Режиссура как профессия. В.И. Немирович-Данченко о трех функциях режиссера.
Режиссура как вид художественного творчества Режиссура (regisseur - фр., от латинского rego - управляю) - вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства. Режиссер - творческий работник, осуществляющий постановку спектакля (концерта, представления и т.д.). Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения. Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Организацией спектаклей занимались и актеры (Щепкин, Мочалов, Каратыгин), и драматурги (Островский, А.Толстой, Н. Гоголь). Что касается народных представлений, балаганов, то основная роль ложилась на самих актеров, скоморохов. Представления для знати часто ставили театральные актеры и режиссеры (вспомним коронацию Екатерины 11 -«Торжествующая Минерва» в постановке Федора Волкова). Но мы вправе говорить о режиссере этого периода не столько как о творческом работнике, сколько об организаторе. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра стали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. В 1898 году открылся Московский Художественный театр (руководители К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). Режиссер стал творческим работником, отвечающим за художественную целостность сценического произведения. Немирович-Данченко выделил основные функции режиссера: режиссер—толкователь режиссер-зеркало режиссер- организатор. Режиссёрская профессия требует: развитой наблюдательности; фантазии; способности ассоциативно мыслить; творческого воображения; образного мышления. Умение отражать на сценической площадке явления, факты жизни. Режиссер воспринимает их прежде всего в борьбе, в конфликте, как действенный процесс. При этом каждое жизненное впечатление у режиссёра обычно «перерабатывается» в образ. Режиссер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, поскольку организационные проблемы в процессе осуществления массового праздника порой становятся одним из решающих факторов. Режиссер должен обладать психолого-педагогическими знаниями и умениями. Работа с людьми, а в особенности, с творческими, требует от режиссера особого дара. Он должен уметь найти разные приемы, чтобы «зажечь» исполнителей, вывести на поверхность то, что спрятано у них в глубине души, для создания сценического образа.
К.С.Станиславский выделял три направления в актерской игре. Это искусство переживания, искусство представления и сценическое ремесло. Сам Станиславский был приверженцем искусства переживания. Оно связано прежде всего с внутренней стороной роли. Актер этого направления создает на сцене «жизнь человеческого духа». Процесс переживания для этих актеров является главным моментом творчества. Искусство переживания — это способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Станиславский утверждал, что если актер на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой обстоятельствах будет «логично, последовательно, по-человечески» мыслить и действовать на сцене, он неизбежно начнет жить чувствами своего героя. Актер этого направления стремиться создать внутреннюю жизнь изображаемого лица и на репетиции, и на каждом спектакле. Искусство представления — потому и искусство, что его творчество зарождается через процесс подлинного переживания. Артисты, придерживающиеся этого направления, переживают роль не на сцене, а на репетициях, один или несколько раз, для того, чтобы подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства. Артист запоминает не сами душевные переживания, а их физическое воплощение (интонацию, мимику, жест, пластику и т.д.). В искусстве представления процесс переживания является лишь одним из этапов искания формы роли. Актеры этого направления не признают переживания на самой сцене. Такие жанры как водевиль, фарс, комедия положений являются жанрами яркой сценической формы. В этих жанрах актеры создают образы, работая в искусстве представления. На эстраде актеры также работают в искусстве представления. Ремесло — направление, которое имеет дело не с внутренним чувством, а с его внешним результатом. Актеры этого направления работают на штампах. Штамп - это однажды и навсегда установленные формы выражения чувств и сценического переживания. Это раз и навсегда зафиксированная маска чувств. (Признание в любви — сидя на коленях прижимаем руки к груди, Удивление — широко открытые глаза, челюсть вниз, Горе - черное платье, грустное качание головы, сморкание и утирание слез, Смерть - вдавливание груди или разрывание ворота рубашки. Ремесло (как направление) не является искусством и связано с понятием дилетантизм. Дилетант - человек, не владеющий основами своего мастерства с пренебрежением относящийся к художественное технике и рассчитывающий на спасительное вдохновение. Понятие ремесло сегодня употребляют и в другом, противоположном значении. Сегодня говорят «человек владеет ремеслом» - это означает, что он владеет своей профессией. 12. Сценарий – драматургия театрализованного представления. Драматургия театрализованного представления — это разновидность театральной драматургии, специфический способ осмысления реальной жизни и быта людей. Театрализация — совокупность выразительных средств театра.
Общее:
Развитие действия, зрелищность, сиюминутность. Драматургическая основа, конфликт может быть скрыт. Драматургия делает зрителя соучастником, свидетелем. Различия:
Документальность, наличие реального героя. Народ является главным действующим лицом в празднике. Нет психологической разработки характера, есть характерность, ситуация, которая связывает события. Максимум выразит средств. Нет чёткого деления на актёра и зрителя. Наличие активизации. Работа сценариста и режиссёра идет параллельно. Точный адресат. Сценарий чаще всего на один раз. Сценарий — подробная литературная основа любого представления.
Сценарий — подробная драматургическая разработка идеи сценариста с использованием художественных выразительных средств в различных формах всех видов искусств.
|