Студопедия — ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ






 

У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать- зверь играет роль, когда шаман борется (рассказчик употреб­ляет слово— «харсар», что значит—бодаться, и употребля­ется в отношении борьбы только рогатых зверей: быков, оле­ней и сохатых. Г. К.) с другим шаманом. Затем, мать-зверь показывается только раз — перед самой смертью шамана.

Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не уми­рает своею смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами (досл. — «поедается, пожирается» другим шама­ном).

 

ШАМАНСКИЕ САМОСТРЕЛЫ

 

У шаманов, будто бы, имеются настороженные луки, само­стрелы. У плохого шамана имеется только один самострел, у хорошего же должно но быть три. Кроме того, говорят, что они имеют какие-то пики, рогатки.

 

ДВЕ ШАМАНСКИЕ СОБАКИ

 

Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их—«Хардас» и «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злы­ми духами) эти собаки, будто бы, убивают скот и людей. Взрослых людей не убивают.

Рассказывают, что некоторые шаманы имеют медведя и волка и показывают их при камлании. Волк и медведь, вероятно, бывают только у шаманов — ставленников злых духов, преисполненных жажды крови («абаасы ойуна»). У шаманов, поставленных светлыми духами, волка и медведя не бывает. Эти шаманы и не борются друг с другом.

 

 

Михайлов Степан.

Кэнтикский наслег

Верхне-Вилюйского улуса.

4 марта 1925 г.

 

СТРАДАНИЯ ШАМАНА

 

Рассказывают сами шаманы, что тело большого шамана три раза подвергается рассеканию, а маленького— раз. В это время он сам, будто бы, лежит, борясь со смертью. Говорят, что в ту пору собираются духи.

При рассекании голову его снимают и втыкают на верхушку шеста, а тело его (досл. — мясо), разрезав на мелкие кусочки, делят между всеми собравшимися... их, говорят, бывает уйма (рассказчик почему-то слово «бесы» заменил словом «люди» Г.К.). Если кому из них достанется мясо и ноги, то этот шаман будет вылечивать болезни ног, если кто из них съест мясо ушей, шаман будет вылечивать ушные бо­лезни. Если частицы его тела не достались тому или другому бесу, то шаман и не должен камлать. Он может побороть только тех бесов, которые поку­шали его мясо.

 

ВОЗВЕДЕНИЕ ШАМАНА НА ГОРУ

 

Шаманы рассказывают: «После рассекания тела приводят на хребет под названием — «Кёмюс — Джирбиит— Гора». Самого большого шамана ставят у самой вершины горы, среднего — на середине. С вершины горы видны все пути—дороги (по-видимому, речь идет о путях разных болезней), а средний шаман их видеть не может. Поставив тут шамана, со всех четырех сторон приставляют острые рогатины». Затем, будто бы, имеются две пики... Заставляют его нагнуться над одной серебряной пикой так, чтобы острие пики приходилось как раз в лоб шамана. Тут один человек (дух), весь в белом одеянии заставляет, будто бы, произносить слова клятвы: «Не будупитать никаких дурных мыслей на людей и скот, созданный творцом...» Если он на вопрос — «Будешь ли ты дурно думать на человека, который будет обижать, угнетать тебя?»— ответит — «Буду гневаться и дурно думать о нем!», то, гово­рят, бьют его в затылок, так, чтобы он столкнулся лбом в острие пики.

Затем, другой человек, весь в черном, приставив его лоб к острию черной пики, заставляет клясться по иному, гово­ря — «Созданных богом людей и скот пожирай и уничто­жай!» Если он не будет давать на это утвердительного отве­та, не будет изъявлять согласия, то опять наказывают его ударами.

Когда шамана подвергают рассеканию, то он, говорят, ле­жит в состоянии беспамятства и безразличия ко всему окру­жающему.

 

НЕСЧАСТЬЯ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ШАМАНА

 

Говорят, появление шаманов в жизни сопровождается смертью людей из его рода... также слышал рассказы о пло­тине. Будто бы, шаман возводит эту плотину своими хреб­товыми позвонками. Если зародится новый шаман, обладаю­щий большей силой, чем тот, который возвел эту плотину, то этот новый шаман разрывает ее при своем появлении. (Речь идет не о самих шаманах, а о духах, сила которых проявляется в том или ином шамане. Г. К.).

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия