Классификация ботнетов по архитектуре
До сих пор были известны лишь два типа архитектуры ботнетов. Ботнеты с единым центром. В ботнетах с такой архитектурой все зомби-компьютеры соединяются с одним центром управления. Этот центр ожидает подключения новых ботов, регистрирует их в своей базе, следит за их состоянием и выдает им команды, выбранные владельцем ботнета из списка всех возможных команд для бота. Соответственно, в нем видны все подключенные зомби-компьютеры, а для управления централизованной зомби-сетью хозяину сети необходим доступ к командному центру. Рис. 1. Централизованная топология Ботнеты с централизованным управлением являются самым распространенным типом зомби-сетей. Такие ботнеты легче создавать, ими легче управлять, и они быстрее реагируют на команды. Впрочем, бороться с ботнетами с централизованным управлением тоже легче: для нейтрализации всего ботнета достаточно закрыть центр управления. Децентрализованные ботнеты. В случае децентрализованного ботнета боты соединяются не с центром управления, а с несколькими зараженными машинами из зомби-сети. Команды передаются от бота к боту: у каждого бота есть список адресов нескольких «соседей», и при получении команды от кого-либо из них он передает ее остальным, тем самым распространяя команду дальше. В этом случае злоумышленнику, чтобы управлять всем ботнетом, достаточно иметь доступ хотя бы к одному компьютеру, входящему в зомби-сеть. Рис. 2 Децентрализованная топология На практике построение децентрализованного ботнета не очень удобно, поскольку каждому новому зараженному компьютеру необходимо предоставить список тех ботов, с которыми он будет связываться в зомби-сети. Гораздо проще сначала направить бот на централизованный сервер, где он получит список ботов-«соседей», а затем уже переключить бот на взаимодействие через децентрализованную технологию подключения. Бороться с децентрализованными ботнетами гораздо сложнее, поскольку в действующем ботнете центр управления отсутствует.
|