Студопедия — Стихийные группы и массовые движения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стихийные группы и массовые движения






 

Общая характеристика и типы стихийных групп. При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том,что существует особая их разновид­ность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения боль­шого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого вре­менного объединения являются представители разных больших орга­низованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование ни­как нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недо­оценивать его значение также нельзя. В современных обществах от дей­ствий таких групп часто зависят принимаемые политические и соци­альные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмеча­лось выше, история социальной психологии в определенной степени начиналась именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

В социальной психологии XX в. психологические характеристики таких групп описываются как формы коллективного поведения. Учи­тывая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специ­фическое значение, целесообразнее определять названный тип пове­дения как массовое поведение, тем более что стихийные группы дей­ствительно выступают его субъектом.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования.

Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образу­ют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений обще­ственной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обсто­ятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взгля­дов других людей. Исследование общественного мнения ― важный ключ к пониманию состояния общества. К сожалению, в социальной психологии исследования эти весьма ограниченны, чаще проблема изучается в социологии [Грушин, 1967]. Вместе с тем для социально-психологического анализа стихийных групп изучение общественного мнения, предшествующего формированию таких групп, весьма важ­но: динамичность общественного мнения, включенность в него эмо­циональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.

Это можно проследить более конкретно на примере формирова­ния различных типов стихийных групп.

Толпа как разновидность стихийных групп наиболее полно иссле­дована в социальной психологии. По определению Лебона, толпа ― это «человеческая совокупность, обладающая психической общнос­тью», она образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходя­щего человека. Ее цели могут быть весьма различными: просто погла­зеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то требованиях. Длительность ее существования определяется значимостью инциден­та: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выраже­нием недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сбер­кассе), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, выражая страх, враждебность, радость, порождая иногда агрессивное поведение уча­стников. В толпе могут возникать элементы организации, если найдет­ся человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элемен­ты возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном по­ведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Лебон давал весьма негативные характеристики толпе: если инди­вид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, консерватив­на, нетерпима, нуждается в поддержке вождя, одним словом ― «со­циальное животное, сорвавшееся с цепи» [цит. по: Московиси, 1996. С. 28]. Для того, кто хочет обуздать толпу, необходим специфический язык ― образный, с аллегориями, повелительными формулировка­ми, призывами с опорой на «высшую цель».

Для толпы характерны специфические формы коммуникации; она базируется на соединении разнородных источников информации: из­вестные суждения из общественного мнения, случайные, произвольно интерпретированные сведения из средств массовой информации, слу­хи ― принимаемые на веру утверждения, не подкрепленные вообще никакими источниками. Роль последних в толпе особенно велика: слу­хи придают значение событиям, которые людям непонятны, и тем самым «готовят» людей к действиям. Все это взаимодействует, порож­дая утрированные, чрезмерные оценки наблюдаемых событий, созда­вая специфический эффект доверия «здесь и теперь».

С. Московиси подробно анализируя взгляды на толпу Лебона, делает вывод: толпы ― это «перископы, отображающие на поверхно­сти подводные течения», поэтому их необходимо изучать, так как без этого не понять современный мир. Политикам необходимо знать тол­пу не для того, чтобы управлять ею (это весьма сложно), а для того, чтобы не идти на поводу [Московиси, 1996. С. 114].

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязатель­но как сиюминутное образование, собравшееся ad hoc, подобно тол­пе; она объединяет людей, не обязательно находящихся в физичес­кой близости, и вместе с тем может оказаться в значительно большей степени организованной. Это обусловлено тем, что признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех органи­зованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и проду­маны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуще­ствовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее суще­ствование может быть неустойчивым, в частности, вследствие того, что члены массы могут быть рассредоточены.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотяэлемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Г. Тард впервые разделил толпу и публику, обозначив в каче­стве специфической черты последней наличие лишь психической свя­зи, поскольку она разобщена и потому медленнее включается в любое действие. Пример ― «читающая публика», «театральная публика». Впрочем, публика может быть представлена и как кратковременное собра­ние людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем ― на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, пуб­лику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради об­щей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частно­сти в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием лю­дей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драмати­ческие случаи, к которым приводят неуемные страсти, например бо­лельщиков футбола на стадионах и т.п.

В современной социальной психологии существует ряд теорий, объясняющих возникновение стихийных групп и называющих в каче­стве причин различные факторы: потребность разделить с другими «чувства» по поводу каких-либо значимых событий, участвовать в со­здании «норм», почувствовать уверенность в возможности как-то кон­тролировать события [Смелзер, 1994]. При всех обстоятельствах сти­хийные группы ― постоянный «спутник» общества на разных его эта­пах, и значение их нельзя недооценивать.

Специфика форм общения. Общие черты различных типов стихий­ных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативно­го и интерактивного процессов в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового пове­дения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой сто­роны, в подобных группах популярен иной источник информации ― различного рода слухи и сплетни. У них ― свои законы распростране­ния и циркулирования, что выступает предметом специальных иссле­дований в социальной психологии. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды [Шерковин, 1975. С. 286]. Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функциони­ровать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации инфор­мации, происходит групповое стимулирование действий. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Таким образом, отсутствие длительного контакта между людьми в таких ситуациях не снимает вопроса о том, что общение и здесь край­не важно и значимо для жизнедеятельности людей, так же как и спе­цифические средства их воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной психологии к активному развертыва­нию экспериментальных исследований, перенесению акцента на малую группу интерес к этим способам воздействия на большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти про­блемы вновь стали привлекать к себе внимание.

Очевидно, в действительности вопрос заключается не в том, что проблемы устарели, а в том, что новый уровень развития науки пред­полагает новые методы для исследования этих старых проблем. Что же касается самого явления ― существования таких специфических общ­ностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища, то вряд ли его можно отрицать, так же как и наличие в этих условиях специфических форм общения и воздействия. Напротив, усложнение форм общественной жизни, развитие массо­вых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информа­ции заставляют с особым вниманием отнестись к изучению и данного типа общения. Главный отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная передача информации и ситуация общения ха­рактеризуется тем, что личность действует практически без ощуще­ния личного контроля над ситуацией. Естественно, что и воздействие здесь приобретает специфику по сравнению с тем, которое имеет место в группе, связанной общей деятельностью.

Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в сти­хийных группах, то они достаточно традиционны.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздей­ствия, определенным образом интегрирующий большие массы лю­дей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религи­озные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был из­вестен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде зара­жение можно определить как бессознательную невольную подвержен­ность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляет­ся не через более или менее осознанное принятие какой-то информа­ции или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» [Парыгин, 1971. С. 10].

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, дей­ствует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает орга­низованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмо­циональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступаю­щей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как опреде­ленное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефи­цита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени гре­ческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавше­го своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике являет­ся появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Зараже­ние, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения мас­совой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организован­ной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Мас­сы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение мар­сиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио переда­ется инсценировка литературного произведения (трижды это объяс­нялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвиде­тельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно труд­но поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее воз­никновения; во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма слож­но остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной сте­пени поддается ей. Исследования паники остаются на уровне описа­ний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить ос­новные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Зна­ние этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рацио­нальности в ситуацию паники, определенным образом захватить ру­ководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, кото­рый может предложить образец поведения, способствующий восста­новлению нормального эмоционального состояния толпы, есть воз­можность панику прекратить.

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествую­щую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропа­ганде, где была разработана особая концепция повышения эффек­тивности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим при­емам прибегают и другие политические лидеры.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, за­висит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляю­щих аудиторию, и ― более конкретно ― от уровня развития их само­сознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на на­чальных этапах человеческой истории. Отмечено, что чем выше уро­вень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к си­лам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения [Поршнев, 1968].

Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рас­сматривает феномен заражения в условиях антисоциального и неорга­низованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), одна­ко этот тип поведения может иметь проявления и в массовых созна­тельных, социальных действиях, например, в ходе различных митингов и манифестаций, в массовых производственных ситуациях, при про­ведении спасательных работ в ситуации различных катастроф и т.д. Возможно, в этих случаях откроются какие-то новые стороны фено­мена заражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т.п.

Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях про­блема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильности общества, например в условиях радикальных социальных преобразова­ний. Социальная психология в большом долгу перед обществом при изучении этой проблемы: здесь пока существуют лишь отрывочные опи­сания и наблюдения, но по существу нет серьезных исследований.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифи­цируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предпо­лагается, что человек, принимающий информацию, в случае внуше­ния не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в раз­личных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументиро­ванности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

Явление внушения исследуется в психологии очень давно, прав­да, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суг­гестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении «соци­альной суггестии». В остальном в социально-психологическом иссле­довании сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществ­ляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внуша­ют, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явле­ние сопротивления внушающему воздействие называется контрсугге­стией. В отечественной литературе впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В. М. Бехтерева «Внуше­ние и его роль в общественной жизни» (1903).

При анализе внушения как специфического средства воздействия встает вопрос о соотношении внушения и заражения, на который нет однозначного ответа. Для одних авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отли­чия внушения от заражения, сводящиеся к следующему: 1) при зара­жении осуществляется сопереживание большой массой людей обще­го психического состояния, внушение же не предлагает такого «ра­венства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс вну­шения имеет одностороннюю направленность ― это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воз­действие одного человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (воскли­цания, ритмы и пр.) [Парыгин, 1971. С. 263-265].

С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике [Бехтерев, 1903]. Убеждение, на­против, построено на том, чтобы с помощью логического обоснова­ния добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убежде­ния вывод должен быть сделан принимающим информацию самосто­ятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно ин­теллектуальное, а внушение ― преимущественно эмоционально-во­левое воздействие.

Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Так, в случаях соци­альной суггестии доказана зависимость эффекта внушения от возрас­та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ос­лабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое главное заключается в том, что при внушении действуют спе­цифические социально-психологические факторы. Так, выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия ― доверие к источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляет­ся как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к представляемой им социальной группе. Авторитет суггестора и в том и в другом случае выполняет функцию так называемой косвенной аргу­ментации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргумента­ции, что является специфической чертой внушения.

Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при внуше­нии результат зависит и от характеристик личности суггеренда. Фено­мен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной сугге­стии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать в определенной степени эту «психическую самозащиту». Совокупность таких мер предложено называть «контрконтрсуггестией» [Поршнев, 1968]. Феномен контрсуггестии может быть использован не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опроверже­ния этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии высту­пает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недове­рия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти допол­нительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защит­ных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое значе­ние для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная черта пропаганды ― апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, ― это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия оп­ределенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия, что особенно очевидно в об­ласти рекламы, что будет специально рассмотрено ниже.

Подражание также относится к способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль достаточно велика и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями зараже­ния и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуще­ствляется не простое принятие внешних черт поведения другого чело­века или массовых психических состояний, но воспроизведение индиви­дом черт и образцов демонстрируемого поведения. В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания.

В основных чертах эта теория сводится к следующему: подражание служит фундаментальным принципом развития и существования обще­ства, возникновения групповых норм и ценностей. Подражание высту­пает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе ― через подражание. Оно выступает источ­ником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы и которые входят впоследствии в структуру общества, а затем вновь осваиваются путем подражания. Подражание непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствитель­ной пластинкой другого мозга» [Тард, 1892].

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняют­ся противоречиями между возможными направлениями подражания. Природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивиду­альном сознании, когда человек просто испытывает колебания, вы­бирая новый образец поведения. Различается несколько видов подра­жания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подра­жание-мода и подражание-обычай и т.п. Сформулированы законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подра­жание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие на социальной лестнице) подражают высшим (провинция ― центру, дворянство ― королевскому двору) и т.д. Очевидно, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подража­ния в обществе. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при та­ком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные обществен­ные явления, между тем как подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношение классов в обществе.

Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в анализе, предложенном Тардом, выделить весьма полезные сообра­жения. Особое значение, конечно, подражание имеет в процессе раз­вития ребенка, поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания [Обу­хова, 1995. С. 317]. Однако коль скоро феномен включен в ткань обще­ния, он представляет интерес и для социальной психологии. Так, ис­следования механизма подражания стали предметом специальной те­ории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой [Андреева, Бо­гомолова, Петровская, 2000].

Все три описанных способа воздействия наталкиваются на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздей­ствие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный про­цесс: всегда существует и обратное движение ― от личности к оказы­ваемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы, демонстрируемое в них мас­совое поведение и массовое сознание являются существенным ком­понентом различных социальных движений.

Социальные движения. Социальные движения ― особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом пси­хологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой до­статочно организованное единство людей, ставящих перед собой оп­ределенную цель, как правило, связанную с выражением коллектив­ного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо соци­альным изменениям. Это могут быть события, насильственно изменяющие образ жизни или привычные оценки каких-либо явле­ний. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей сре­ды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо террито­рией, либо определенной социальной группой (против захоронения ядерных отходов на территории региона, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.), и движения с сугубо прагма­тическими целями в очень ограниченном пространстве (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Каким бы уровнем социальные движения ни обладали, они демон­стрируют несколько общих черт. Прежде всего, всякое социальное дви­жение базируется всегда на определенном общественном мнении, кото­рое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вто­рых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации дви­жения формулируется его программа, с той или другой степенью разра­ботанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной сте­пени в различных проявлениях массового поведения, включая демонст­рации, манифестации, митинги, съезды и пр. [Штомпка, 1996].

Исходным пунктом всякого социального движения является про­блемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некото­рое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчи­вые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы мас­сового сознания, сформировавшиеся на основе последней информа­ции, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда ― относитель­ная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрез­вычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотно­шение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социаль­ной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к ка­кому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, обществен­ным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходя­щее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сию­минутных мотивов в значительной степени зависит основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на ули­це», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех груп­пах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, незаконно пострадавшие, под­вергшиеся репрессиям; в движении мира за сохранение окружающей среды инициаторы ― профессиональная группа экологов и т.д. Каж­дый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву ини­циативной группы. В данном случае он принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, готов­ность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи дви­жения. В современной, преимущественно социологической, литерату­ре предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испы­тывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потреб­ность эта формируется при сравнении своего положения (или поло­жения своей группы) с положением других. Критика справедливо от­мечает упрощение проблемы в этой теории или как минимум абсолю­тизацию фактора, который в действительности может иметь место. Другая теория ― мобилизиции ресурсов ― делает акцент на более «пси­хологические» основания присоединения к движению. Здесь утверж­дается, что человек руководствуется потребностью в большей степе­ни идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем са­мым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и мень­шинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Эта проблема является одной из центральных в концепции С. Московиси [Московиси, 1984]. Учитывая неоднородность социальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, на­личие разноречивой информации), можно предположить, что во вся­ком социальном движении актуальна проблема выделения «несоглас­ных», более радикальных, решительных и т.д. Иными словами, в движе­нии легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества и его точки зрения.

Описаны условия, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них ― последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательност







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 855. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия