Философия, и ее значение
Философия, и ее значение Философия – это специфическая форма общественного сознания, направленная на познание Всеобщих законов и закономерностей, которым подчинены как бытие (т. е. природы, общества), так и мышление человека, процесс познания. Таким образом, философия это 0учение об общих принципах, законах бытия, познания и отношений человека и мира. Термин философия происходит от греч.слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые встречается у древнегреческого мыслителя Пифагора. Он его использовал по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. В качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон,объединив под одним началом такие разделы философии, как онтологию, гносеологию и логику.Именно это истолкование способствовало закреплению термина «философия» в европейской культуре. В 1 в. до н. э. философия обретает название «Метафизика», который возник как обозначение философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Его ввел исследователь и комментатор трудов Аристотеля Андронник Родосский. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения «первой философией», исследующий якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. Физику, которая изучала чувственную реальность, он называет «второй философией». Теоретическое познание явлений окружающего мира невозможно без мышления, развитого в логическом отношении. Но логические категории и законы в силу исторического разделения труда между наукой и философией разрабатывались именно философией. Философия, развитая на основе совпадения диалектики (онтологии), логики и теории познания, понимания логических форм и закономерностей как отражения сознанием людей универсальных форм и закономерностей протекания любого естественно-природного и общественно-исторического процесса выступает как: - могущественное орудие познания и деятельности людей; - активный фактор дальнейшего развития познания и практики. Философия помогает компетентно разобраться в тех вопросах мировоззрения, что волнует людей и вне занятий философией, а также наработать философские аргументы для более строгого обоснования своих убеждений. То есть, изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание. Настоящая Ф. всегда ориентирована на: 1.достижении добра (понимаемого как благо, честность, полезность, долг); 2. прекрасного и возвышенного, преодоление в Ч. всего демонического и животного; 3. сотворение Ч. нравственного. Высокие моральные качества Ч., как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они являются результатом их плодотворной практической деятельности, и часто от глубоких мировоззренческих убеждений Ч., формируемых Ф. Для ученых естественников она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное – необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. То есть, всем нам требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни. Касательно самого человека, философия способствует развитию его самосознания, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым масштаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения. Богатство связей и отношений Ч. с миром обуславливает разнообразие Ф. учений, из к-рых складывается Ф. как особая форма сознания, «духовная квинтэссенция» Ч.-ой культуры. Платон: Ф. есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившийся к умопостигаемому и истинно сущему. Мудрость состоит в познаний дел Б. и Ч. Любая политика (экономическая, техническая, в обл. медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью. Тем самым, Ф. – это тип рационального и критического мировоззрения, в к-ром изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения Ч. с миром и самим собой.
|