Студопедия — ЛЕГЕНДА О ДВУХ БРАТЬЯХ-ШАМАНАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕГЕНДА О ДВУХ БРАТЬЯХ-ШАМАНАХ






(Ил культа близнецов)

 

В древности, в местности под названием «Юёттээх» в нашем Баппагайском наслеге, как гласит о том легенда, родились два брата — шамана. Одного из них звали Ычым, а другого, по-православному Басылай (Василий). Однажды Ычым похитил у Верхне-Вилюйского шамана Бёлюёкэ-Уола запас сушеной рыбы — «хохчу» и съел все. Это послужило поводом для вражды между ними.

В один вечер Ычым, раздеваясь, чтобы лечь в постель, сказал домочадцам:

«Да, видимо, приблизился час, когда мой враг Бёлюёкэ- Уола покончит со мной (дословно — «съест»); люди, ходящие под моим солнцем, когда буду с ним биться, придите ко мне на помощь — кто с ледоколом, кто с рогатиной! Только дер­житесь всегда позади меня и ни под каким видом не заходи­те вперед!»

Так сказавши, он разделся и лег, но тут же перекатился напол и с бычьим ревом стал рыть руками землю, (как это делает пороз перед тем, как вступить в бой с против­ником). На этот момент из середины его темени вы­рос один рог. Продолжая рыть землю рогами, он вырыл яму под дверным порогом и через это отверстие вышел на двор. Домашние наблюдали за ним и видели, как он, в единственном числе, изображая из себя быка, с тяжкими стонами бодался с невидимым противником. Люди испуганные происходящим, все попрятались.

Наконец, прекратив борьбу, он вошел в юрту и заплакал со словами:

«Как же это вы на виду позволили забодать меня бесовскому сыну?»

Через некоторое время все основание его шеи оказалось кругом распухшим. От того он вскорости умер.

Со смерти шамана прошло два—три года. Как-то раз на озере Арыылаах случилась рыбная ловля; ловили сачками. Собрался народ, и в числе их был старший брат умершего шамана — Басылай.

Вдруг, народ видит надвигающийся вихрь; крутящийся снег столбом взвился до небес. Глядя на этот вихрь, Басылай сказал;

«Эй, острие моих рогов, лезвие моего оружия, моя собачка Юнюгэс, кажись, она бежит, держа в зубах черепную кость Бёлюёкэ-Уола? И мы, значит, не остались сидеть и досадо­вать, как рыболов перед озером, не имеющий в руках сачка и длинного шеста!» (Поговорка, выражающая чувство бес­сильного гнева. Г. К.).

(Сам рассказчик на вопросы поясняет: «Юнюгэс»— это общеупотребительное имя охотничьей собаки. Охотники, нахо­дясь в тайге, свою собаку, из почтения и жалеючи, кличут этим именем, скрывая настоящее». Г.К.)

 

 

Борисов Михаил.

Селение Нюрба.

7 марта 1925 г.

 

БОРЬБА ШАМАНА В ОБРАЗЕ БЫКА СО ЗЛЫМ ДУХОМ

 

В древности в Удюгейском улусе, в наслеге Мэйик жили два брата, известные шаманы. Старшего из них звали Лагларыйа-Шаман, а младшего — Сабыкы.

Однажды появилась оспенная эпидемия. Заболел оспой также и младший шаман. В начале эпидемии попросили стар­шего брата камлать над больными. Младший, лежа в посте­ли, предупреждал брата, говоря:

«Тебе не следует вступать в состязание с духом оспы (досл. — «бодаться» с ним, как если бы речь шла о борьбе двух быков), ты этим учинишь непоправимое бедствие! Он истребит весь наш народ!»

Но брат не послушался и стал бодаться.

Прежде чем выйти на двор для борьбы с духом оспы, ша­ман сказал жене:

«Какой бы шум, стук и гром ни происходил на дворе, ты не выходи смотреть!»

И вышел. Но голоса борющихся были столь ужасны, что женщина не вытерпела и, вопреки запрету, приоткрыла двери юрты, чтобы видеть происходящее. Она увидела двух бодаю­щихся быков, один из них был голубо-пестрой масти, а дру­гой— рыже-пестрой. Когда женщина выглянула за дверь, ее муж чуть-чуть повернул свою голову, чтобы краем глаза взглянуть на нее. Его противник, воспользовавшись этой оплошностью, всадил свои рога у основания его шеи. Через два- три дня шаман умер.

От той оспы в роду шаманов вымерло сорок человек, остались в живых только двое. Про этих двух младший шаман будто бы, говорил: «Их спас я, укрыв своим телом (досл. — «держа их под своей печенью») и спустившись с ними в недра своей воды «гибели».

И этот шаман вскоре умер от оспы.

В настоящее время живет один шаман по имени Сонгкур, который говорит, что он, будто бы, возник из воды того самого Лагларыйа-Шамана (о котором рассказано выше). И он тоже говорит: «Если придет оспа, то и я зря не останусь!»

 

 

Руфов Александр.

Верхне-Вилюйский улус.

5 марта 1925 г.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия