V. ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС
ВАРИАНТ 1 Как Вы можете охарактеризовать позицию В.Белинского? Какую из проблем, перечисленных автором, можно считать основной? Насколько актуальны проблемы, поднимаемые Белинским, для современной России? Согласны ли Вы с автором и почему? Поэтому вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько, веков потерянного в грязи и соре, -- права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение. А вместо этого, она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это; и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей! Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами, и сколько последние ежегодно режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трехвосткою плетью. В.Белинский Из «Письма Гоголю»
ВАРИАНТ 2 Как Вы можете охарактеризовать позицию Ф.Достоевского? Какую из проблем, перечисленных автором, можно считать основной? Насколько актуальны проблемы, поднимаемые Достоевским, для современной России? Согласны ли Вы с автором и почему? Но я все-таки восклицаю невольно: да, блестящее установление адвокатура, но почему-то и грустное. Это я сказал вначале и повторяю опять. Так мне кажется, и наверно от того только, что я не юрист; в том вся беда моя. Мне всё представляется какая-то юная школа изворотливости ума и засушения сердца, школа извращения всякого здорового чувства по мере надобности, школа всевозможных посягновений, бесстрашных и безнаказанных, постоянная и неустанная, по мере спроса и требования, и возведенная в какой-то принцип, а с нашей непривычки и в какую-то доблесть, которой все аплодируют. Что ж, неужто я посягаю на адвокатуру, на новый суд? Сохрани меня Боже, я всего только хотел бы, чтоб все мы стали немного получше. Желание самое скромное, но, увы, и самое идеальное. Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу жить без святынь, но всё же я хотел бы святынь хоть капельку посвятее; не то стоит ли им поклоняться? Так или этак, а я испортил мой февральский «Дневник», неумеренно распространившись в нем на грустную тему, потому только, что она слишком поразила меня. Но — il faut avoir le courage de son opinion, и, кажется, эта умная французская поговорка могла бы послужить руководством для многих, ищущих ответов на свои вопросы в сбивчивое время наше.
Ф.Достоевский Из статьи «По поводу дела Кронеберга»
VI. ОБРАЗ ОБЩЕСТВА В МУЗЫКЕ Внимание! Музыкальные отрывки представлены отдельными файлами! http://vk.com/olymp.ranepa в разделе аудиозаписи ВАРИАНТ 1 Прокомментируйте этюд «Отношения власти и общества» в «Хоре «Славься»» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки. К какому жанру можно отнести этот фрагмент? Как в этом жанре выражаются общественные отношения?
ВАРИАНТ 2 Прокомментируйте этюд «Отношения власти и общества» в 12-м, «Героическом» этюде Ф.Шопена. Как жанр этюда позволяет выразить не только индивидуальное авторское отношение к событию, но и общественные отношения в событии?
|