Методы психологической коррекции страхов у дошкольников с нарушениями зренияЗатрагивая вопрос о формировании эмоциональной сферы у ребенка с нарушением зрения, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. Многие исследователи (Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [70] и др.) отмечают, что начало детской деятельности – это игра. Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых людей. В.В. Зеньковский пишет о том, что игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач». Игра, по мнению В.В. Зеньковского, является средством телесного и психического выражения чувства [21]. Большой вклад в работу с детьми со страхами внес исследователь А.И. Захаров. Игра, по словам А.И. Захарова, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни [18]. Игра рассматривается А.И. Захаровым как самостоятельный метод. Как отмечает ученый, спонтанная игра снимает напряжение, возникающее при беседе [19]. А.И. Захаров [19] выделяет функции игры: 1. диагностическая функция игры – наблюдение за игрой детей и раскрытие переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений. Игра выявляет скрытые проблемы, конфликты. 2. терапевтическая функция игры – преодоление страхов, торможения и излишнего беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций. 3. обучающая функция игры – научение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях. В свою очередь В.В. Зеньковский отмечает, что включаясь в игру, ребенок преступает порог застенчивости и страха, подражание в игре любимым героям помогает побороть страх, испуг [21]. Особое место в игровой деятельности занимает сюжетно-ролевая игра. В.И. Гарбузов говорит о том, что на основе воспитывающего значения игры можно моделировать различные ситуации из жизни взрослых, воссоздать положительный или отрицательный образ, воспроизводить объективную логику событий в определенной последовательности, вырабатывать у ребенка чувство коллективизма. Игра выступает как естественное средство против страховых реакций, встречающихся у детей дошкольного возраста [11]. Известный исследователь О.А. Карабанова в своих работах отмечает, что коррекционные возможности игры представители психоаналитического подхода связывают с ее символическим характером, а сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии важное, главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры [27]. По мнению А.С. Спиваковской базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте являются игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность, восприятие художественных произведений музыки [61]. О.А. Карабанова [27] предлагает следующую последовательность игровых процедур при коррекции страхов и тревожности у детей: · восприятие образца поведения в разыгрываемой стрессогенной ситуации, · обсуждение «старых» (неуспешных) и новых эмоционально-адекватных способов поведения, · практическая обработка эмоционально-адекватных поведенческих реакций на занятиях, · закрепление поведенческих реакций в реальной обстановке в виде «домашних заданий». Можно сделать вывод, что игра может успешно применятся для коррекции эмоциональной сферы как самостоятельный метод, а также в сочетании с другими методами (арт-терапия). В настоящее время среди ученых существуют разногласия в интерпретации термина «арт-терапия». Разные исследователи ссылаясь на зарубежные и отечественные источники трактуют его по-разному. Л.Д. Лебедева [32], А.И. Копытин [30] и другие исследователи связывают арт-терапию с изобразительной деятельностью клиента в контексте психотерапевтических отношений с целью достижения лечебно-коррекционного, развивающего либо профилактического эффекта. Л.Д. Лебедева [32] и А.А. Осипова [46] указали основные цели арттерапевтического воздействия в ходе психокоррекционной работы с детьми: · предоставить детям возможность выражать в социально приемлемой форме свои чувства, тревогу, беспокойство, эмоциональное напряжение, агрессивность, внутренний конфликт и другие сильные негативные эмоции, · облегчить психокоррекционную работу за счет возможности невербального выражения ребенком неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний, · получить материалы (продукты художественного творчества) для интерпретации и диагностических заключений, · проработать мысли, чувства и негативные эмоции, которые ребенок привык подавлять, · научить ребенка распознавать чувства и вербализовать свои переживания через продукты художественного творчества, · сформировать отношения эмпатии и взаимного принятия между психологом и ребенком, · развивать саморегуляцию и чувство внутреннего контроля, · усилить внимание ребенка к собственным чувствам и зрительным, слуховым и кинестетическим ощущениям, · развивать воображение, художественные и сенсорные способности, · создать условия для личностного роста ребенка и нормализации его самооценки. Однако, по мнению авторов, арт-терапия не ставит своей целью целенаправленное обучение детей и формирование навыков и умений в каком-либо виде художественной деятельности. Она служит эффективным способом освобождения личности ребенка от внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний, средством повышения самооценки и личностного роста [32, 46]. Ю.М. Миланич рекомендует в процессе рисования страхов использовать прием «эмотивных переживаний». Данный прием предполагает использование тормозящих страх позитивных переживаний в ходе изображения истории, которую рассказывает психолог. Главными героями этой истории становятся сам ребенок и объект его страха [43]. По данным А.И. Захарова, рисование страхов в половине случаев устраняет страхи посредством определенным образом направленного рисования [18]. Таким образом, можно сделать вывод, что использование игры и методов арт-терапии дает возможность ребенку выпустить свои чувства и переживания, желания и мечты, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей, оказывает влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, существенно повышает уверенность в себе. ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
|