Студопедия — ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ






 

Как показывает изучение народов мира, появление этносов происходит не по воле людей, а в ходе объективного историче­ского процесса. При этом этнообразующие процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. В связи с этим этносы представляют собой сложное образование, каждое из которых одновременно обладает как общими с другими подобными образованиями свойствами, так и специфическими чертами, отличающими каждое из них от большинства или даже от всех остальных этносов.

В этом аспекте этнической идентичности важное значение при­обретают основания идентичности. В этнологии выделяются три типа оснований этнической идентичности: порождающие меха­низмы, признаки общности и средства (условия) реализации иден­тичности.

Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире. Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство нацио­нального превосходства (исключительности), выражающееся в же­лании подавить другие народы, властвовать или доминировать над ними. Низкий социальный статус может порождать чувство нацио­нальной неполноценности, представление о непрестижности при­надлежности к своему народу, что порождает готовность отказать­ся от национальной принадлежности к нему. Механизм формиро­вания этнической идентичности определяет ее основное содержа­ние, а также отношение к другим народам как к своему продолже­нию, как к расширению своего народа в этнической картине мира.

Признаками общности в этнической идентификации являются этнические нравы, из совокупности которых формируется нацио­нальный характер. К чертам национального характера относятся такие качества, как активность - инертность, ответственность - безответственность, достоинство - чувство превосходства или чув­ство неполноценности, уверенность - нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность - расточительность, выносливость - из­неженность, искренность - лицемерие (лживость, ханжество), про­стодушие - хитрость (расчетливость), храбрость - трусость, состра­дательность - равнодушие, открытость - замкнутость и др. В ре­альности каждый народ является носителем той или иной комбина­ции этих качеств, что позволяет ему занять свое место среди других народов.

Из средств и условий реализации этнической идентичности сле­дует выделить прежде всего национальный язык и проживание на общей территории. С помощью национального языка обеспечи­вается единство этноса. Компактность проживания также высту­пает непременным условием единства этноса. Однако с развитием новых информационных и транспортных связей признаки ком­пактности и разбросанности становятся относительными.

В исследовании проблемы этнической идентичности немало­важное значение имеет вопрос об этнодифференцирующих при­знаках, которые ряд этнологов относят к разряду второстепенных при выявлении сущности этноса. Однако при этом упускается из виду, что без этнической дифференциации весь вопрос об этниче­ской идентификации теряет смысл. Характерная особенность эт­нических общностей как раз и состоит в их непременном взаим­ном различении.

Среди совокупности этнодифференцирующих признаков пре­жде всего следовало бы выделить внешние отличительные осо­бенности физического типа людей, т.е. расовые признаки. Ведь оценка человека начинается обычно с его внешности, а именно с расовой принадлежности. Дело в том, что народы мира в боль­шинстве имеют сравнительно однородный расовый состав, хотя антропологические типы могут и различаться. Другое дело, что для неспециалиста различия между близкими антропологически­ми типами практически неуловимы. Да и резкие внешние отличия между людьми одного народа не такая уж редкость. Например, в Германии средний житель южной части страны - Баварии - тем­нее и шире лицом, меньше ростом, чем северянин. Среди немцев-северян процент блондинов гораздо выше, чем в Баварии. Русские ростовчане, большей частью черноволосые и темноглазые, до­вольно сильно отличаются от русских же коренных жителей севе­ро-западных областей, чаще всего русоволосых и голубоглазых. Китаец из северо-западных районов страны часто легко отличит по одним лишь чертам лица земляка от китайца с побережья Юж­но-Китайского моря.

Таким образом, в действительности расовые черты не играют сколько-нибудь существенной этнодифференцирующей роли. К тому же в настоящее время процесс смешения рас зашел слиш­ком далеко, чтобы по этому признаку можно было определить этническую принадлежность человека. Можно привести немало примеров, когда отдельные этносы состоят из представителей различных рас (кубинцы, мексиканцы, бразильцы и т.п.). Более того, в современной этнической картине мира абсолютно «чистых», не смешанных в антропологическом отношении этно­сов вообще не существует.

В то же время следует иметь в виду, что в этнологии отсутст­вуют четкие антропологические границы между смежными наро­дами-этносами, принадлежащими к одной из больших рас. Имен­но поэтому встречающиеся попытки определения этнической принадлежности людей на основе одних только внешних антро­пологических показателей обычно имеют весьма приблизитель­ный характер.

Для этнического размежевания более существенное значение имеют характерные черты культуры в самом широком смысле этого слова, т.е. культуры, понимаемой как совокупности специ­фических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов. Именно в сфере культуры обычно сосредоточены все основные отличительные признаки этносов. Не случайно в прак­тике повседневного межэтнического разграничения, как правило, акцент делается на устойчивых и отчетливо внешне выраженных компонентах культуры соответствующих этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветст­вия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, переда­ваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этни­ческую культуру, обладающую специфическим для каждого этно­са своеобразием.

В этой группе культурных компонентов важным этнодифференцирующим признаком является язык, хотя и он не всегда пока­зывает, к какому этносу принадлежит человек. Ведь возможны случаи, когда на одном языке говорят несколько этносов; таковы английский, испанский, португальский, русский и другие языки. Возможно также, что один этнос говорит на нескольких языках.

Бывают и другие ситуации. Например, сегодняшние ирландцы в большинстве своем говорят по-английски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ир­ландцы говорили 300-400 лет назад. Но ни у самих ирландцев, ни у ученых нет сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки. Нельзя сбрасывать со счетов и случаи, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах. Это от­носится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых просто не понимают друг друга. Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания.

И все же язык, по мнению большинства специалистов, занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каж­дый этнос вносит в этот язык свою специфику. Она может заклю­чаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, в лексике, в специфических оборотах и фразеологических сочетаниях. Так, на­пример, явным, специально культивируемым своеобразием отли­чаются аргентинский испанский и бразильский португальский.

На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный (религиозный), благодаря кото­рому сложилось большое количество межэтнических общностей. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основ­ных мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

Сложившиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немалую часть народов мира. Однако ми­ровые религии не являются показателями этнической принадлеж­ности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов. Тем не менее этот признак важен для этни­ческой дифференциации. Так, сербы и хорваты, бывшие когда-то одним народом, разделились на самостоятельные этносы именно по конфессиональному признаку - православие и мусульманство.

Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает раз­граничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукоче­вой, кочевой), по формам орудий труда, одежды и других элемен­тов материальной культуры.

В качестве примера можно взять обычную соху, древнейшее пахотное орудие, с помощью которого сотни лет обрабатывали землю крестьяне Восточной Европы. В начале XX века насчиты­валось несколько десятков типов сох. Разными сохами пользова­лись жители Центра России, Литвы, Белоруссии. Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличается от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Японская наковальня совершенно непохожа на русскую. Польский и русский кузнецы придавали в старину разную форму обычному топору.

Своеобразны жилища у разных народов мира. Мы можем уви­деть и свайные постройки (у части меланезийцев и микронезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома - юрты, чумы, типи (народы Севера, индейцы прерий), и дома-башни (у народов Кавказа). Русские крестьяне, например, куда бы они ни попадали, всегда стремились строить срубные дома из дерева. В полярной тундре дома возво­дили из плавника (бревен, прибитых к берегу моря).

И интерьер у каждого народа - свой. Например, как бы ни раз­личались дома восточных славян по материалу, вдоль стен стави­ли закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу - киот с иконами, полки и шкафчики для посуды размещались у печки. Спали на деревянном помосте (русские полати). Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лице­вой стены.

Очень сильно различается традиционная одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX века нередко удавалось с точно­стью до конкретного селения определить ее родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек. И до сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка. Недаром есть пословица: «По одежке встречают...», и эти слова, вероятно, относятся не только к богатству одежды, но и к ее национальным приметам.

Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому падает их значение как этнодифференцирующих признаков.

Различия между народами проявляются и в составе потребляе­мой пищи, и в способах ее приготовления, и времени ее приема. Эти отличия продолжают жить и сегодня, так как пищевые при­страстия меняются с большим трудом.

Так, для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других - мясо (большинство народов Севера), третьи называются ихтиофагами, так как употребляют в пищу главным образом рыбу. Хорошо из­вестно, что у многих народов действуют разнообразные запреты на определенные виды пищи. Так, народы Индии не едят говяди­ны, а народы, исповедующие ислам и иудаизм, - свинины. Ряд на­родов не употребляют в пищу молока (кхмеры). У некоторых на­родов деликатесом считается мясо собаки (полинезийцы), змеи(многие азиатские народы), лягушки (французы) и т.д. Особенно стойко сложившиеся традиции сохраняются у сельского населе­ния, но и пища горожан, несмотря на многие изменения, знаком­ство с пищей других народов, продолжает оставаться в целом традиционной. Поэтому, кстати, бесполезны и даже вредны дие­ты, предлагаемые представителями иных народов в качестве па­нацеи от каких-либо болезней или для похудения. Многие про­дукты, перечисленные в них, могут просто не усваиваться не при­способленными к ним организмами. Так, например, в России на завтрак часто готовят молочные каши, а китайцы, почти не упо­требляющие молока, просто не усвоят этого продукта. Поэтому, хотя знакомство с пищей других народов и может многое сказать о них, употреблять новые для себя продукты следует с большой осторожностью.

Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этни­ческие различия. Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках. В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик. Одни народы привыкли спать на возвы­шении, другие - на полу.

Более важными этнодифференцирующими признаками явля­ются обряды и обычаи, которых придерживается человек.

Широко различаются семейный быт, брачные обычаи и обря­ды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространен­ной сегодня у подавляющей части человечества, у некоторых на­родов все еще сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество). У одних народов (у племени пунанов на острове Калимантан) для заключения брака достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины заявили о вза­имном согласии вступить в брак, у других народов (коши в Афга­нистане) свадьба длится двое суток, а у некоторых - целых восемь (некоторые народы Индии). Для большинства европейских наро­дов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь бли­жайшие родственники и знакомые, а у народов Кавказа на свадь­бу по традиции приглашаются сотни гостей.

В общении между людьми этническое своеобразие проявляется на каждом шагу. Хрестоматиен пример болгар, у которых, в от­личие от подавляющего большинства народов мира, кивок голо­вой сверху вниз означает отрицание, а справа налево - согласие. Ногу на ногу американец закидывает иначе, чем русский или француз, - он кладет на колено одной ноги щиколотку другой. Ев­ропейцы хлопают в ладоши в знак восхищения или радости, а ки­тайцы - в знак горя или разочарования. Переодетого европейского путешественника XIX века, отлично знавшего как будто обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников только потому, что он отбивал такт музыки ногой; другого путешествен­ника в сходном случае выдало внимательному глазу то, что утром он сделал свой первый шаг не той ногой, какой остальные.

Словом, быт каждой страны пронизан особенностями, кото­рые являются именно этническими, и нередко заметить их, по­нять их специфику может только человек со стороны. Но также верно и то, что есть достаточно схожих черт между обрядами и обычаями разных народов, что затрудняет процесс идентифика­ции, но, даже если они сильно отличаются друг от друга, требу­ется специалист, чтобы правильно определить этническую при­надлежность человека.

Таким образом, в современной этнологии нет единой и обще­принятой системы этнодифференцирующих признаков, с помо­щью которой можно было бы решать вопрос об этнической иден­тичности. Такое положение вполне закономерно, поскольку непо­вторимый облик каждого этноса создается не отдельной или спе­цифической чертой, а особым, характерным только для него соче­танием объективных свойств, многие из которых могут быть при­сущи и каким-то другим этносам.

Констатация этого обстоятельства, однако, не снимает необ­ходимости исследования проблемы этнической идентификации. Остается нерешенной задача - узнать, существует ли какой-нибудь неразложимый остаток, который позволит уверенно провести идентификацию. Очевидно, что это то внутреннее со­знание и те стереотипы, которые позволяют человеку действо­вать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса. Это означает, что мы попадаем в область психологиче­ской антропологии, которая с начала XX века занималась во­просом, каким путем человек воплощает в себе культуру опре­деленного этноса. Приверженцы этого направления научного исследования начали с изучения модальных личностей, не дав­шего желаемых результатов, после чего на первый план вышли исследования ценностей, которые мы будем понимать как осо­знанные или неосознанные, характерные для индивида или группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия.

На основе этих ценностей складываются ценностные ориента­ции - обобщенная концепция природы, места человека в ней, от­ношения к человеку, представление о желательном или нежела­тельном в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром.

Работая в этом направлении, этнологи периодически предла­гают новые концепции. Среди них внимания заслуживает концепция «центральной зоны» этнической культуры отечественного этнолога Светланы Лурье.

Можно предположить, что у каждого этноса есть некий центр общества - средоточие ценностей и верований, определяющих при­роду сакрального, священного для каждой культуры. Это означает, что этнос обладает неким внутренним, неосознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различ­ные модификации культурной традиции, является выражением некого общего содержания.

Содержанием центральной зоны являются этнические констан­ты, лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этно­са и включающие в себя следующие парадигмы:

1) локализация источника зла (образ врага);

2) локализация источника добра (образ себя, образ покровителя);

3) представление о способе действия, при котором добро по­беждает зло.

Рассмотрим ценностные ориентации центральной зоны куль­туры и их проявление на культурной периферии на примере фин­ского этноса.

Основным содержанием жизни финского народа является борь­ба с природой. Его цивилизация стоит на костях тех одиночек, ко­торые первыми шли осваивать северные леса и болота, гибли там, расчищая место другим. Это наложило свой отпечаток на сознание людей - они по большей части молчаливы и сурово задумчивы, слепо верят в судьбу, неагрессивны. Вселенная, Космос для финна - арена борьбы человека с природой, поэтому все защитные меха­низмы культуры ориентированы на это, а не на защиту от людей. Для финна образ врага представлен не в виде врага-иноплеменника, им стал обобщенный образ природы. С этим связано отсутствие готовности к самообороне. Нет и образа покровителя-защитника - финн не будет ждать помощи от других, даже от Бога. Финн сам себе защитник. Отсюда же вытекает и любовь финнов к себе в на­стоящем, у них нет характерного для многих народов несоответст­вия собственному идеальному образу. Человек для финна - сущест­во могучее, призванное покорять стихии. Он очень мало зависит от коллектива. Поэтому так уважаем у финнов образ колдуна - вла­дыки тайн природы. Независимость финнов породила и их страсть к порядку, аккуратности и честности, цельность их характеров, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

Таким образом, этнические константы в первую очередь про­являются в психологии этноса - на этом уровне идет расшифровка понятия этнической идентичности.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия