Студопедия — Божественное милосердие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Божественное милосердие






Я практикую йога-садхану с 1971 года. За этот период я испытывал необычайные переживания, но ни одно из них не сравнится с этими двумя совершенно особенными даршанами.

Для меня ни одно из этих божественных событий не было непредвиденным. Оба раза я заранее получал знак, что должно произойти нечто необычайное. Поэтому, когда произошли два этих события, я не был совершенно неподготовлен.

Я испытываю необычайный трепет в теле, уме и сердце всякий раз, как вспоминаю об этих божественных событиях. Когда у меня возникает желание пролить на них некоторый свет, я каждый раз убеждаюсь, что я не в состоянии как следует их описать. У меня не получается выразить свои чувства, я не могу подобрать нужные слова, и то, что мне удается выразить, остается сравнительно неясным. Под властью одних эмоций ни мои мысли, ни слова не в состоянии как следует передать произошедшее.

Одна из причин этого, может быть, в том, что они отличаются от обычных мирских событий. Описать божественные события полно и удовлетворительно – задача не невозможная, но, несомненно, очень сложная.

Я могу сказать лишь следующее: мои глаза смотрели, пристально взирали и на тонкий, и на грубый светящийся образ Господа Лакулиша. Мои уши внимали его полным любви словам, а сердце утопало в безбрежном океане чувств. Я видел его улыбку, и меня переполняла радость. Я глядел в его полные сострадания глаза и видел в них широкие потоки и волны любви.

Я не могу вспомнить, перестало ли мое сердце биться вовсе или же колотилось с новой, неведомой силой в эти волнующие мгновения. Но да, оба раза, склоняясь к его святым стопам, чтобы с верой и преданностью выразить свое почтение, я ощутил прикосновение его руки к моей голове. Его божественное прикосновение благословило мою жизнь. С этим прикосновением исполнилась цель моей жизни. Через эти два даршана я ощутил его божественное могущество, невообразимый покой и божественное вдохновение, а моя садхана наполнилась новой жизнью.

Во время первого даршана Господь Лакулиш провел для меня шамбхави-дикшу и открыл мне самую сокровенную и непревзойденную тайну божественной йоги. Он дал мне все необходимые наставления в практике матхана- и мелана-крии в кхечари-мудре. Он также предупредил меня о тонких препятствиях, возникающих на этой стадии садханы, и объяснил, как их преодолеть. Наконец, он предостерег меня, чтобы я не запутался в сетях наслаждения шестью небесными преградами (упсаргами), возникающими на этой стадии садханы.

Его бесценное наставление было мне очень полезно. Я смог продвинуться в практике кхечари-мудры лишь благодаря его беспредельному милосердию. Проявление метхана-крии и переход от нее к мелана-крие – очень сложная фаза в практике кхечари-мудры. Священные тексты говорят лишь, что редкой душе удается овладеть этим процессом после многих жизней. Лишь тот, кто прошел эту фазу, знает, как она сложна. Я добился в этом успеха только благодаря благословлению и наставлению Господа Лакулиша.

Успех на этой сложной стадии йоги становится еще более труднодостижим, если садхану приходится совмещать с мирской деятельностью. Смиренно заявляю, что я преданно занимался и садханой, и внешней деятельностью в течение долгих четырнадцати лет и смог сохранять между ними равновесие. В том, что мне это удалось, нет моей заслуги, это произошло лишь благодаря милосердию Господа Лакулиша. По его приказу я занялся бескорыстным служением, и он милосердно позаботился о том, чтобы моя садхана не знала преград.

Даршан в Дивьяятане в 2007 году длился всего каких-нибудь двадцать минут, что короче по сравнению с первым даршаном 1993 года. Вместе эти два даршана составляют один час, и это лучшее время данной моей жизни.

Что касается моих обязанностей, в моем понимании все сказано словами, произнесенными Господом Лакулишем во время этих двух даршанов. При первом даршане он сказал мне: «Сынок, ты должен послужить кампании по культурному возрождению. Все совершится, если ты будешь трудиться с преданностью». При втором даршане он сказал: «Раджарши! Я доволен служением, которое ты нес последние десять лет. Теперь ты волен практиковать уединенную садхану».

Все достойное похвалы, произошедшее между этими двумя замечаниями, произошло лишь божественной волей (шива-санкальпой) Господа Лакулиша. Любые оставшиеся погрешности следует приписать мне, его неопытному орудию в исполнении этой задачи. В конце концов, на что способен столь малый и неумелый человек, как я? Было бы чистейшей воды безумием, если бы обычный человек вроде меня помыслил о том, чтобы взять на себя столь великую задачу. Единственное смягчающее обстоятельство в моем случае – на это «безумие» меня вдохновило милосердие Господа Лакулиша.

Я ощущал это милосердие на каждом шагу пути. Как только на какой-либо стадии работы мне требовалась помощь, Дададжи заботился о том, чтобы работник требуемого профиля появился и выполнил необходимую работу. Как только требовались финансовые средства, он вдохновлял сердца больших и малых работников семьи Лакулиша так, чтобы они могли непрерывно поддерживать поток средств в течение всех восьми лет. Так Дададжи ни разу не дал труду Миссии жизни пошатнуться. Все, чего добилась Миссия жизни, она добилась лишь благодаря его беспредельному милосердию. Раньше или позже божественная воля торжествует, потому что она вдохновлена божественным милосердием.

Между этими двумя даршанами прошло четырнадцать долгих лет. За эти четырнадцать лет в моей жизни и жизни всей семьи Лакулиша была разыграна небольшая история. Пусть среди героев этой истории я сам и члены семьи Лакулиша, но истинный ее создатель – Господь Лакулиш. Это история исполнения его шива-санкальпы.

Мне не доставало бы веры и преданности, если бы я не признал, что это история божественного существа, которое является ее создателем.

 

Слава Господу Лакулишу.

Ом шанти шанти шанти.

 


[1] Нирбиджа-самадхи – последняя стадия йоги, на которой йог достигает полного погружения в медитацию.

[2] «Дада» означает «дедушка», суффикс «джи» добавляется в знак почтения. То есть, «Дададжи» - «любимый дедушка».

[3] «Бапуджи» - «любимый отец».

[4] Сборник «Вандана» издан на языке гуджарати.

[5] «Хари» означает Бог, «Прасад» - милость. «Харипрасад» - Божья милость.

[6] По традиции, в индии музыкальные знания передаются от учителя к ученику. Никаких сертификатов ученик не получает, а талант музыканта определяется признанием публики.

[7] Гуру – наставник или учитель, умудренный опытом йог, способный направлять учеников на пути йоги. «Гурудэв» - почтительное обращение к гуру. Суффикс «дэв» означает «божественный».

[8] Дивали – индийский новый год, который встречают зажженными масляными светильниками и фейерверками. На западе Индии Дивали наступает в последний день индусского года.

[9] Арати – церемония поклонения, во время которой в руках раскачивают масляные светильники.

[10] Даршан – духовное явление или видение Бога, во время которого совершается поклонение.

[11] Махатма – дословно «великая душа». Этим термином называют духовного человека или святого.

[12] По воле Бапуджи адрес этого места остается в тайне.

[13] Предложить пранамы – поклониться в ноги Богу или гуру. В обычной ситуации это значит приветствовать человека легким поклоном, сложив ладони вместе.

[14] Санньясин – тот, кто отказывается от мирской жизни, чтобы стать нищенствующим монахом-йогом. Санньясу называют четвертой и последней стадией идеальной человеческой жизни.

[15] Асаны – физические упражнения, предназначенные восстановить в организме естественное равновесие, т.е. асана – это йогическая поза. Пранаяма – дыхательные упражнения, призванные очистить ум.

[16] Аштанга-йога – классическая восьмизвенная йога, описанная мудрецом Патанджали в его Йога-Сутрах. В аштанга-йоге восемь членов, или стадий: 1) ямы - обеты воздержания; 2) ниямы – предписания; 3) асаны – позы; 4) пранаяма - управление дыханием; 5) пратьяхара – отключение чувств; 6) дхарана – сосредоточение; 7) дхьяна – медитация; 8) самадхи - полное растворение в Боге.

[17] Марвари – населенный пункт в индийском штате Раджастхан.

[18] Махатма дословно означает «великая душа». Используется как обращение к духовному лицу.

[19] Камандалу – сосуд с ручкой, в котором санньясины обычно носят воду.

[20] Гурупурнима – день почитания гуру. Гурупурниму отмечают раз в году, в день полнолуния в месяц ашад (июль-август).

[21] Мантра – священный текст в форме короткой молитвы на санскрите, которую гуру передает ученику при посвящении. Может представлять собой слово или целое предложение и обычно повторяется учеником во время медитации.

[22] Мантра пранав – ОМ, священное слово, символизирующее целость Брахмана, или Бога.

[23] Ямы и ниямы – обеты и предписания, которым должен следовать практикующий йогу.

[24] Аюрведа – древняя индийская наука медицины и целительства, описанная в ведических текстах.

[25] Сантджи – санскритское слово, означающее «любимый святой».

[26] Шактипат – посвящение, в которое входит передача духовной энергии от гуру к ученику.

[27] Санньяса – церемония посвящения в монахи.

[28] Парсы – персы, давным-давно осевшие в Индии. Это очень обходительный и кроткий народ, до сих пор исповедующий зороастризм, религию своих предков.

[29] Намасте – традиционное индийское приветствие, произносимое со сложенными ладонями. Слово означает «я вам кланяюсь».

[30] Бхагавадгита – «Песнь Господа», отрывок из эпической поэмы Махабхараты, описывающая беседу Господа Кришны со своим другом и преданным Арджуной на поле боя. Считается одним из самых выдающихся священных текстов в индуизме.

[31] Сетх – обращение к успешному предпринимателю или миллионеру. В данном случае это не фамилия. Враджваллабхдас не был родственником Лаксмичанду Сетху.

[32] Это приветствие означает «да здравствует Бог».

[33] Пуджа – ежедневный ритуал поклонения в индуизме.

[34] Падмасана (поза лотоса) – поза для медитации, в которой ноги скрещены, а каждая стопа лежит на бедре другой ноги.

[35] Брахма-мухурта – благодатное время от 96 до 48 минут до рассвета.

[36] Крия – очищающее действие. В данном случае термин относится ко всем непроизвольным действиям, происходящим во время высших йогических практик. Могут проявляться как смех, плач, танец, пение, а также выполнение йогических поз (асан) и йогического дыхания (пранаямы).

[37] Махашиваратри – священный день, в который Господь Шива впервые предстал в образе столпа света перед Господом Вишну и Господом Брахмой. Отмечается за один день до новолуния в месяц фалгун (февраль-март). Один из важнейших дней в году, день поста и поклонения Господу Шиве.

[38] Бхагаван – санскритское слово, означающее «Бог».

[39] Кайлаш – священная вершина в Гималаях, считающаяся обителью Шивы.

[40] Бенгалия – самая восточная провинция Индии. Столица – Калькутта.

[41] Матаджи - «любимая мать».

[42][42] Кедарнатх – священный храм в Гималаях, посвященный Господу Шиве.

[43] Ягоды дерева рудракши считаются священными.

[44] Суффикс «джи» добавляется в знак уважения. Следовательно, «махатмаджи» - «любимый махатма».

[45] Сатгуру – гуру, обладающий божественными силами.

[46][46] Стхитапраджня – йог, обладающий стойкостью духа и совершенной способностью к различению. Он обладает вселенской мудростью и состраданием и не делает различия между счастьем и несчастьем.

[47][47] Садхана – практика йоги или любой другой духовной науки.

[48] Харидвар – один из священных индийских городов. Расположен неподалеку от Ришикеша в предгорьях Гималаев.

[49] Шивалингам – образ Господа Шивы.

[50] Это переводится как «поле Шивы, поле реализованной души».

[51] Эту шлоку можно перевести следующим образом: ахам (я), йогатма вишрут (высокая душа, прославленный йог), нанрупадхара (принимающий разные образы), Хара (Шива), чатушпутра (имеющий четырех сыновей / учеников), сиддхакшетра (обитель сиддхов), аштавиншаватара (двадцать восьмое воплощение).

[52] Гхат – искусственное возвышение на берегу пруда или реки со ступенями, ведущими к воде.

[53] Канса – дядя Господа Кришны по матери. История жизни и учения Кришны изложена в Пуранах, в особенности в Шримад-Бхагаватам и Бхагавадгите.

[54] Вайшнавы – преданные Господа Вишну.

[55] Дварикадхиш – Господь Кришна, «Царь Дварки».

[56] Враджабхуми означает «земля Врадж». Врадж – район недалеко от Матхуры, где по приданию прошло детство Господа Кришны.

[57] См. главу пятую, «Джйотирлингам».

[58] Садхака – ищущий святости и истины.

[59] Шьям – одно из имен Кришны. Таким образом, Радхешьям объединяет имена Радхи и Кришны.

[60][60] Лингам – образ Господа Шивы в виде закругленной наверху колонны.

[61][61] История Рамы, Ситы, Лакшманы и Ханумана рассказана в великой эпической поэме Рамаяне.

[62] В Бхагавадгите атманом называется душа, или то, что не горит в огне, не намокает в воде и не иссушается ветром.

[63][63] Шантананджи значит «любящий покой и блаженство».

[64] Чакра – метательное оружие в форме диска с острыми краями.

[65] Факир – нищенствующий монах, индус или мусульманин.

[66][66] Свастика использовалась в качестве духовного символа с древних времен. Это счастливый знак в виде креста с концами, загнутыми направо под прямым углом. Этот символ использовался задолго до нацистов, которые изменили направление знака и сделали его левосторонним и, следовательно, несчастливым. Цвет происходит от алого порошка из сандала, точку из которого традиционно наносят на лоб замужние женщины.

[67][67] Шанкарачарья жил где-то между пятым и седьмым веками Н.Э. и прославился тем, что возродил индуизм. Был особенно знаменит своим красноречием и умением вести религиозные диспуты.

[68] Его труды описаны в санскритской книге «Шри Кешавадигвигайсаар».

[69] Гурупурнима – важный ежегодный праздник, во время которого ученики поклоняются своему гуру.

[70] Дхарма – долг и благочестие. Также известна как санатана-дхарма, или вечная религия. См. главу восьмую, «Три столпа культуры» и «Дхарма, основа духовности».

[71] Мадхья-Прадеш – штат в центральной части Индии.

[72][72] В данном контексте кармы – сумма последствий поступков человека в настоящей и прошлых жизнях.

[73] Летосчисление Викрам опережает христианское летосчисление на 56 лет. Следовательно, Пранавананджи умер примерно в июне 1930 года.

[74] Эта шлока также упоминается в главе восьмой, «Божественное повеление Дададжи».

[75][75] Атман – божественный одухотворяющий принцип, пребывающий вне времени и пространства и все же обитающий внутри всякого живого существа.

[76] «Я склоняюсь пред тобой, Господь Шива, вселенский гуру и воплощение вечной жизни, чистого сознания и высшего блаженства. Я склоняюсь пред тобой, я склоняюсь пред тобой, я склоняюсь пред тобой».

[77] Каши – древнее название священного города Варанаси (современное название – Бенарес). Этот город, расположенный на реке Ганге, посвящен Господу Шиве.

[78] Шиваизм – почитание Шивы.

[79][79] Лингам – образ Господа Шивы в виде закругленной наверху колонны. Джйотирлингам – лингам природного происхождения из черного метеоритного камня. Джйотирлингамы очень редки, и поклоняющиеся Господу Шиве считают их самым священным изображением Бога.

[80] Вишвамитра – прославленный йог древности. О его достижениях ходят легенды. Многие события его жизни происходили в Кайяварохане и его окрестностях.

[81] Самадхи – последняя стадия аштанга-йоги мудреца Патанджали. См. главу первую, «Улыбка судьбы».

[82][82] Гора Гирнар возвышается над городом Джунагадх (район Саураштра, штат Гуджарат, Индия). Это крупный и очень древний духовный центр.

[83][83] См. замечания Дададжи о божественном теле: глава вторая, «Божественное тело», и глава четвертая, «Практика божественной йоги».

[84] Мудра – элемент йоги, непроизвольно вызываемый пранической активностью. В кхечари-мудре язык входит в полость в черепе. См. главу восьмую, «Процесс кхечари-мудры».

[85] Бапуджи дал обет молчания и общался только при помощи мела и таблички.

[86] Гуру-дакшина – дар ученика своему гуру по окончании учения.

[87] Это аллюзия на принятие санньясы и смену одежд на охровые одежды аскета.

[88] Дхан-Терас – благодатный день, в который индусы молятся о богатстве и удаче.

[89][89] Индусы считают Кали-Чаудас неблагоприятным для мирских дел, потому что в этот день неизбежны ссоры и трудности. Однако он считается удачным днем для дел духовных.

[90] Сиддха-гуру – гуру, достигший совершенства, освобожденный йог, который обрел божественное тело (дивья-деху) в дополнение ко всем большим и малым сверхъестественным способностям (сиддхи). См. главу вторую, «Божественное тело».

[91][91] Последующие описания частично взяты из книги «Опыт йоги, часть первая», написанной автором данной книги и изданной организацией «Шри Кайяварохан Тиртх Сева Самадж» в 1977 году.

[92][92] Якши – низшие божества, считающиеся прислужниками Куберы, бога богатства.

[93] Кундалини – благотворная божественная сила, которая дремлет в каждом человеке, пока не пробуждается в процессе йоги.

[94][94] День рождения автора по западному календарю.

[95] Махашиваратри – священный день Шивы. По индийскому календарю его отмечают на четырнадцатый день темной половины лунного месяца Магхи (февраль–март).

[96] Варада-мудра – благословляющий жест с поднятой ладонью.

[97] Крипалу значит «сострадание».

[98] Господь Кришна сказал Арджуне:
«Но ты не можешь меня созерцать этими своими глазами:

Божественные очи дарую тебе, виждь мою владычную йогу!» (Бхагавадгита XI.8. Пер. Б.Л. Смирнова)

[99] Тройная скверна – три вида страданий: адхи (умственное беспокойство), вьядхи (телесная болезнь) и упадхи (заблуждение). Их также называют нарушениями, порожденными тремя жидкостями тела: слизь (капха), ветер (вата) и желчь (питта).

[100] В индийской пуранической литературе встречается три метода отсчета времени. Первый основан на счете эр, или юг; второй - на манвантарах, или периодах Ману, который (подобно библейскому Адаму) был первым человеком и отцом всего человечества; третий - на изменении положения созвездия Большой Медведицы, которую в Индии называют Саптариши.

[101] Готра – экзогамная группа, ведущая род от одного прародителя.

[102] Фарали – особые продукты, которые разрешается есть в постный день.

[103][103] Обретение божественного тела – сложный процесс, ведущий к достижению конечной цели йоги. См. замечания Дададжи в главе второй, «Божественное тело».См. также главу восьмую, «Процесс кхечари-мудры».

[104] Пранава-мантра – мантра «ом».

[105] Надопасана – практика йоги, в которой внутри слышатся тонкие божественные звуки.

[106] Последующие описания частично взяты из книги «Опыт йоги, часть первая», написанной автором данной книги и изданной организацией «Шри Кайяварохан Тиртх Сева Самадж» в 1977 году.

[107] Сушумна – тонкий средний ток, параллельный позвоночному столбу. Одна из трех главных нади (тонких каналов) тонкого тела.

[108] Чакры – духовные центры, вместе с грантхи расположенные вдоль тока сушумны. Грантхи – сплетения нервов в тонком теле.

[109][109] Пурна значит «совершенный». То есть пурна-йога значит «путь совершенной йоги».

[110][110] См. главу вторую, «Стойкий духом».

[111] «Должностные лица» - лица, занимающие такие должности, как председатель, заместитель председателя, член правления, секретарь и т.д.

[112] Джаладхари – большой округлый камень, который служит изваянию опорой и собирает воду, которой его моют.

[113] Дварка – город на западном побережье Гуджарата, который был столицей царства Кришны. Одно из четырех главных священных мест Индии. Остальные три это Кедарнатх на севере, Пури на востоке и Рамешвар на западе.

[114][114] Этот популярный возглас означает «победа великому гуру».

[115][115] Винит Муни – один из учеников-санньясинов Бапуджи.

[116][116] В «Науке медитации», стр. 158, Бапуджи объясняет, что в этом состоянии «Ум… чист, поэтому нет завесы между умом и божественным светом Атмана (души), который является источником… всего знания».

[117] Бапуджи описывает свои переживания на полных пяти страницах, но, поскольку он описывает некоторые тайные йогические процессы, здесь приводится лишь сокращенная версия его письма.

[118][118] Аллюзия на чудо, совершенное Кришной в детстве, когда он с легкостью поднял гору Говардхан и удерживал ее семь дней, чтобы спасти жителей Вриндавана. Эта история рассказывается в Шримад-Бхагаватам.

[119] Эта история рассказывается в великой эпической поэме Рамаяне.

[120] Из уважения к желанию Бапуджи здесь приводится только вступительная и заключительная часть письма.

[121] Здесь приводится лишь несколько отрывков. Остальное, в соответствии с желаниями Бапуджи, опущено.

[122] См. главу вторую, «Стойкий духом».

[123][123] Маха (великое) самадхи – последняя медитация, в которой великий йог сливается с Брахманом.

[124][124]

[125] Бхандара – церемония наподобие поминок.

[126] Гуджарат – самый западный штат Индии. Население – более 50 миллионов человек.

[127] Бхаджаны – религиозные песнопения, или гимны. Киртаны похожи на бхаджаны, но исполняются обычно в сопровождении музыкальных инструментов. Название «киртан» образовано от санскритского слова «кирти» - слава. Таким образом, киртан – это гимн во славу Бога.

[128] Тилак – метка на лбу.

[129] Кхечари-мудра – самый трудный и самый важный процесс в йоге. См. главу пятую, «Путь пурна-йоги» и главу восьмую, «Процесс кхечари-мудры».

[130] Роти, или чапатти, - круглый, плоский пшеничный хлеб.

[131] Кхакхара – напоминает роти и чапатти, но готовится из дрожжевого теста и печется дольше, чтобы дольше храниться.

[132] В Хатха-Йога-Прадипике митахара определяется как «Питание, принимаемое в должной пропорции и с любовью к Господу Шиве». Более подробные сведения о митахаре см. в книге Раджарши Муни «Принципы духовной жизни», «Life Mission Publications», 2007 год.

[133][133] Прана – научный термин, обозначающий духовную энергию, из которой развивается материя. Прана – это жизненная сила, проявляющаяся в теле как физическая деятельность на грубом уровне и умственная деятельность на тонком уровне.

 

[134] Лайя-йога – конечная стадия йоги, ведущая к умственному погружению. В лайя-самадхи сознание йога освещается духовным светом, и йог входит в турийю, высшее состояние сверхсознания. См. главу восьмую, «Процесс кхечари-мудры».

[135][135] Санньясин – йог-аскет, давший особые обеты.

[136] «Кожух» разума снимается, когда йог входит в самадхи. Это состояние, когда все умственные явления сами собой исчезают, и йог оказывается лицом к лицу с Богом, высшей реальностью.

[137] В Шветашватара-Упанишаде говорится: «Ни болезнь, ни старость, ни смерть не коснется обретшего тело, наполненное огнем йоги». (см. главу вторую, «Божественное тело», и главу пятую, «Я буду направлять тебя»).

[138] Брахмарандхра – отверстие в черепе, ведущее к центру мозга. Йоги называют его «Врата к Всевышнему Господу». См. главу восьмую, «Процесс кхечари-мудры».

[139] В лайя-самадхи сознание йога преображается в чистое сознание. Теперь он стоит лицом к лицу с высшей реальностью, которая до этого была от него скрыта и оставалась величайшей тайной.

[140][140] Индийский календарь Царя Викрамадитьи начинается на пятьдесят шесть лет раньше христианского.

[141] Уттараяна – движение солнца на север.

[142] Магхипурнима – ночь полнолуния в феврале-марте.

[143] Махашиваратри – самый священный день для поклонения Господу Шиве.

[144] Брахма-мухурта – два часа перед рассветом. Мухурта – это отрезок времени. Одна мухурта равна сорока восьми минутам. То есть брахма-мухурта – это благодатное время между 96 и 48 минутами до восхода солнца.

[145] В этом контексте «даршан» означает оказание почестей.

[146] «Я склоняюсь пред Господом Шивой, вселенским гуру». См. главу четвертую, «Практика божественной йоги».

[147] «Да пребудут с тобой все блага».

[148] Трипундра – метка из пепла или сандаловой пасты, состоящая из трех горизонтальных линий.

[149][149] Мудра – элемент йоги, сочетающий в себе асану, пранаяму, бандху и особое положение языка. Она воздействует на важные участки нервной системы, порождая высшее сознание и мистические переживания. Кхечари-мудра – самая сложная и тяжелая, а также самая благотворная и захватывающая из йога-мудр. См. главу пятую, «Путь пурна-йоги».

[150] Брахмарандхра – полость в черепе, ведущая в центр мозга. Йоги называют ее «врата к Всевышнему Господу».

[151] Крии – очищающие действия. Матхана – крия, включающая процесс вращения.

[152] Упанишады – философские трактаты, написанные между 800 и 500 годами до Н.Э. Эти тексты разъясняют чисто мистические аспекты вед, самых древних и глубоких священных текстов, известных человеку.

[153] Когда практику йоги приводит в движение опытный гуру, йогический процесс становится абсолютно спонтанным и непроизвольным. Все процессы йоги автоматически выполняет прана-шакти, или жизненная сила.

[154] Техника кхечари-мудры осуществляется в три этапа. Первый – чхедан, или отрывание языка от низа ротовой полости. Второй – чалан, или освобождение языка от корня. Третий – дохан, или сжатие. Он делает язык достаточно тонким и длинным, чтобы войти в брахмарандхру.

[155] Брахмадвара – отверстие в черепе.

[156] В Йога-Кундалини-Упанишаде говорится: «Постепенно язык проламывает адамантовые двери в голове и достигает… врат к Высшему Духу» (2:37). В Шива-Самхите говорится: «Разверни язык назад… и с великой осторожностью приложи его к колодцу нектара» (4:31). Таким образом древние священные тексты указывают на то, что в ходе кхечари-мудры язык входит в полость, расположенную в области мозга, где течет нектар. Лишь войдя в подлинную брахмарандхру, язык может вкусить нектар, выделяющийся из области мозга (если точнее, источником этого нектара является гипофиз). Когда это происходит, кхечари-мудра считается завершенной (подробное описание всех духовных процессов йоги приводится в книге этого же автора «Классическая хатха-йога», Life Mission Publications, 2007 год).

[157][157] Кхечари-биджа означает «семя кхечари». В Хатха-Йога-Прадипике сказано: «Есть лишь одно семя, из которого произрастает вся вселенная. Подобным образом, есть лишь одна важная мудра, называемая кхечари, из которой проявляются все остальные мудры».

[158] Шамбу – имя Господа Шивы, дикша значит посвящение. Таким образом, шамбхави-дикша значит «дикша, проведенная Господом Шивой». Техника шамбхави-дикши является тайной, поэтому здесь она не описывается.

[159][159] Принципы йоги это: карма – йога действия в виде бескорыстного служения; джняна – йога самопознания; и бхакти – йога преданности. См. главу восьмую, «Содружество Лакулиша».

[160] Древнюю индийскую культуру называют санатана-дхарма. Санатана означает «вечный», а дхарма – это совокупность всех норм этического и морального поведения, ведущего к жизни добродетели и истины. Таким образом, санатана-дхарма, или «вечная религия», является всеобщим сердцем всех религий, сообщающим основные догмы духовной жизни.

[161] Дададжи передал эту шлоку Бапуджи. См. главу четвертую, «Даршан в Ришикеше».

[162][162] Тапас – аскеза, или духовная практика. Тьяга – отречение, или жертва.

[163][163] Плоды знания, обретенного мудрецами древней Индии, накоплены с незапамятных пор и подтверждены святыми и мудрецами всех религий. Среди них такие моральные заповеди, как правдивость, чистота, сострадание, ненасилие, любовь, вера, прощение и преданность Богу. Таким образом, санатана-дхарма сохранилась в веках как бесценное культурное наследие.

[164][164] Мудрец Кананд говорит: «Дхарма дает успех и духовную возвышенность в жизни».

[165][165] См. главу третью, «Принцип монотеизма».

[166] Индра – владыка небес, Агни – огня, Варуна – морей и рек, Ваю – ветра, а Ямараджа – владыка дхармы.

[167][167] Божественную сущность также называют Парабрахмой или Парашивой.

[168] Существует три атрибута (гуны) природы (пракрити). Высшее качество природы – чистота и знание, или саттвагуна. Среднее качество природы – деятельность и страсть, или раджогуна. Низшее качество природы – невежество и инертность, или тамогуна.

[169] Во время процесса сворачивания чистая энергия преображается в материю, которая проявляется как зримая вселенная. Противоположный процесс – разворачивание, когда материя преобразуется обратно в чистую энергию. Этот процесс описывают древние мудрецы Индии, и он согласуется с уравнением Эйнштейна E=MC2. Более полное объяснение науки и философии йоги см. в книге автора «Йога, высшее достижение», Jaico Publishing House, 1995 год (издано совместно с Llewellyn Publications, США).

[170][170] Пурна-йога – путь «полной йоги», кульминацией которой является обретение божественного тела. См. главу пятую, «Путь пурна-йоги». Аштанга-йога – восьмизвенная йога мудреца Патанджали, ведущая к реализации духа внутри человека. См. главу первую, «Улыбка судьбы».

[171] Муни – мудрец, давший обет молчания.

[172][172] В нее могут входить следующие простые практики: сандхья (ритуалы, совершаемые утром, днем и вечером), пуджа (церемония поклонения), ставан (молитва), джапа (повторение мантры), свадхьяя (самоизучение), манана (размышление), врата (соблюдение обетов, постов и т.д.), сатсанг (пение гимнов и слушание духовных лекций).

[173] Пунья – заслуженная награда.

[174][174] Аллюзия на Говинд Сингха, сикхского гуру. Он избрал пятерых первых своих учеников после сурового испытания на верность, преданность и решимость и назвал их панч пьяре, пять возлюбленных.

[175] Аллюзия на историю, описанную в Шримад-Бхагаватам, когда Господь Кришна поднимает гору Говардхан одним мизинцем, чтобы укрыть своих друзей пастухов от сильного ливня.

[176] «Как поступают невежды, привязанные к делу, так непривязанный, знающий пусть совершает дела для целокупности мира» (Бхагавадгита, III, 25. Перевод Б.Л. Смирнова).

[177] См. главу восьмую, «Божественная троица».

[178][178] Виджаядашми празднует победу добра над злом, которую символизирует возвращение Господа Рамы в царство Айодхья после четырнадцати лет изгнания.

[179] Земля, пожертвованная под штаб-квартиру и храмовый комплекс, расположена на национальной автостраде 8А, рядом с деревней Джакхан, в талуке Лимди штата Гуджарат.

[180] Вадодара, Сурат, Раджкот и Ахмедабад – крупные города в штате Гуджарат. Мумбай – столица соседнего штата Махараштры.

[181][181] Раджраджешвардхам значит «Обитель царя царей».

[182] Дели, Уттар-Прадеш и Бихар расположены в северо-центральной индии. Непал – сосед Индии на северо-востоке.

[183][183] В Индии широко распространен ритуал установки кшатрапала (дословно – защитника территории) в качестве покровителя учреждения.

[184] Пуджа Ганги – ритуальный призыв к Ганге, богине небесной реки Ганг.

[185] Айодхья, Каши и Матхура – знаменитые святые места Индии, которые избрали своим обиталищем воплощения божественного. Брахмалока – царство Брахмы, создателя.

[186][186] Шахнай – духовой инструмент, на котором играют по особым случаям. Считается, что он приносит удачу.

[187] Сарасвати – богиня мудрости.

[188] Лимбди – расположенная неподалеку деревня, где прошло детство автора.

[189] Прана-пратиштха – церемония, во время которой к духу изваяния обращаются с просьбой поселиться в храме в виде божественной энергии.

[190] Главные священные реки Индии это Ганг, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада и Инд.

[191] Гималаи считаются обителью Господа Шивы. Пещера Амарнатх- одно из самых знаменитых святилищ, посвященных Господу Шиве и его супруге Парвати.

[192][192] У изваяния пять ликов. В течение дня Господь смотрит на восток, север, запад и юг. Он всегда обитает в центральном изваянии, обращенном лицом к небу.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия