Образование как общечеловеческая ценность
1. Работа с учащимися § система самостоятельной поисково-исследовательской работы; § кружки народного творчества; § годовой цикл народных праздников; § конкурсы, выставки, смотры, ярмарки; § конференции, ролевые игры; § работа ученической лекторской группы; § научное общество учащихся; § система классных часов; § экспедиции, экскурсии, походы; § встречи с интересными людьми; § изготовление макетов, сбор предметов народной культуры; § создание музея; § выпуск рукописных сборников; § предметные недели; § вечера, утренники и праздники.
2. Работа с педагогическими кадрами. § Семинары; § Циклы лекций; § Конференции; § Подготовка тематики поисково-исследовательской работы учащихся; § Создание авторских мастерских народного творчества; § Сценическая реконструкция народных праздников, обрядов; § Методические рекомендации по системе классных часов.
3. Работа с родителями и населением. § Семинары; § Циклы лекций; § Годовой круг народных праздников; § Авторские мастерские художественных ремесел; § Руководство кружками, конкурсы, выставки, смотры, ярмарки.
Семинар №4. Образование как социокультурный феномен Образование как общечеловеческая ценность Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно-закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования. Компетентный человек должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним. Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования: ·развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; ·формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере; ·обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; ·овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; ·создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций. Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся. Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала. Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.
|