Социально – политическая и сословно – классовая структура Токугавской Японии.
Японию периода Токугава называют обществом системы бакухан /т.е. бакуфу + хан /. О бакуфу уже говорилось ранее, что же касается термина хан, то его переводят обычно как «княжество», «феодальное владение». Этот перевод условен, как и всякий перевод исторического термина, обозначающего реалии национальной истории, однако он достаточно точно раскрывает понятия. Система бакухан отражала подчинённое положение княжеств по отно-шению к центральному правительству и была механизмом господства бакуфу в масштабах всей страны. Бакуфу выступало как политический орган, обладавший кроме административной, ещё и военной функцией. Завершённый вид он при-нял при 3-м сёгуне Иэмицу. Его функциональными элементами были: 1.) Умелое манипулирование даймё;
2.) Надзор над императорским двором;
3.) Контроль над внешними сношениями;
4.) Сакрализация наследия Токугава Иэясу.
В Японии насчитывалось около 270 княжеств – хан, среди которых были большие, с доходом в 1 млн. коку, средние и маленькие, с доходом всего в 10-20 тыс. коку. Владения дома Токугава давали от 3,5 до 4 млн. коку дохода. Как административно – хозяйственная единица хан включало в себя территорию с прошивающими на ней людьми. В каждом княжестве была своя администрация и военные силы /2/3 самураев проживали в княжествах/. После отмены института военных наместников / сюго / княжества сохраняли относите-льную самостоятельность по отношению к центральному правительству в своей хозяйственной деятельности. Для всех проживающих на территории княжеств крестьян, ремесленников, торговцев, слуг, подённых работников, рыбаков сёгун и император были не бо-лее чем абстракциями. Реальной властью для них был глава княжества, с адми-нистрацией которого они соприкасались в повседневной жизни. Именно власти княжеств строили дороги и мосты, укрепляли берега рек, оказывали продоволь-ственную помощь в случае неурожаев; когда в деревне случались конфликты по поводу воды для полива для использования общинных земель, администрация княжества разрешала и эти проблемы. В начале XYII в. различия между административными системами бакуфу и княжеств были значительными, поскольку даймё придерживались своих семей-ных кодексов. Однако центральное правительство стремилось ограничить власть даймё и унифицировать налоговую систему и административные функции. Постепенно различия стирались и примерно к середине XYII в. администра-тивное устройство княжеств в основном повторяло в миниатюре структуру бакуфу. В каждом княжестве имелось своё административное управление, которое возглавляли посменно главные вассалы даймё / каро /. Они ведали всеми полити-ческими, административными, военными и экономическими делами, поскольку глава княжества был обязан подолгу находиться в Эдо. Важную роль играл дзёдай – чиновник, который замещал даймё в его отсутствие. В штате была и ещё одна заметная должность – русуи. Этот чиновник заменял даймё в Эдо, когда тот возвращался в княжество. В установленной Токугава сословной системе Си – Но – Ко – Сё Си было представлено самурайством, военным сословием /10% населения страны/, Но – крестьянством /80% населения страны/, Ко – ремесленниками и Сё – торговцами /на долю последних двух приходилось не более 10% населения страны/. Самурайство занимало высшую ступень общества, однако оно не было однородно – его верхушку составляли сёгун и его ближайшее окружение. Токугава Иэясу разделил дворянство на несколько разрядов и категорий. Кугэ – придворная киотская аристократия номинально составляла самый высо-кий разряд феодального дворянства, однако она не имела земель и, следователь-но, не обладала экономической и политической силой. Данная категория дворя-нства получала жалованье рисом от сёгуна и полностью зависела от его дейст-вий. Букэ – служилое дворянство, в свою очередь делилось на владетельных князей / даймё /, среднее и мелкое дворянство / шоймё – «малое имя»/, как вла-детельное / буси /, так и невладетельное / ронины, госи /. Владельцы крупных кня-жеств стали объектом пристального внимания сёгунов. Самый верхний слой даймё составляли симпан, связанные с домом Токугава родственными узами по мужской линии. Остальные, в зависимости от участия их в битве при Сэкигахара на стороне Токугава или его противников, были поделены в основном на две категории: фудай – даймё и тодзама – даймё. Фудай-даймё – это прямые вассалы сёгуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава ещё до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинциях. Тодзама – даймё были отдельной группи-ровкой высшего дворянства, 80 феодальных князей, нередко более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники. Тодзама не разрешалось занимать правительственные посты; в отдалённых районах Кюсю, Сикоку и юга Хонсю, где были расположены владения тодзама, правительство строило замки, передавало отдельные княжества /Нагасаки и др./ центральной власти, чтобы затруднить создание коалиций против бакуфу. Существовала ещё одна категория даймё – камон – даймё, к которой относились феодальные дома, чьё положение определялось их родственными связями с домом Токугава по женской линии или родством с домом Мацудайра. Эта категория обладала одним большим преимуществом: камон – даймё могли быть причислены к фудай – даймё, но никогда – к тодзама – даймё. Несмотря на решительную победу в битве при Сэкигахара, ситуация в стране в период правления Токугава Иэясу отнюдь не была полностью устой-чивой. Её стабильность зависела от поведения даймё, которые могли в любой момент переменить свою позицию в отношении Иэясу. Ещё был жив сын Тоётоми Хидэёси, которому даймё могли оказать поддержку, начни он борьбу за власть. Поэтому Иэясу предпринял ряд мер, чтобы окончательно ослабить своих противников. Одной из них было принятие в 1615 г. «Княжеского кодекса» / «Букэ сёхатто» / регламентирующего отношения букэ с сёгунским двором и бакуфу. Спустя несколько недель после уничтожения сына Хидэёси – Хидэёри – Иэясу собрал даймё у себя в замке в Фусими, где им зачитали указ из 13 статей, которые и легли в основу «Княжеского кодекса». Наряду с указанными мерами сёгунский дом создавал новые репрессив- ные системы. Наиболее серьёзно подрывающими мощь и влияние тодзама были конфискация и перераспределение земельных владений. Первое крупное вмеша-тельство в систему земельных владений даймё Токугава Иэясу осуществил сразу же после захвата власти: с 1600 по 1602 г. были полностью конфискованы вла-дения 87 даймё, 61 даймё были переведены из одного района в другой с увеличе-нием владений; во владениях богатых тодзама, таких, как Мори, Уэсуги, Хатакэ, Акита была проведена конфискация земель; только 60 даймё были не затронуты ограничительными мерами. За двухлетний период больше половины княжеств Токугавской Японии сменили своих владельцев. Эти мероприятия отразились не только на положении даймё – конфискация княжеского владения традиционно превращала его вассалов /буси/ в ронинов /«человек – волна», странствующий или бродячий самурай/ и госи /сельский самурай, по образу жизни мало чем отличающийся от крестьян/, лишившихся и земельных владений и жалованья рисом. Сотни тысяч самураев с семьями оказались жертвами борьбы Токугава за власть. Но самой главной и действенной мерой контроля над даймё была система заложничества / санкин котай /. Её начал практиковать ещё Тоётоми Хидэёси, но окончательно она оформилась в 1634 – 1635 гг. при Токугава Иэмицу. Сначала эта система касалась лишь тодзама даймё, но в 1642 г. она была рас-пространена на всех даймё. Суть этой системы состояла в том, что даймё были обязаны год жить в Эдо вместе с женой, детьми и вассалами. Для этого даймё строили усадьбы / ясики / поблизости от Эдоского замка. Как правило, даймё имел не одну усадьбу, поскольку в Эдо часто случались пожары. Когда даймё возвращался в своё владение, он оставлял свою семью в качестве заложников в Эдо; это был лучший способ удержать его от опрометчивых поступков. Проезд в Эдо и обратно, содержание семьи – всё это приводило к огромным расходам. Только на транспортные расходы уходила 1/3 доходов даймё. Поэтому рис, получаемый в качестве налога, в больших количествах отправлялся на продажу, а на вырученные деньги покупались дорогие ткани и другие предметы роскоши. Кроме того, сёгуну полагалось подносить дорогие подарки. Всё это основательно подрывало финансовую базу княжеств, чего и добива-лись Токугава, введя систему заложничества. При этом повышать налоги, чтобы восполнить потери, было опасно. Даймё мог быть обвинён в «несправедливом управлении», если крестьяне из его владений обращались с петицией или подни-мали восстания, а это грозило потерей владения. Сёгунат не разрешал даймё держать большие вооружённые силы, каждому из них была определена своя «норма» в зависимости от доходов. При поездке в Эдо не разрешалось брать с собой огнестрельное оружие, специальные чинов-ники проводили строгий досмотр. Правительство зорко следило, чтобы залож-ники не бежали из Эдо. Так как земледелие было главным источником доходов бакуфу, то по отношению к купле и продаже, закладу и уступке земельных, владений были установлены различного рода ограничения. Самураям – непосредственным вассалам сёгуна / гокэнин / – запрещалось отдавать свою землю в качестве феодов, но из – за своего бедственного материального положения последние находили всяческие способы продавать или закладывать принадлежавшие им земли. Разорение или утрата земли владельцами была в порядке вещей, хотя бакуфу стремилось всячески помешать этому, издавая специальные законы об аннулировании всех прав и обязанностей по договорам купли, продажи, займа и заклада. Даже для передачи владений родителей детям требовалась санкция бакуфу, а продажа пожалованных земель / онти / была совершенно запрещена. Это было сделано из опасения, что эти владения перейдут в руки самураев, не подчинённых непосредственно бакуфу / хигокэнин /, что могло отразиться на финансовом положении последнего. Однако объективное развитие экономиче-ских процессов не удавалось отменить никакими законами и постановлениями. Самураи – княжеские вассалы / ханси / – в зависимости от знатности и близости к даймё были заняты на различных административных должностях и в войсках княжеств. Большая их часть была переведена на натуральное жалованье / футимай / – рисовый паёк самураев, который являлся вознаграждением за службу в княжестве. Меньшая часть ханси имела земельные владения. В результате осуществлённого Тоётоми Хидэёси мероприятия, известного как хэйно бунри /отделение самураев от крестьян/, большинство самураев было переселено в призамковые города / дзёкамати /. Был издан и специальный указ о закреплении социальных различий / «Мибун-но тэйрэй» /. В целом самурайство находящееся в вассальной зависимости от сёгуна и даймё получило обоб-щённое наименование хатамото. Как правило из хатамото формировалось чиновниче-ство государственного аппарата, обширная система сыска и надзора, набирало-сь сёгунское войско. Особое место занимали чиновники мэцукэ /смотрящие/, деятельность которых была направлена на выявление нарушений интересов сёгуна. Будучи независимыми от должностных лиц и совмещая функции поли-цейского и прокурорского надзора, мэцукэ осуществляли тайную и явную сле-жку не только за служилым самурайством центрального и местного аппарата, но прежде всего за даймё. В условиях длительного мира изменилось положение самого многочис-ленного слоя феодального класса – служилого дворянства. Согласно кодексу самурайской чести бусидо /«путь воина»/, японский дворянин не имел права заниматься в жизни чем – либо кроме военного дела. Теперь же даймё больше не нуждались в сильных и многочисленных дружинах, а указы сёгуната предпи-сывали значительное их сокращение. Княжествам, имеющим доход в 100 тыс. коку, разрешалось иметь не более двух тысяч воинов. Таким образом, теряя сюзерена, самураи низших рангов разорялись, становились ронинами, ряды которых пополняли и обедневшие самураи, покидавшие даймё из – за того, что их уже не удовлетворял размер рисового пайка. Вчерашние дворяне отказы-вались от своих сословных привилегий и становились людьми свободных про-фессий – учителями, врачами, художниками, мелкими служащими. Вместе с тем бездомные и деклассированные самураи увеличивали всё возрастающий слой недовольных общей социальной системой Токугавской Японии. Однако часть самурайства и после установления третьего сёгуната остава-лась проживать в деревне. Это были госи, сельские самураи. Они или обрабаты-вали землю сами, или сдавали её в аренду. Родословную этого разряда самураев можно проследить с периода /эпохи/ Сэнгоку цзидай, когда они участвовали в феодальных усобицах, а в пе-рерывах между ними занималась сельским хозяйством. Эта категория сельских жителей сохранилась в деревне до конца периода Токугава. Кадастр / кэнти / Тоётоми Хидэёси подтвердил их права на владение землёй. Но им, так же как и крестьянам, было запрещено носить оружие. Этим они как бы лишались своего прежнего социального статуса, символом которого было право ношения меча. В разряд госи попадали и богатые крестьяне и купцы, капитал которых проникал в деревню. Как видно из этого примера, несмотря на строгую сослов-ную регламентацию, в японском обществе постоянно шли социальные подвиж-ки. Госи принимали активное участие в подъёме целины, сами, иногда с по-мощью арендаторов, обрабатывали свои участки с доходом 200 и более коку. Благодаря тому, что госи имели хорошую материальную базу, они оказались наиболее сохранившейся частью сословия самураев. Из их среды формиро-валась сельская администрация, в дальнейшем они играли важную роль в кихэйтай /нерегулярные отряды, созданные в 60-е годы XIX в. для борьбы против сёгуна и иностранцев/ и активно участвовали в антисёгунском движе-нии. Из рядов госи после реставрации Мэйдзи вышло много местных полити-ческих деятелей, а сами они частично превратились в новых помещиков. Вторую ступеньку сословной системы Токугавской Японии занимали крестьяне / хакусё /. Этим была подчёркнута важность этого слоя, поскольку именно трудом крестьянина содержалось всё общество. Труд земледельца в соответствии с конфуцианским учением считался уважаемым. Само кресть-янство было бесправным, но постепенно училось бороться за свои права. Крестьянские восстания были формой социального протеста. Японская деревня в период третьего сёгуната представляла собой административно – хозяйственную единицу со своим специфическим образом жизни, законами и взаимоотношениями как внутри деревни, так и с внешним миром. За деревней закреплялась определённая территория. Земли и крестьяне /владельцы земли/ регистрировались в специальных кадастрах / кэнтитё /. Деревня несла коллективную ответственность за уплату налога, иски, договоры, преступления и т.д. На протяжении XYII – первой половины XYIII вв. процессы социально –экономического развития японской деревни заметно ускорились. Положитель-ным фактором явилось установление длительного мира – поля не разорялись, и крестьяне не отвлекались от сельскохозяйственных работ. Стимулировало развитие сельского хозяйства и увеличение городского населения за счёт переселения самураев в дзёкамати. Освоение пахотных земель приобрело при Токугава систематический характер. Сёгун и даймё, основу богатства которых составляли налоги, были заинтересованы в расширении площадей под посевы риса. В XYII в. городские купцы и местные богачи начали вкладывать деньги в освоение новых земель и сдавали их в аренду небольшими участками. В начале XYII в. площадь обработанной /вспаханной/ земли составляла 2 млн.65 тыс. тё /1 те = 0,992 га/, к середине XYIII в. – 2 млн. 971 тыс. тё, во второй половине XIX в. – 3 млн. 234 тыс. тё. Таким образом, к середине XYIII в. обработанная площадь выросла на 906 тыс. тё, а с середины XYIII в. до второй половины XIX в. – на 263 тыс. тё. Такое замедление темпов прироста новых площадей объясняется тем, что к концу периода Токугава в Японии почти не осталось мало – мальски пригодной земли, которая была бы не обработана или не заселена. Кроме того, разного рода инженерные работы /обустройство бере-гов рек, строительство дамб и водохранилищ, подводящих каналов орошения/ и строительство новых деревень, отнимали земельную площадь из – под посевов. Особенно активное строительство велось в 1601 – 1650 гг. Период Токугава отмечен техническими изменениями в области сельско-хозяйственной техники, что способствовало значительному росту производи-тельности труда и повышению продуктивности сельского хозяйства. Увеличи-лся спрос на сельскохозяйственные орудия и различный инвентарь. Совершен-ствовалась система орошения, увеличилось применение удобрений. Мотыга была заменена плугом с отвалом, пригодным для глубокой вспашки, домашний скот стал больше использоваться в качестве тягловой силы, что привело к увели-чению производительности крестьянского труда и урожайности культур. Развитие техники позволило в более широких масштабах вести работы по осушению заболоченных земель, на которых стали собирать большие урожаи риса. Увеличились посевы хлопчатника. Использование быков и лошадей в сельском хозяйстве позволило производить более глубокую вспашку, что так- же положительно влияло на урожай, и увеличило использование удобрений. Рост посевных площадей и совершенствование агротехники позволили собирать по 2 урожая в год. Создались условия для интенсивного ведения сельского хозяйства, продукты стали выращиваться на продажу. Косвенно о возросших производственных мощностях сельского хозяйства свидетельствует значительный рост неаграрного населения, которое необходимо было кормить. С ростом городов повышалась роль деревни в обеспечении их сельскохозяй-ственной продукцией и сырьём для ремесленного производства, что, в свою очередь, способствовало развитию специализации в выращиванию культур и рыночной активности. Но следует учитывать, что экономический эффект в развитии сельского хозяйства главным образом создавался трудом крестьянина, за счёт интенси-фикации его труда. Японский исследователь Хаяма Акира назвал это «кимбэнкакумэй» – «революцией трудолюбия». По его мнению, в период Токугава начал складываться стереотип современного японского отношения к труду. Так или иначе, японцы высоко ценили землю, её было мало, поэтому они стремились с максимальной отдачей использовать каждый её клочок. Основными выращиваемыми культурами в Японии были рис и хлопок, причём постепенно в период Токугава посевы риса сокращались, его заменял хлопчатник. Таким образом, происходило вытеснение зерновых техническими культурами. Появились и новые сельскохозяйственные культуры – табак, сахарный тростник, батат. Размеры нэнгу /натуральная рента/, которые при Хидэёси составляли 2/3 урожая, при Токугава были значительно снижены – до 40% /«четыре доли князю и шесть долей крестьянину»/. Оброчная система при незначительной величине барщины позволяла крестьянской семье не только обеспечить про-питание, но даже иметь некоторый излишек сверх необходимого минимума.
Бакуфу и администрация княжеств старались насаждать в деревне широ-кий административно – политический контроль, позволяющий регламентирова-ть все стороны жизни крестьянства. Регламентации ограничивали употребление крестьянами риса, запрещали им расходовать его на лепёшки /которые счи-тались растратой риса/ и перегонять на сакэ. В непраздничные дни японские крестьяне обязаны были готовить еду из муги, получаемой из овса, ячменя и проса. Крестьянам запрещалось носить одежду из шёлка, предписывалось использовать хлопковые и льняные ткани. Покрой и окраска одежды тоже были точно определены. Строго запрещалось превышение установленного размера жилищ и их украшение, запрещались также такие развлечения, как театральные зрелища, пышные церемонии. Свадьба, похороны и другие события должны были обставляться с «достойной скромностью». Важным элементом системы управления деревней в токугавский период была круговая порука, внедряемая правительственными органами повсеместно. Для удобства надзора, сбора налогов и контроля за выполнением правительст-венных распоряжений деревня была разбита на пятидворки. Пятидворка несла ответственность за деятельность всех её членов, во главе её стоял староста, обычно назначавшийся властями из зажиточных крестьян. В экстремальных случаях, например при побеге крестьянина, староста раскладывал налоги бежавшего на остальных членов пятидворки. Известно высказывание Токугава Иэясу, характеризующее существо правительственной политики в деревне: «Крестьянин, что кунжутное семя; чем больше жмёшь, тем больше выжмешь». Сёгуны Токугава, создавшие суровый полицейский режим в стране, не смогли, однако предотвратить возникновение и развитие антифеодального протеста. За время токугавского правления официальная статистика зафикси-ровала 2726 крестьянских выступлений в разных районах страны. Это были вооружённые восстания и петиционные движения. Для начального периода токугавского правления наиболее распространённой формой сопротивления были коллективные выступления крестьян против тяжелейших поборов и повинностей. Обычно они передавали феодалу петиции, челобитные, состав-ленные в форме почтительных просьб. Петиционная форма движения свидетельствовала о низкой форме созна-тельности крестьянства, о наивной вере в то, что в эксплуатации повинны лишь те лица, с которыми они непосредственно сталкиваются, а вышестоящие власти об этом не знают. Но даже подачу петиции указы сёгуната квалифицировали как тягчайшее преступление, так же как и «незаконные сборища» крестьян или бег-ство «с земли».
Обращение к представителям вышестоящих инстанций с ёгунской или княжеской власти каралось смертью. Особенно жестоко феодальные власти расправлялись с руководителями восстания – распятие и расправа с семьёй на глазах приговорённого к смерти были самой распространённой казнью. Широкую известность в 50-х годах XYIII в. получило крестьянское движение, возглавляемое народным героем / гимин / Сакура Согоро. Измученные непомерными поборами крестьяне составили петицию, которую сумел передать сёгуну деревенский староста Сакура Согоро. За это у него на глазах казнили чет-верых его детей, а сам он был распят. Поскольку крестьяне испытывали двойной гнёт – со стороны даймё и представителей торгово – ростовщического капитала, они нередко выступали и против купцов. Купцы – откупщики, получая право от феодала на сбор нало-гов, не только беспощадно грабили деревенских бедняков, но и всячески препят-ствовали торговле богатых крестьян, которая ущемляла их собственную торго-вую монополию. Поэтому нередко богатые крестьяне возглавляли подобные выступления. Среди требований встречались такие, как «свобода торговли», а также протесты против принудительного возделывания сельскохозяйственных культур, на котором настаивали откупщики. В исторических материалах о кре-стьянских восстаниях, наиболее крупные из которых приходятся на XYIII в., имеются упоминания об убийстве агентов торговых монополий и разрушении купеческих контор и складов. Городское население, не принадлежавшее к господствующему феодаль-ному классу, занимало последние ступеньки сословной системы Токугавской Японии – ремесленники третью, а торговцы, купцы и ростовщики четвёртую. Торговцы, впервые в истории Японии, выделенные в отдельное сословие, ока-зались внизу социальной лестницы не случайно. Согласно конфуцианским взглядам, они ничего не производили. Конфуцианский принцип гласил: «Земледелие надо поощрять, а торговлю подавлять». Хотя юридически ремесленники и торговцы имели меньше прав, чем остальные сословия, но экономическая сила торговой буржуазии и богатых ремесленников обеспечивала им возрастающее политическое влияние в стране. Оба социальных слоя были связаны с обслуживанием феодального класса; даймё и сёгунат, используя капиталы богатого городского населения, стреми-лись опереться на него для укрепления феодального режима. Рост внутренней торговли, развитие сети коммуникаций содействовали созданию крупных городов – центров политической и экономической жизни. Таких городов в Токугавской Японии насчитывалось 17. Главными центрами торговой буржуазии были Эдо, Осака, Киото, Сакаи и Нагасаки. В сёгунской столице Эдо крупные купеческие фирмы были зависимы в своей деятельности от интересов представителей верховной власти в стране, в Киото они ориенти-ровались на потребности императорской столицы, и лишь в Осака купечество занимало более независимую позицию, добившись различных привилегий. Мощные купеческие гильдии / кабунакама / и цехи ремесленников / дза / превратили Осака в главный центр коммерческой деятельности, называемый «кухней» страны / дайдокоро /. В Осака был главный рынок Японии, куда даймё свозили со всех княжеств производимую там товарную продукцию – рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани, лаковые изделия, фарфор, бумагу, воск и др. В Осака была рисовая биржа, производящая скупку риса и дающая кредиты под залог будущих урожаев, биржи по оптовой торговле рыбой, овощами. Хотя главным мерилом ценности оставался рис, всё более широкое распространение получали деньги. Феодальные княжества постепенно теряли свой замкнутый характер. Производство на рынок приводит уже в XYII в. к тому, что в разных частях страны сложились районы, специализирующиеся на определённом виде про-дукции. Северный и юго – западный Кюсю производил фарфор и хлопчатобу-мажные ткани, район Киото – Нара – парчу, шёлковые ткани, сакэ, изделия из металла и лака, район Нагоя – Сэто – керамику и фарфор, Нагано – шёлк – сырец, Сацума – сахар, Тоса и Тёсю – бумагу. Усиливавшийся процесс общественного разделения труда активизировал формирование внутреннего общенационального рынка, несмотря на то, что этому препятствовало незавершившееся объединение страны /сохранялись сепаратистские позиции южных княжеств/. Торговый капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец – скупщик снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между ремесленником и рынком, он диктовал вид, качество, количество продукции. Скупая, например, хлопок на Кюсю, он раздавал его прядильным цехам в Осака, готовую пряжу передавал красителям, ткачам и т.д. Ремесленники, таким образом, специализировались на отдельном процессе производства того или иного продукта, всё больше подчинялся купцу, становившемуся капиталистическим предпринимателем. В XYII в. в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического предприни-мательства. Однако количество мануфактур в это время /в основном текстиль-ные и производящие продукты питания/ было очень невелико. Преобладающей формой производства оставалась работа на дому, подчинённая скупщику –торговцу, имеющая характер рассеянной мануфактуры. Торговый же капитал завоёвывал всё более прочные позиции в жизни города. Особенно большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев каким – либо одним видом товаров или монополизировавших торговые опера-ции в определённой части страны. Например, осакские компании «Хигаки Кайсэн» и «Тару Кайсэн» обслуживали Эдоский и Осакский районы. Компа-ния «Мацумаэбунэ» перевозила товары в районе Хоккайдо и обслуживала северную и Центральную части Хонсю до Осака. В наши дни немного существует в мире фирм, чья история насчитывает более трёх столетий. К их числу относится «Мицуи». Это одна из старейших и крупнейших торгово – предпринимательских фирм, начало которой было поло-жено в далёком XYII в. После того, когда в Японии после долгих междоусобных войн наступил мир, многие самураи как – то сразу оказались не у дел. Несмотря на строгую сословную регламентацию, многие из них поменяли свой социаль-ный статус – занялись торговлей, стали художниками, учителями, ремесленни-ками. Основателем дома Мицуи считается Такатоси Хатиробэй. Но первая лавка была открыта ещё его отцом Такатоси Сокубэй, который проявил определённую дальновидность, отказавшись от самурайского звания и решив заняться торгов-лей, хотя сословие торговцев находилось тогда на низшей ступени социальной лестницы. Предки Сокубэй были мелкими феодалами. Трудно проследить историю этого рода с достаточной достоверностью, поскольку часто в родословные впле-тались разного рода легенды. По одной из них, представитель семьи Фудзивара по имени Нобунари Уманоскэ покинул Киото и поселился в провинции Оми. Однажды, осматривая свои владения, расположенные у о. Бива, он обнаружил три колодца, в одном из которых нашёл золотые монеты. Посчитав это за доброе предзнаменование, Уманоскэ изменил своё имя на Мицуи, что означает «три колодца». Насколько эта легенда, соответствует истине, судить трудно, но знак «три колодца» стал эмблемой торгового дома Мицуи, а в городе Мацудзака в провин-ции Исэ Мицуи долгое время заботливо сохраняли 3 колодца, один из которых используется до сих пор. Скорее всего, в обнаруженных колодцах была хорошая по качеству вода, пригодная для изготовления сакэ. Но вернёмся к началу XYII в. – именно тогда судьба дома Мицуи круто изменилась. Вернувшись в 1616 г. из очередной поездки в Эдо, Такатоси Сокубэй объявил семье о своём решении изменить социальное положение дома Мицуи: поменять самурайский меч на соробан /японские счёты/. К этому времени уже не было в живых сюзерена, которому он присягал на верность, и Сокубэй посчитал, что его долгом как главы дома является вос-становление состояния и благополучия семьи: «Меч не может больше обеспе-чить нашу жизнь. Я видел, как большими выгодными делами можно заслужить уважение. Я буду варить сакэ и соевый соус, и мы будем процветать». Дело затеянное Сокубэй, было несложным по технологии, и требовало лишь небольшого капитала и нескольких квалифицированных подмастерьев. Тем не менее, поначалу дела шли неважно. Сокубэй получил самурайское воспитание, был сведущ в поэзии и каллиграфии, но плохо представлял себе технику торговли. Положение спасла его жена Сюхо. Она была купеческой дочкой, и вникнув в дела мужа, проявила удивительные деловые качества. Именно её усилиями была создана основа состояния первого поколения Мицуи, которые уже считались простолюдинами. Сюхо успешно вела дела и после смерти мужа в 1633 г. У неё было 4 дочери и 4 сына, каждому из которых она сумела подобрать дело, которое наиболее соответствовало его природным способностям. Старшего сына, Тосицугу Сабуродзаэмон, Сюхо отправила в Эдо, снабдив капиталом, чтобы он смог там открыть мануфактурную лавку. Помогал ему брат, Сигэтоси Сарубэй /3-й сын/, основавший затем собственное дело по изготовлению и продаже гвоз-додёров / кугинуки /, очертание которого стало его эмблемой. 2-й сын Сюхо, Хиросигэ Сэйбэй, был усыновлен другой семьёй; младший, Такатоси Хатиробэй помогал матери. Мать сама подобрала ему жену из купеческой семьи, которая, как и свекровь, стала умелой помощницей своему мужу. Как только Хатиробэй исполнилось 14 лет, мать отправила его в Эдо к Сабуродзаэмон, где он также в скором времени открыл лавку, а старший брат отправился в Киото, где занялся торговлей тканями. Оставшийся же в Эдо Хатиробэй начал в широких масштабах совершать закладные операции, заведя ссудную лавку, не забрасывая, впрочем, и торговое дело. Собственно, с Такатоси Хатиробэй и начинается история финансово – промышленной группы «Мицуи», поскольку из всех наследников Такатоси Сокубэй именно он наиболее преуспел в предпринимательской деятельности став главой солидного купеческого дома. К стенам его лавок и меняльных контор были прикреплены полотнища, на которых были изображены круг, внутри которого были вписаны два иероглифа один в другой, причём первый иероглиф был взят от слова «колодец» и был изображён в виде скошенного сруба колодца, а внутри вписан иероглиф, означающий число «три». Эта эмблема дома Мицуи сохранилась до сих пор, и её можно увидеть на всех зданиях, принадлежащих группе «Мицуи». И ещё на вывесках торговых лавок было написано: «Гэнкин. Какэнэ наси» – «За наличные. Цены без запроса». Это был новый принцип в торговле, введён-ный домом Мицуи – продажа товара по твёрдым ценам. Одной из старейших финансово – промышленных групп в Японии является и группа «Сумитомо». За свою почти 400-летнюю историю, она играла различ-ную роль в японской экономике, перешивала времена расцвета и кризисов, но сумела сохранить прочную финансовую базу и до сих пор остаётся одной из ведущих финансово – промышленных групп в современной Японии. История дома Сумитомо своими корнями уходит в XYII в. В отличие от других купеческих династий, возникших в эпоху Токугава, дом Сумитомо с самого начала своей предпринимательской деятельности был связан с горно-рудной промышленностью, в частности, с добычей меди. В родословной Сумитомо различают основателя фамилии и основателя дела. Из союза этих ветвей и сломилась торгово – предпринимательская дина-стия Сумитомо. Родоначальником семьи Сумитомо считается Масамото. Он родился в Маруока в провинции Этидзэн /совр. префектура Фукуи/. По одной из версий отец его был местным феодалом, но достоверных сведений о нём не сохрани-лось. И о самом Масамото биографические данные очень скудны. В 1596 г., когда Масамото было примерно 12 лет, он вместе с матерью и младшим братом переехал в Киото. Там он стал буддийским монахом, примкнув к школе Нэхан, где выделялся среди учеников своим усердием. Но на неё начались гонения, и ему пришлось снять рясу монаха и искать себе другое занятие – надо было содержать семью. И Масамото открыл лавку, где стал торговать лекарствами и книгами; ему было тогда 45 или 46 лет. Дела, по всей видимости, шли у Масамото не плохо. Основателем дела считается Сога Ридзаэмон, Его предки были выходцами из провинции Идзуми, которые затем перебрались в провинцию Кавати, где и родился Ридзаэмон. Есть сведения, что в 1573 г. семья Сога начала торговать медью. В Осака Ридзаэмон обучился технологии плавки меди и освоил технику изготовления изделий из неё. В 19 лет он решил открыть своё дело и перебрался в Киото, где в 1590 г. открыл в западной части города плавильную мастерскую. Широко развернуть дело ему помог случай. В 1591 г. Ридзаэмон в богатом торговом городе Сакаи обучился новому способу плавки меди у «южных варва-ров» / намбадзин / – так называли население Индокитая, Индонезии, Филиппин, а также португальцев и испанцев. Предполагают, что человек, который поведал ему секреты нового способа плавки, был или европеец по имени Хаксли, или купец по имени Сиродзу. Так или иначе, но Ридзаэмон не только освоил новый способ плавки, но и усовершенствовал его, что стало приносить хороший доход. Медь получалась отменного качества, что позволило в дальнейшем дому Сумитомо стать основным поставщиком меди как на внутренний, так
|