Ценность как способ освоения мира человеком. Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру) Физические ценности Эмоциональные ценности Интеллектуальные ценности 1
Ценность как способ освоения мира человеком План. 1. Ценности, их классификация, иерархия и эволюция. Ценность и оценка, истина и норма. 2. Теории ценностей.
Аксиология – философское учение о ценностях. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология как учение прошла долгую эволюцию и развивалась в рамках самой философии. 1. Античность: ценности отождествлялись с самим бытием. Ценности не отделялись от бытия и рассматривались как находящиеся в самом бытии. Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, т.е. бытия. Уже в античности появились две противоположные точки зрения на ценности: · Ценности абсолютны (Сократ, Платон) · Ценности относительны (софисты). 2. Средние века: ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. 3. Новое время: главными являются ценности научно-технического прогресса. И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле. Ценнность для Канта – это нечто должное, требования, обращенные к личности человека, его свободной, доброй воле. Начиная с античности и до наших дней нет единого мнения по вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности. Подходы в интерпретации ценностей: 1. Ценность – нечто объективное, существующее само по себе 2. Ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. Точки зрения на понятие ценности: 1. Ценность как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека 2. Ценность как идеал (высшая цель стремлений). 3. Ценность как норма, т.е. правило, образец, представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. 4. Ценность как значимость чего-либо вообще для человека и общества. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются "ценность", "оценка". 1) Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях. ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, еще раз подчеркнем, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна. Наглядно эту взаимосвязь объективного и субъективного показал С.Ф. Анисимов: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; "жарко" - это субъективная оценка этой температуры; а "тепло" как условие жизни - это ценность 2) Оценка -суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Классификация ценностей по содержанию:
1) конкретно-исторические 2) вечные. Классификация ценностей по носителю: 1) общечеловеческие. 2) Национальные 3) Групповые 4) Индивидуальные или личностные. Высшими ценностями является общечеловеческие (гуманистические) ценности, зафиксированные в правах человека. Право на жизнь, развитие, самоопределение, счастье. 2.Теории ценностей: 1. Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических потребностей людей (Дж. Дьюи). Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. 2. Аксиологический трансцендентализм: ценность понимается как идеальное бытие, носителем которого является запредельный (трансцендентный) субъект – мировой разум, сознание вообще. Ценности, например, добро, справедливость, истина, красота, не зависят от человека (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). 3. Персонологический онтологизм: ценности объективны и составляют основу личности, их познание основано на чувстве любви и ненависти (М. Шелер). 4. Социологическая концепция ценностей: ценность как норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта (М. Вебер). 5. Культурно-исторический релятивизм: утверждает идею аксиологического плюрализма, т.е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов (Дильтей).
|