Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура. Когда Адмиралтейство было закончено, его главный фасад ничем не был закрыт - перед ним простиралась огромная площадь


История

Один из самых ярких архитектурных комплексов в России 1-й половины XIX века составили здания, воздвигнутые на центральных площадях Пб: Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, Исаакиевской. Застройка этих тесно слитых друг с другом площадей образовала неповторимый ансамбль, и одно из самых выдающихся зданий в современной ему европейской архитектуре - Адмиралтейство (1806-1823) Андреяна Дмитриевича Захарова.

Адмиралтейство было заложено Петром I в 1704 году и первоначально задумывалось только как верфь, однако в итоге стало крупным производственным предприятием: здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля вплоть до 1844 года, когда производство закрылось. В середине 18 века Адмиралтейство получило и градообразующую роль: на его шпиль было решено ориентировать не только Невский и Вознесенский проспекты, но и Среднюю першпективу (ныне Гороховую улицу). Таким образом, Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого "Адмиралтейского трезубца", трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.

К началу XIX века старое промышленное сооружение оказалось в соседстве с особняками знати, в самом центре русской столицы, и его внешний облик не соответствовал статусу места. В 1806 году по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор Андреян Дмитриевич Захаров.

На момент реконструкции здание, объединявшего мастерские, склады и административные помещения, представляло собой крепость-форт с земляными валами, бастионами и наружным каналом. Несколько позднее архитектором И. К. Коробовым в центре Адмиралтейства была возведена трехъярусная башня, увенчанная знаменитым дошедшим до наших дней золотым шпилем с корабликом на его острие.

Архитектура

Захаров сохранил план старого здания, использовал часть его стен, шпиль как композиционный центр всего сооружения, но совершенно иначе решил его фасады и многие внутренние помещения. В итоге, третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух параллельно идущих П-образных корпусов – внешнего и внутреннего; их концы, выходящие к Неве, соединены павильонами с прорезанными в центре арками, в прошлом под арками между корпусами проходили каналы для связи верфи с рекой. Центральный фасад здания украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Архитектор не случайно сохранил два корпуса, как это было у Коробова: ведь функции Адмиралтейства в момент его перестройки были действенны: здесь размещалось министерство морских сил и одновременно продолжала действовать верфь. Все производственные помещения, связанные с ремонтом и постройкой судов, находились во внутреннем корпусе, тогда как в здании, обращенном к городу, зодчий запроектировал парадные и служебные апартаменты.

Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых — 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это — прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.

Ясно читается центр сооружения — башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как куб, в массиве которого прорезана арка — центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.

Башне подчинены симметричные крылья, отмеченные портиками - сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед портиком из двенадцати колонн, боковины же имеют шесть колонн. Длинная гладкая стена между центральным кубом башни и портиками оживлена лишь редко расставленными окнами со скромными наличниками, создающими четкий, мерный ритм, который укрупняет масштаб невысокого здания. Сочетанием этих простых элементов Захаров достигает впечатления грандиозности и торжественности.

Боковые фасады Адмиралтейства построены аналогично, но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон — таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.

Еще одно сочетание тех же «элементарных» форм (куб, портик, стена) мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики, на крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов. Такими вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.

Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.

Захаров смело сочетает в Адмиралтействе приемы архитектуры классицизма и элементы зодчества начала XVIII века. Широко используя ордерную систему, стремясь к предельной четкости композиции, он вместе с тем вводит шпиль, вертикаль которого стремительно прерывает спокойное течение горизонтальных линий и напоминает о шпилях петровских построек.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скульптура. Особая роль в Адмиралтействе принадлежит скульптуре | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия