ISBN 5—86793—074—2
ИДУЩИЙ К НАМ ХОЛИН
Всю вторую половину века Россия прожила с поэтом, которого так и не узнала. Только теперь его стихи и проза станут доступны широкому читателю. Здесь было много причин, мешающих восприятию и приятию его поэзии. Но главную мне хотелось бы указать. В России государство и общество всегда были враждебны истинному таланту, если что и изменилось в XX веке, то только в худшую сторону. Убивать стали масштабно, обманывать и промывать мозги — массово. И должен был возникнуть Игорь Холин, который жестко и правдиво в свойственной ему лаконичной манере стал изображать незавидную судьбу «маленького человека», как говорится, точнее, рядового русского человека, потому что поэт жил в Москве и писал о России.
Умерла в бараке 47 лет. Детей нет. Работала в мужском туалете. Для чего жила на свете?
Он изображал реальность, то есть писал то, что есть и так, как это бывает. И обществу трудно было воспринять это, как факт искусства. Во второй половине нашего века определяющим и массовым искусством стало кино — напыщенное, лживое, мелодраматическое, проповедующее государственный реализм, независимо от того, где родилось — в США или в Советском Союзе. Вот уж поистине яд, пропитавший кинопленку, как и многие книги, впрочем. Общество поэта игнорировало, государство подозревало во всех грехах. И если Пушкин в свое время им сказал: «Подите прочь! Какое дело Поэту мирному до вас...», то Холин отозвался иначе:
Вы не знаете Холина И не советую знать Это такая сука Это такая блядь
Он как бы стал на точку зрения обывателя и угадал, что тот о нем скажет. А стихи были как афоризмы, легко запоминались и беспокоили. Стихи жгли. Становилось неуютно жить. Но раз узнав, забыть было невозможно. Вглядываясь в эти произведения, скоро замечаешь, что объективный и подчас иронический тон только скрадывает доброту и сочувствие к лирическому герою, с которым случается всякое, как со всеми нами в этой жизни. Поэт улыбается, как бы сочувствуя и сожалея.
...Вывод, Вожди Нужны, Как дожди.
Его прямые предшественники — Михаил Зощенко и Евгений Кропивницкий — так же иронически улыбались, глядя на род человеческий. По-моему, кругом столько зла, что иногда хотелось бы к человечеству отнестись все-таки, как к неудачному опыту Бога. Но поэт Игорь Холин противоречив. Он пишет капитальную поэму «Умер Земной Шар», где изображает все земные ментальные и астральные слои, а затем идет длинный список Друзей Земного Шара, где оказываются не только все современные политики и люди искусства, но и все его друзья и знакомые, при том, что первый Друг — Бог. Это напоминает фразу Моцарта из сцены «Моцарт и Сальери «Ведь он же гений, как ты да я...» Перед какой-то высшей объективностью действительно все люди или гениальны... или придурковаты. Или и то и другое — одновременно. И Холин видел это, ведь он был великий поэт. Книга «Жители барака» была только началом. Затем Холин переселил своего героя из 1958 года в 1958 век и написал цикл «Космические стихи».
На Марсе В городском парке На скамейке Сидит существо Напоминающее краба Подошел марсианин Сказал Вот это баба
Парадокс, абстракция, коллаж, философские обобщения и многое другое — вот материал, из которого вылеплены стихи и поэмы Игоря Холина. Иногда возникало впечатление, что поэт живет в каком-то будущем, из которого шлет нам стихи и рассказы. Он и переселился туда, несомненно, если понимать, что смерть — будущее каждого. И, пройдя сквозь смерть, поэт направляется к нам всем своим творчеством, которое уже очистило время и которое нам еще предстоит понять и оценить. По стилю его произведения просты и изящны, иногда стихи напоминают металлические конструкции, закрученные, заверченные, но всегда законченные и классические.
Генрих САПГИР
|