ВОЙНА И Н А Ш И БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ
Ноябрь 1914 г. Когда рабочий Интернационал последний раз собрался в Базеле в 1912 году46, чтобы поднять голос протеста против угрозы мировой войны, которая могла бы возникнуть вследствие событий на Балканах, то все были охвачены чувством полной надежды. Мировая война казалась невероятной. До тех пор, пока солидарность и братство народов объединяют рабочих всех наций, пока существует такое единство целей, какое выявилось на Базельском конгрессе, объединяющее пролетариат больших и малых государств, рабочему классу нечего бояться ландскнехтов * и сопутствующей им кровавой войны. Тогда старый империалистически-капиталистический мир не посмеет вызвать войну, ибо в случае войны появился бы на сцене «красный призрак», внушающий страх буржуазному обществу. Так думали мы, социалисты, еще два года тому назад. Но теперь мировая война стала реальным фактом со всеми ее ужасами, страданиями и варварством. Они превзошли все, что могла до сих пор представить себе даже самая дикая фантазия. Мировая война вспыхнула именно в тот момент, когда в Вене должен был состояться международный конгресс47. На конгрессе предполагалось еще раз обсудить важный вопрос о том, как могут социалисты всех стран предотвратить войну и как должен вести себя организованный рабочий класс, чтобы не попасть в сети империалистов-капиталистов. Совсем недавно, еще до начала войны, казалось совершенно невозможным, чтобы четкое марксистское мировоззрение социал-демократов могло быть заражено буржуазным шовинизмом. Казалось бы, что материалистическое восприятие истории и ясное сознание классовых противоречий, которым обладают со* Наемных войск. циал-демократы, является научным компасом, ведущим рабочих по правильному пути даже во время поднявшегося бурного урагана шовинизма. Но при всех этих предпосылках социал-демократия упустила один важный фактор: она недооценила морального влияния старого буржуазного мира на настроение широких народных масс. Она слишком мало считалась с нынешней, современно снаряженной коварной политикой, которую ведут поборники классовых интересов империализма. Получается, что правительства буржуазных государств лучше знали психологию народа, чем сами представители демократических и рабочих масс! Национальные чувства, которые искусственно подогреваются капиталистами и юнкерами во всех странах мира при помощи церкви и печати, а также проповедуются в школах, в семье и в обществе, имеют, по-видимому, более глубокие корни среди народа, чем представляли себе интернационалисты. Империалистически-капиталистический мир ловко спекулирует национальными чувствами людей, чтобы таким образом загнать народ своей страны в приготовленную для него смертельную петлю — войну. И там, где казалось недостаточным применение безумного и слепого шовинизма, чтобы вызывать милитаристское настроение в народе, там власти применили другие средства, чтобы одурачить народ — включая и пролетариат — с целью привлечения его на свою сторону для участия в кровавой войне. Все капиталистические государства выступают сейчас в красивой идеалистической маскировке, чтобы оправдывать свою захватническую империалистическую политику. Немцы, оказывается, поднимают меч не для того, чтобы расправиться со своими конкурентами на мировом рынке, а для того, чтобы свергнуть русский царизм!.. Англичане и французы, дескать, стремятся лишь к тому, чтобы предотвратить угрожающему миру опасность со стороны немецкого полицейского государства и немецкого милитаризма! А русские, представьте себе, посылают своих сыновей на поля сражения не ради удовлетворения своих панславистских стремлений, а для того, чтобы освободить Галицию и Сербию, а также спасти республиканский строй во Франции и демократию в Бельгии! Царизм, следовательно, борется за республику, а юнкера в Пруссии жертвуют кровью своих сыновей ради «освобождения России от ига абсолютизма». Это забавная каррикатура, над которой мы в других условиях от всего сердца посмеялись бы, но которая сейчас вследствие кровавых слез превращается в большую историческую трагедию. Говорят о «праве каждого народа на самозащиту». Каждое государство, конечно, пытается изобразить себя так, будто оно начало войну для сохранения и защиты своей культуры, а не в угоду денежным мешкам капиталистов. Культура! Да, это самое ценное достояние человечества. Но разве не война угрожает самому существованию культуры? Разве не из-за войны прекрасные старые леса (например, под Парижем, где они являются лучшим его украшением) беспощадно уничтожаются? Разве не война разрушает лучшие памятники искусства и старины? Наконец, имеются ли на свете такие «ценности культуры», которые стоили бы ценности сотен тысяч, миллионов человеческих жизней? Говорят о культуре, но разве не война возрождает страшнейшее варварство в мире? Гекатомбы * сыновей народа, детей пролетариев, растут с каждым днем. Ни одна человеческая фантазия не в состоянии подсчитать общую сумму всех мук, бедствий и страданий народов. У людей развиваются самые низкие звериные инстинкты. Милитаризм и порожденная им бесчеловечная жестокость и слепая дисциплина господствуют над миром. Никто уже не считается больше с самым ценным, что есть у людей,— их жизнью. И это называется «защита культуры»! Но к чему приведет это страшное кровопролитие? Будут ли рабочие иметь пользу от войны, даже в случае победы хотя бы в одной стране? Если бы даже удалось добиться известной компенсации за военные убытки от побежденных и разрушенных государств, то деньги немедленно частично попадут в карманы капиталистов, а остальные необходимы будут для восстановления подорванной экономики государства. Нужда и бедствия будут господствовать всюду после этой мировой войны, даже в тех странах, которые выйдут победителями. Везде увеличится число людей, неспособных к труду: калеки, больные, умалишенные и сироты. Но хуже всего война впоследствии * Массовое убийство, или единовременная гибель множества людей;— Ред. отразится в той или иной мере на развитии производительных сил всех воюющих стран. Бедствия и разорение, задолженность и безработица уменьшат потребительскую способность народа, и это окажет парализующее влияние на нормальное развитие сил производства. А это окажется для нас самым тяжелым ударом: ведь наша надежда на скорейшее осуществление нашей мечты о будущем человечества тесно связана с беспрепятственным дальнейшим развитием всех производительных сил. Всякая задержка в этом развитии означает, что наши лучшие надежды отодвигаются на какое-то неопределенное время далекого будущего. Но помимо всех ужасов войны и массовых убийств, помимо разрушения экономики страны и снижения культурного уровня война отражается особенно неблагоприятно на положении рабочего класса и его задачах, так как все человечество будет разделено (пусть на короткое время) не на классы, согласно основному учению социал-демократов, а на нации. Это снижает силу одного из сильнейших орудий, которым издавна обладает пролетариат, а именно — солидарность рабочего Интернационала. И все же эта страшная война уже научила нас многому. Она преподнесла нам несколько чувствительных уроков, которые мы должны полностью осознать, чтобы извлечь пользу из них для будущего. Война показала нам, что рабочая партия допустила большую ошибку, недооценив опасность милитаризма, слишком слабо сопротивляясь влиянию милитаризма. Принципиальное отношение социал-демократических партий к тому, как надо себя вести рабочим в случае войны, было слишком неопределенным, слишком неясным. Принятые Интернационалом резолюции сыграли на руку националистическим тенденциям. Но теперь, когда немецкая социал-демократия дала себя одурачить прусским юнкерским государством и проводит ошибочную тактику в поддержку войны48, то стало ясным, что долг будущего Интернационала будет состоять в том, чтобы высказаться ясно и определенно по этому вопросу и решиться на твердую, определенно революционную тактику в отношении военной опасности. Не подлежит никакому сомнению, что сразу после окончания этой ужасной войны задача всех рабочих партий будет состоять в том, чтобы развернуть борьбу против милитаризма. Эта задача будет стоять перед нами на многие годы вперед. Но какими средствами и методами должна будет действовать социал-демократия, чтобы сокрушить дух милитаризма, это покажет будущее. Во всяком случае мы совершенно убеждены в том, что борьба против милитаризма является одновременно и борьбой за наши идеалы: ведь все войны мешают дальнейшему развитию производительных сил, ослабляют чувства солидарности международного пролетариата, способствуют распространению шовинизма и таким образом оттягивают великий день окончательного освобождения рабочего класса. Если систематическая борьба против милитаризма является задачей будущего, то это, однако, не значит, что социалисты в настоящее время должны быть пассивными к войне. И в теперешних условиях мы можем и должны вмешиваться в кровавые мировые события и сказать наше веское слово в пользу скорейшего мира, провозгласив лозунг: «Прекратить каннибальское массовое убийство!» Мы, социал-демократы, не заинтересованы в том, не имеем никакой пользы от того, что все новые сотни тысяч наших братьев жертвуют своей жизнью во славу буржуазно-капиталистической родины. Нам нужны эти жизни, чтобы создать ту армию, которая будет вести борьбу против империализма и капитализма. Ближайшая наша задача поэтому состоит в том, чтобы всеми нашими объединенными силами добиться скорейшего мира. А в будущем наша задача в том, чтобы неутомимо бороться против милитаризма и укрепить в рабочих дух международной солидарности. Против господствующего сейчас в мире кровожадного шовинистского угара социалисты всех стран с удвоенной силой должны уверенно заявить: «Долой войну! Долой милитаристский дух! Долой тупой шовинизм! Пусть развиваются и побеждают те международные силы, которые принесут рабочему классу окончательную победу!» Перевод со шведского. «Forsvarsnihilisten», XI. 1914.
|