Скульптура. Особая роль в Адмиралтействе принадлежит скульптуре
Особая роль в Адмиралтействе принадлежит скульптуре. Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. При этом архитектор в своем проекте не только наметил места для скульптур, но и определил их тематику. 56 больших круглых скульптур, 11 крупных рельефов, 350 лепных украшений украшали фасады. Над украшением Адмиралтейства трудились замечательные русские ваятели Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов. Не все скульптурные украшения дошли до нас. В 1860 году, когда в одном из крыльев здания строили церковь, и под давлением духовенства Александр II отдал приказ "все статуи снять, кроме находящихся у центральной части здания". Так были уничтожены 22 скульптуры. Лишь центральная башня предстает сейчас во всей своей красоте. Главный тематически и композиционно, рельеф "Восстановление флота России" (Теребенев) расположен над входной аркой. Здесь в аллегорических образах скульптор славит морское могущество России. Повелитель морей бог Нептун вручает Петру I трезубец - символ власти России над морями; неподалеку Россия в виде женщины с рогом изобилия и геркулесовой палицей в руках. Тут же Миневра, Меркурий, Вулкан, прославляющие Россию и Петра; поодаль - Слава, она несет русский флаг над океаном, где видны корабли нового русского флота в окружении морских божеств. Вся эта сложная композиция мастерски выполнена и хорошо связана с остальными скульптурными украшениями здания. Непосредственно над аркой ворот Теребеневым были созданы рельефы крылатых гениев Славы, скрестивших победные знамена, а еще ниже, по обе стороны от ворот, стоят на пьедесталах гигантские фигуры трех нимф, поддерживающие земные и небесные сферы (скульптор Ф.Ф. Щедрин). На углах нижнего куба - статуи четырех героев древности: Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского, смягчающие переход от массивного основания башни к легкому второму ярусу. Над каждой из 28 колонн этого яруса так же расположены скульптуры. Они аллегорически изображают четыре времени года - весну, лето, осень и зиму, четыре стихии - воду, землю, воздух и огонь, четыре ветра - южный, западный, северный и восточный, богиню Изиду - покровительницу кораблестроения, и Уранию - богиню астрономии. Эти декоративные скульптуры смягчают в свою очередь переход к фонарю и шпилю. Из скульптурных украшений других частей Адмиралтейства особенно интересны выполненые Теребеневым на фронтонах боковых портиков рельефы: "Фемида, венчающая труды художников", "Фемида, награждающая за военные и морские подвиги", "Слава, венчающая военные подвиги", и "Слава, венчающая науки". Почти все скульптуры Адмиралтейства, тематически связаны с мореплаванием и кораблестроением, образно выражают центральную идею всего сооружения: слава России - великой морской державе. Интерьер Из внутренних помещений, сохранившихся в первоначальном виде, в настоящее время можно видеть, в первую очередь, расположенный в правом крыле здания вестибюль с широкой, расходящейся лестницей, ведущей на второй этаж. У подножия лестницы с двух сторон - большие статуи Геракла и Афины-Паллады (Теребенев). Вестибюль окружен мощной аркадой, над которой возвышается прямоугольная двойная коринфская колоннада второго этажа. Строгий по своим формам, вестибюль так же кажется светлым и нарядным. Итоги Когда Адмиралтейство было закончено, его главный фасад ничем не был закрыт - перед ним простиралась огромная площадь. Со стороны набережной Васильевского острова тоже тогда было можно любоваться творением Захарова. Но в 70-х годах все изменилось: каналы, проложенные от Невы к внутреннему двору Адмиралтейства, были засыпаны, между боковыми павильонами протянулась набережная, на которой вскоре выросли дома, а перед главным фасадом на месте площади, в тот же самый период был посажен сад, названный Александровским (ныне Адмиралтейский сад). В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.
|