБО, СПУСК В ПРЕИСПОДНЮЮ

· Функции шамана

· «Белые» и «черные» шаманы. Дуалистические мифологии

· Принесение в жертву коня и вознесение шамана на небо (Алтай)

· Бай Ульген и алтайский шаман

· Нисхождение в Ад (Алтай)

· Шаман — проводник душ (алтайцы, гольды, юраки)

· Глава 7. ШАМАНИЗМ С СРЕДНЕЙ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ: . II. МАГИЧЕСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ. ШАМАН — ПРОВОДНИК ДУШ

· Призыв и поиск души (татары, буряты, киргизы)

· Шаманский сеанс у угров и лапландцев

· Сеансы у остяков, юраков и самоедов

· Шаманизм у якутов и долганов

· Шаманские сеансы у тунгусов и орочей

· Юкагирский шаманизм

· Религия и шаманизм у коряков

· Шаманизм у чукчей

· Глава 8. ШАМАНИЗМ И КОСМОЛОГИЯ

· Три космические области и Мировой Столп

· Мировая Гора

· Мировое Древо

· Мистические числа 7 и 9

· Шаманизм и космология на территории Океании

· Глава 9. СЕВЕРО- И ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ ШАМАНИЗМ

· Шаманизм у эскимосов

· Североамериканский шаманизм

· Шаманский сеанс

· Шаманское лечение у павиотсо[961]

· Шаманский сеанс у ачумавов

· Нисхождение в Ад

· Тайные братства и шаманизм

· Южноамериканский шаманизм: разнообразные ритуалы

· Шаманское исцеление

· Древность шаманизма на американском континенте

· Глава 10. ШАМАНИЗМ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ОКЕАНИИ

· Шаманские верования и техники у семангов, сакаев и джакунов

· Шаманизм на Андаманских и Никобарских островах

· Малайский шаманизм

· Шаманы и жрецы на Суматре

· Шаманизм на Борнео и Сулавеси

· "Лодка умерших" и шаманская лодка

· Загробные путешествия у даяков

· Меланезийский шаманизм

· Полинезийский шаманизм

· Глава 11. ШАМАНСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И ТЕХНИКИ У ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

· Вступительные замечания

· Техники экстаза у древних германцев

· Древняя Греция

· Скифы, кавказские народы, иранцы

· Древняя Индия: обряды вознесения на Небо

· Древняя Индия: "магический полет"

· Тапас и дикша

· "Шаманские" символики и техники в Индии

· Шаманизм у некоторых коренных племен Индии

· Глава 12. ШАМАНСКИЕ СИМВОЛИКИ И ТЕХНИКИ В ТИБЕТЕ, КИТАЕ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

· Буддизм, тантризм, ламаизм

· Шаманские практики у лолов

· Шаманизм у мо-со

· Шаманские техники и символизм в Китае

· Монголия, Корея, Япония

· Глава 13. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИФЫ, СИМВОЛЫ И РИТУАЛЫ

· Собака и конь

· Шаманы и кузнецы

· "Магический жар"

· Магический полет

· Мост и "трудный переход"

· Лестница — дорога мертвых — вознесение

· ВЫВОДЫ

· Формирование североазиатского шаманизма

· ЭПИЛОГ

Шароев И. Г.

Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 2-е, переработанное.— М,: ГИТИС, 1992. —434 с.

 

 

Учебник написан известным режиссером, народным арти­стом СССР, профессором, заведующим кафедрой Российской акаде­мии театрального искусства, первым вице-президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства И. Г. Шароевым. В книге рас­сматриваются вопросы современного состояния и истории искусства эстрады, массовых театрализованных празднеств и зрелищ. Основное внимание уделено учебно-методическим проблемам профессиональной подготовки будущих режиссеров эстрады и массовых представлений. На большом фактологическом материале автор дает анализ много­образных видов и форм эстрадного искусства, раскрывает специфи­ку драматургических и режиссерских задач художественного вопло-, щения замысла эстрадного спектакля или массового представления.

 

Редактор А. ОдиноковаХудожник Т. ЕгороваКорректор Л. Жукова

Сдано в набор 18.02.92 г. Подписано в печать 8.06.92 г. Формат 60x84716. Бумага офсетная. Печать высокая. Объем 27 п. л. Тираж 5000 экз Заказ 75.

Издательство «ГИТИС»

103009, Москва, Собиновский пер., д. 6.

ПП «Чертановская типография»

113545, Москва, Варшавское шоссе, 129а.

 

От автора

Предлагаемый вниманию педагогов и студентов театральных вузов учебник по режиссуре эстрады и массовых действ являет­ся итогом многолетней работы кафедры эстрадного искусства Российской академии театрального искусства («ГИТИС»). Дан­ный учебник представляет собой обобщение научно-методиче­ской и учебной работы по воспитанию режиссеров эстрады и массовых действ.

Появлению ученика предшествовали учебные пособия, а так­же сборник научных работ педагогов кафедры эстрадного искус­ства «О .воспитании режиссеров эстрады и массовых представ­лений».

Большим подспорьем в работе над учебником стали создан­ные на кафедре^учебные программы по основным профилирую­щим предметам— «Режиссура и мастерство актера. Жанры эст­радного искусства», «Слово, на эстраде», «Инструментальная му­зыка и песня на эстраде», «Оригинальные жанры», «История русской и советской эстрады», «История массовых празднеств и зрелищ», «История создания музыки к массовым представле­ниям».

Все вышеуказанные научно-методические работы нашли свое отражение в данном учебнике.

Данный вариант учебника представляет собой второе изда­ние, значительно переработанное.

. В стране за последнее время произошли огромные события, изменившие нашу общественную и политическую жизнь, заста­вив многое пересмотреть и переделать. Естественно, это отрази­лось в духовной нашей жизни —в идеологии и в искусстве.

Эстрадное искусство, чуткое к «камертону времени», остро восприняло эти процессы. Эстрадная публицистика приобрела в эти годы невиданную прежде смелость, яркость, злободневность.

3,

После долгого перерыва на эстраду вернулась сатира в

и глубоком ее понимании, в новом качестве возродилась полит-

сатира, значительно расширился и круг проблем, поднимаемых

эстрадой.

Ряд жанров начал отмирать и прекратил существование, а иные жанры, напротив, начали успешно развиваться. С измене­нием общественной и политической жизни в стране значительно изменился и жанр массовых зрелищ, ибо в нем появились чер­ты, ранее не обозначавшиеся. В связи с этим в эстрадном искус­стве и массовых представлениях наметились новые тенденции и-пути развития. Все это и стало побудительной причиной" для на­писания второго варианта учебника.

| Эстрадному искусству, как одному из самых массовых видов, I принадлежит важная роль в формировании духовного облика че­ловека. Размах деятельности сегодняшней эстрады огромен: сот­ни тысяч концертов, спектаклей, массовых представлений. А ес­ли учесть и концертно-музыкальные передачи по радио и на те­левидении, то окажется, что по сути вся страна является ауди­торией для эстрадных артистов.

Непосредственная, сила воздействия эстрадного искусства на широкие массы зрителей обусловлена его^связью с жизнью на­рода, острой социальной направленностью.^

В не меньшей степени это относится и к другой разновид-но-сти зрелищного искусства—массовым театрализованным пред­ставлениям и празднествам.

Многие проблемы, с которыми связана подготовка и воспи­тание нового поколения будущих создателей эстрадных и мас­совых театрализованных представлений, вытекают непосредст­венно из своеобразия этого вида зрелищного искусства.

Эстрада как вид искусства представляет собой особого рода совокупность почти всех пространственно-временных искусств. Танец и пение, инструментальная музыка и эксцентрика, зву­чащее слово и пантомима, являясь жанрами эстрады, одновре­менно сохраняют законы, присущие данному виду искусства -хореографическому, театральному, музыкальному и т. п. Поэто­му эстрадный режиссер, как того требует синтетический харак­тер искусства эстрады, должен быть знаком с «языкам» всех этих видов искусств. Но это еще не все. Ни один эстрадный жанр не является однородным. Каждый из них, в свою очередь, состоит из .ряда, если можно так сказать, «поджанров» (а по сути — самостоятельных жанров эстрады).

Одна из основных задачу стоящих перед будущими режиссерами эстрады и массовых представлений, — умение создать номер. Но функции эстрадного режиссера и режиссера массовых
.театрализованных представлений, как известно, этим не исчер­пываются. Он должен уметь создавать законченные эстрадные представления и театрализованные народные празднества. Для 'постановкЙ^гГ массового действа необходимо владеть особыми приемами, особыми навыками организации художественного времени и пространства; нужно уметь находить такие способы сопряжения эпизодов, рли, пользуясь терминологией С. Эйзен­штейна, «монтажа аттракционов^ чтобы подчинить их сверхза-. даче .единого драматургического замысла.

"""Профессиональное воспитание эстрадной смены осуществля­ется на основе изучения академического курса режиссуры, и в первую очередь, — творческого и педагогического опыта и теат­ральной теории К. С. Станиславского и Вл. И. Намировича-Данченко. Их основополагающие идеи действенны во всех сфе­рах зрелищных искусств.

. В последние годы кафедра эстрадного искусства приступила к подготовке специалистов, которых ранее не готовили в высших учебных заведениях — звукорежиссеров и эстрадоведов. Буду­щие звукорежиссеры проходят полный курс режиссуры и актер­ского мастерства, обучаясь совместно с режиссерами эстрады и массовых представлений, что на практике принесло большую пользу (руководитель курсов — доцент В. Бабушкин). В учеб­ный план эстрадоведов (руководители курсов профессор Л. Тихвинская и кандидат искусствоведения Е. Дуков) также включены практические занятия по режиссуре и мастерству актера.

Специфика эстрадного искусства является предметом при­стального внимания педагогов. Опираясь на академическую школу, они вместе с тем стремятся в педагогической теории и практике выявить специфические свойства эстрадной режиссуры и режиссуры массовых представлений.

Одна из сложнейших проблем на эстраде — проблема репер­туара. Идейно-художественные достижения эстрадного искусст­ва в первую очередь зависят от литературного первоисточника. Режиссер эстрады и массовых действ является непременным/ участникам создания репертуара для эстрады и массовых празд­неств. Поэтому на факультете эстрадного искусства введен пред* мет «Работа режиссера эстрады с автором».

Помимо практических дисциплин, студенты изучают историю эстрадного искусства и массовых театрализованных представ­лений.

Все вышеперечисленные учебные предметы в процессе про­фессиональной подготовки студента подчинены единой задаче -наиболее разностороннему оснащению будущего специалиста

Теоретическими знаниями и практическими навыками постано­вочной работы, подготовке его к самостоятельной творческой деятельности.

Содержание книги определяется тем кругом проблем, о ко­торых сказано выше. В структурном отношении материал учеб­ника делится на четыре части, отражающие основные направ­ления воспитания и обучения будущих режиссеров эстрады и массовых представлений.

Часть первая посвящена многообразию эстрадных жанров, проблемам создания режиссером номеров различных жанров эстрадного искусства. Такая постановка проблемы обусловлена синтетической природой эстрадного искусства, объединяющего около 50 различных жанров. Будущий режиссер, в какой бы об­ласти эстрадного искусства он ни специализировался, должен овладеть спецификой жанров эстрады, изучить их сущностную природу и выразительные средства.

Речь идет, естественно, об освоении основных жанров, ибо изучить в процессе пятилетнего обучения все жанры эстрады практически представляется невозможным.

Параллельно с вопросом освоения эстрадных жанров в пер­вой части учебника рассматриваются проблемы воспитания бу­дущих режиссеров в процессе изучения академического курса режиссуры.

Часть вторая посвящена драматургии концертного действия. Здесь суммированы основные проблемы создания сценария мас­сового действа и эстрадного представления — сложной много­структурной динамической системы, включающей большое ко­личество жанровых разновидностей, видов искусств и т. п.

Различные аспекты концертной драматургии рассматрива­ются в тесной связи с проблемами художественной литературы, музыки, театральной драматургии, кинодраматургии, эстрады, монументальной живописи и архитектуры.

Во второй части исследуются принципы монтажного метода, являющегося основой архитектоники в различных видах искус­ства.

Необходимо учитывать, что в построении драматургической конструкции эстрадного представления и массового празднест­ва единая основа—монтаж разнородного и разножанрового ма­териала, сведение его в единую драматургическую структуру.

Часть третья рассматривает вопросы истории того общест­венно-культурного и художественного явления, которое опреде­ляется как «театр народных масс». Эта часть учебника посвя­щена многовековой истории режиссуры массовых празднеств и зрелищ.

 

 

 

Размеры данной книги не позволяют подробно остановиться на всех этапах развития жанра, осветить многообразие его раз­новидностей. В данном учебнике внимание сосредоточено на европейских массовых празднествах и представлениях, особен­но подробно акцентируются проблемы массовых празднеств, родившихся в нашей стране.

Приводимые в книге очерки истории массовых празднеств и зрелищ представляют собой краткий обзор наиболее ярких эпи­зодов развития жанра.

Часть четвертая посвящена рассмотрению проблем режиссу­ры массовых празднеств и зрелищ. В н.ей как бы воедино слит материал всех профилирующих учебных дисциплин. Здесь нахо­дят свое отражение фундаментальные вопросы «Режиссуры», «Мастерства актера», «Слова на эстраде», «Оригинального жан­ра», «Инструментальной музыки и десни на эстраде», «Эстрад­ного танца», «Политсатиры на эстраде», «Работы режиссера эстрады с автором».

Знание жанров эстрадного искусства, умение разобраться в многообразии эстрадных номеров, подчинив их основной идее, сверхзадаче и сквозному действию,— необходимое условие для режиссера/ приступающего к созданию массового зрелища и массового праздника.

При создании массового действа будущий режиссер постига­ет комплекс режиссерской деятельности: от работы с актерами, поэтами, композиторами, балетмейстерами, художниками, по­становочной частью, освежителями, киномонтажерами до поста­новки сложнейших массовых сцен, являющихся вершиной про­фессионального мастерства режиссера массовых празднеств и зрелищ.

* * *

В заключение хочется высказать слова благодарности моим товарищам по многолетней работе в ГИТИСе, в Художествен­ном совете по вопросам эстрадного искусства Министерства культуры СССР, в научно-методической секции по вопросам подготовки творческих кадров для эстрадного искусства Мини­стерства культуры России, в Международном союзе деятелей эстрадного искусства, совместно с которыми создавалась мето­дика воспитания творческой смены для эстрады, итогом чего и является данный учебник.

Мне хотелось -бы обговорить одно немаловажное обстоятель­ство: все названия городов, республик, организаций даются в формулировках и транскрипциях, соответствующих описывае­мому периоду.

Часть I

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЖИССЕРА ЭСТРАДЫ И МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Глава I. ВВЕДЕНИЕ В РЕЖИССУРУ ЭСТРАДЫ

Эстрада и современность — понятия нерасторжимые. Эстрад­ное искусство оправдывает свое назначение только в том слу­чае, если является отражением жизни народа, если пульс эст-{рады бьется в унисон, с пульсом времени. Именно в связи с этим и следует рассматривать воспитательное назначение эстрады.

Основной задачей учебного процесса на факультете эстрад­ного искусства является воспитание мировоззрения 'студентов через предметы, через специальность. Это — главная цель вос­питания и обучения будущих режиссеров эстрады и массовых представлений.

Главным проводником идейных и художественных принци­пов эстрады является режиссер.

А. Д. Попов говорил, что от художника требуется «не догма­тическое и схоластическое вооружение революционной теорией, а практическое овладение ею», поясняя, что «идеология и этика человеческого поведения нерасторжимы от технологии нашего мастерства» *.

Возникновение режиссуры, определяющей духовную'сущ­ность искусства театра, предопределило качественно новую сту­пень взаимоотношений между литературой и театром. Режис­сер, ставший как бы посредником между двумя искусствами, принял на себя всю ответственность за перевод словесно-образ­ных отношений, заложенных в литературном произведении, в систему зрелищной образности, каковой является произведение сценического искусства.

Эстрада всегда питалась живительными соками театрально­го искусства. Изучение творческого наследия выдающихся дея­телей театра является важным звеном в воспитании будущих ре-, жиссеров эстрады. Поэтому преподавание академического курса режиссуры, основанного на творческом развитии системы К. С. Станиславского, в сочетании с глубокими знаниями раз-

1 Полов А. Д. Художественная целостность спектакля, М., 1958, с« 49.

 

личных жанров эстрады является главным принципом воспита­ния эстрадных режиссеров в театральном вузе.

Станиславский, определяя сущностную природу творчества, писал: «Художественная жизнь человеческого духа, рчищенная поэзией, глубоко прочувствованная, густо насыщенная типичной правдой, говорит уже не о личности, а о целом явлении, приоб­ретает.значение не частное, а общественное» !.

Как .прийти к этому высокому искусству, очищенному поэ­зией, поднятому до масштабов большого обобщения?

Эстрадное представление и массовое действо являются ак­том общественного значения. А весь многообразный арсенал выразительных средств, все конструктивные факторы различ­ных видов искусств, сплавленных единой драматической диалек­тикойдействия,— все эти кокмпоненты режиссер должен целе­направленно организовать на достижение цели.

Мы живем в сложном, постоянно меняющемся мире. Мы уча­ствуем в процессе его изменения, мы (меняемся сами — ежеднев­но, ежечасно, так же как и мир, окружающий нас. Необходимое условие нашей профессии —быть остро восприимчивыми к веле­нию времени, к тому, что произошло и происходит сегодня на нашей планете.

Напомню мысль Вл. И. Немировича-Данченко о социальной основе деятельности режиссера: «Создатель спектакля... должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспи­танным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работу, он и как художник, и как гражданин, и просто как член человеческого семейства должен обладать чуткостью в вопросах этики, идей­ности, политической устремленности, гражданственности, что и составляет сущность социальности».

Художник отражает в своем искусстве время — динамичное, противоречивое, тревожное.

Мало быть грамотным в своей профессии. Мало быть просто профессионалом. Режиссер должен ощущать себя обществен­ным деятелем, находящимся в самой сердцевине событий века.

О значимости идейной направленности искусства театра го­ворил Станиславский, утверждая идейную борьбу как начало в театральном искусстве.

Довженко обращался к молодым, стремящимся в режиссу­ру: «Что вы хотите сказать людям?» Прекрасный вопрос! Требо­вательный, точный, корневой.

Станиславский К. С. Собр. соч. в- 8-ми тт. М.,' 1959, т. 6, с. 85.

 

На то, что в искусстве непременным условием создания та­лантливого произведения является ясная, принципиально отстаи­ваемая позиция художника-гражданина, неоднократно указыва­ли еще русские революционеры-демократы. Вспомним В. Г. Бе­линского, утверждавшего, что у человека «лежат на сердце судь­бы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» 1.

Режиссер эстрады и массового действа в основном работает над современной темой. В этом заключается не только большая творческая радость, но и главная трудность, потому что режис­сер каждый раз соприкасается с совершенно новым материалом, который выдвигает жизнь, и этот материал должен быть по-но­вому осмыслен и решен. Здесь режиссер выступает в роли пер­вооткрывателя. Ему предстоит исследовать еще не опробирован-ный сценой жизненный материал, выявить его действенность, политическую, социальную и эстетическую сущность, его нравст­венное начало, отыскать новые черты человеческой личности, формирующейся сегодня.

Что мы хотим сказать людям новым сценарием или поста­новкой? Для чего мы взяли эту тему? Что за ней скрывается для нас, как художников, граждан? Взволнует ли людей то,, что сегодня потрясло нас? Будут ли это «мысли, нужные современ­ности» (К- С. Станиславский)?

Таланту научить нельзя. И нельзя научиться. С этим рожда­ются. Речь в данном случае идет о другом. Что заставляет та­лантливых людей всю жизнь быть, как говорится, в' «боевой форме», что движет ими, является причинойгтого непрекращаю­щегося долгие годы творческого горения, которое мы зовем та­лантливостью?

Как выдающиеся мастера сами объясняют главное в своем творчестве, основу его, его «стартовую площадку»?

Первое слово Константину Сергеевичу Станиславскому: «Вы... не будете поняты народом, если не сможете отразить ду­ховных потребностей своей современности, того «сейчас», в ка­ком вы живете».

С. Эйзенштейн утверждал: «Искусство подлинно, когда на­род говорит устами художника».

Выдающиеся мастера в своем высоком творчестве приходили к выводу, что художественное мастерство самым непосредствен­ным образом связано с гражданской позицией. «Нет большого искусства без убежденности художника»,— утверждал В. Пу­довкин. А Довженко требовал: «Никогда не надо терять гори-

 

2 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М„ 1953—1955, т. 4, с, 488,

 

зонта... Надо высоко мыслить, нести как можно выше свое ху­дожественное знамя... Надо при создании произведения нести в себе гражданскую ответственность, свою личную ответственность за картину, за идею, которую вы хотите предложить обществу». - Режиссер-гражданин, режиссер-художник, режиссер-три­бун— вот какой представляется нам сущность творчества совре­менного режиссера. Мы говорим о личностном ощущении темы режиссером, о его мировоззренческом фундаменте.Во всем должна ощущаться личность художника, должно быть личност­ное отношение к тем или иным событиям и проблемам.

В области художественного творчества, будь то искусство те­атра, литература или музыка, на классиков равняться трудно-слишком высок их полет. И все-таки давайте если не равняться, то брать с них пример. Рамен Роллан проникновенно заметил, говоря о финале IX симфонии Бетховена, что в кульминации все­го произведения слышится голос и дыхание ... самого Бетхове­на. «Мало-помалу радость овладевает жизнью. Это борьба, это — война против горя. И вот оживают ритмы марша, звуча­щее оружие, пылкие возгласы певца,— как будто слышится го­лос самого Бетховена, ритм его дыхания, его вдохновенные кли­ки, когда он бродит по полям, создавая свое творение, движи­мый демоническим экстазом...»

Здесь Р. Ролланом очень точно уловлено как бы личностное присутствие великого композитора в «Оде к радости» — велича­вом гимне борьбе и человеческой общности.

В высоких взлетах искусства всегда ощущается неповтори­мое «я» автора. Если мы обратимся к поэзии Маяковского, то ясно увидим ее лирического героя, идущего через все творчест­во поэта, его могучее открытое людям сердце. И без этой глубо­ко личностной интонации, о чем бы он ни говорил, о любви или о великих деяниях народа,—без этой личностной интонации, ок­рашивающей все творчество Маяковского неповторимой лирич­ностью, не было бы уникального мира поэта.

Сердце художника, ощущение им гражданского долга будут всегда присутствовать в его творчестве, определяя в нем все: и выбор темы, и решение ее, и те выразительные средства, кото­рые он отберет для проведения в жизнь своих идей. Это в рав­ной мере относится как к эстрадному представлению, так и к массовому действу.

В творениях режиссера, обращающегося к публицистике, всегда должно присутствовать качество, которое А. Довженко определил как «художественный призыв». Этим даром с особой рельефностью, силой отмечены: в поэзии — Маяковский, в дра­матургии— Брехт, Вишневский, в художественном кинематогра-

фе —Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, в документальном -Вертов, в театре — Мейерхольд,Пискатор, Охлопков, в эстра­де— Яхонтов, Смирнов-Сокольский, Утесов и другие.

В этом ряду находится и А. Райкин, пришедший в своем творчестве к тому высокому результату, который мы определяем как патетическую сатиру, т. е. сатиру, доминантой которой явля­ется гражданская общественная позиция; сатиру, в конечном итоге утверждающую высокий гуманистический идеал.

Выдающиеся мастера публицистического искусства облада­ли способностью проникать в души (миллионов, умели потрясать сердца людей.

Собственно, в этом и заключается конечная цель режиссе­ра— пробиться в сердца людей.

Для более глубокого понимания роли эстрадного искусства необходимо знание истории возникновения эстрадных жанров, процесса становления этого искусства.

Истоками эстрадных жанров является народное творчество -национальный фольклорный пласт, давший жизнь многим видам искусства. Мы можем утверждать, что эстрада— древнейшее из искусств — возникла тогда же, когда родились поэзия, музыка и появились песни и танцы.

Эстрада вечно была в обновлении, в быстром движении в завтрашний день. И может быть, поэтому так сложно просле­дить путь становления и развития этого вида искусства. Но если внимательно присмотреться к истории, то можно найти истоки, ведущие, очевидно, к первым эстрадным опытам.

Так, история сохранила до наших дней имена Софрона и сы­на его Ксенарха, живших в V веке до нашей эры. Их поминал еще Аристотель в своей «Поэти.ке». Софрон и Ксенарх .были ав­торами мимов —сатирических сценок-миниатюр на бытовые те­мы, которые в одних случаях просто читались вслух, в других -разыгрывались, как уверяют историки-, без всякой сценической обстановки.

Так что же в жанрово-видовом отношении представляли со­бой эти сценки? Ведь не относили же их к развитому в ту эпоху искусству театра! Чтение вслух миниатюр на бытовые темы? Или интермедия? Реприза? А сценки, разыгрываемые без вся­кой сценической обстановки? Может, это скетч? Или парный конферанс? Или же самый древний на земле театр миниатюр?

Одно из т]^иционны^ средств эстрадногр.лси.

кусстза — "пародишшй прием. И в той же «Поэтике» находим мы ими Гегемона Фасосец7~<<первого творца пародии», как назы­вает его Аристотель.

И Платон в «Республике»'отдал дань одному из жанров эстрады —иллюзионному.

 

Историки уверяют, что в Древней Гре­ции иллюзионисты («псефопаиктес») пользовались большой лю­бовью, в их честь в Афинах даже воздвигались статуи. Иллю­зионисты же были и своеобразными конферансье: их выступле­ния оснащались веселым текстом, наполненным злободневными политическими остротами, своего рода политсатирой.

А если мы обратимся дальше, в глубь-веков, то найдем в древнеегипетском папирусе Весткар предание, гласящее о там, что уже в 2900 году до нашей эры (!) по Древнему Египту бро­дили профессионалы-иллюзионисты.

Определение «эстрадное искусство» появилось сравнительно недавно. Но само искусство эстрады существовало с древней­ших времен. Аристотель и Платон, равно как и древнеегипетские рукописи Весткар, подтвердили это.

В Европе, начиная с XI века, с возникновением городов по­явились гистрионы, или жонглеры, (от латинского слова ]оси!а-1ог, т. е.'з'абавник),—бродячие ^актеры средневековья. На го­родских рыночных площадях, на веселых шумных ярмарках вы­ступали эти профессиональные «народные забавники». Гистрио­ны были певцами, танцорами, мимами, фокусниками, акробата­ми, жонглерами, клоунами, музыкантами.

Судя по многочисленным свидетельствам, дошедшим до нас из глубины веков, гистрионы были великими мастерами своего дела, владели разнородными жанрами. Интересно отметить одну особенность: искусство гистрионов было ближе к эстраде, неже­ли к,театру, ибо действовали они всегда «от себя», от собствен­ного лица, чтб~~в""дальнейшем, с рождением эстрадного искусст­ва, станет одной из характерных его черт.

Не менее интересно и то, что традиционной формой выступ-членйя^«тгаррдных забавников» были не театральные спектакли, а миниатюры, т. е. номер — основная ячейка будущего эстрадно­го искусства.

Много хлопот церкви и официальным властям доставляло веселое, остроумное и стихийно-бунтарское искусство гистрио­нов, равно как и деятельность вагантов_(«бродячих клириков»), избравших своей целью прославление мирских радостей и вы­ступавших с дерзкими пародиями на церковные обряды и гим­ны. Достаточно обратиться к дошедшему до нас сборнику песен и стихов безымянных поэтов-вагантов «Сагтша Ьигапа» или же сатирическим произведениям Архипиита Кельнского, Вальтера Шатильонского и Примаса Гуго Орлеанского, чтобы составить представление о характере и направленности творчества ваган­тов.

В своих вольнодумных песнях и пародиях ваганты, средневе-

 

ковые сатирики-куплетисты, высмеивали не только лицемерное и нечестное духовенство. Но осмеливались поднимать руку на самого папу римского. Именно поэтому они представляли большую опасность для церкви, являясь сильнейшим средством антиклерикальной пропаганды. Церковь постоянно подвергала гистрионов и вагантов жестоким гонениям.

 

 


 

 

Ростки средневековых комедийных жанров, возникшие на фольклорной почве в творчес гистрионов и вагантов, нашли свое


Дальнейшее развити

е как в театральном, так и в эстрадном искусстве.

На Руси с давних времен развивался устный фольклорный эпос, нашедший наиболее полное'и

шее

 

убедительное воплощение в творчестве, сказителей, гусляров и лирников. В своих сказах и былинах они прославляли великие подвиги народа, его славу и мужество. Не следует забывать также, что в народе издавна развивалась и своеобразнейшая «смёховая культура», построен­ная на сатирических темах и образах.

«Где и когда, в каких обстоятельствах русской исторической действительности и на какой почве впервые определились зачат­ки эстрадных жанров? — спрашивает Е. Кузнецов.— Их корни лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов.

Искусство скоморохов, как известно, не чуждалось эпических жанров, но преимущественно сказалось в области музыки, пе­ния и пляски, а также малых форм народной драмы и комедад. Это обстоятельство следует подчеркнуть, так как оно предреши­ло взаимосвязь некоторых разновидностей скоморошьего твор­чества с рядом жанров, в последующее время развивавшихся на эстраде.

Наиболее раннее литературное свидетельство о скоморошест­ве относится к XI веку...у1.

Эстрада — народное искусство. Оно родилось в самой гуще народа, народом выпестовано и для народа существует.

Сегодняшняя эстрада, возникнув в удалой скоморошине, в народных гуляньях, прошла -сквозь века, выкристаллизовалась в четкие жанровые формы, нашедшие законченное воплощение в эстрадном номере. Эстрада вобрала в себя многие искусства-музыку и живопись, пение и танец, кино и цирк. Многое от ис­кусства театра также органически влилось в плоть и кровь эст­рады, обретя в ней иной амысл и самостоятельное значение.

Приступая к освоению основ режиссуры эстрады, мы долж-


 



Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1957, с. 21.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примечания. В этом и только этом смысле идентификация «шаманских» элементов в развитой религии или мистике кажется нам весьма ценной | Глава I КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 3512. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия