Теории “экономической гармонии”.
Отход от трудовой теории стоимости был обусловлен и тем, что ряд ученых поставили перед собой задачу возродить подорванную Д. Рикардо веру в гармонию интересов общества, основанного на свободной конкуренции. Так, английский ученый испанского происхождения Нассау Сениор (1790-1864) в работе “ Очерки политической экономии”,которая была издана в1836 г., разработал “ теорию воздержания”, которая потом была подхвачена многими экономистами. Согласно этой теории, стоимость определяется не трудом, а издержками производства, которые определяются трудом и капиталом. Труд толкуется не как производственная деятельность, а как пожертвование рабочего (труд требует усилий, напряжения, отказа от покоя и развлечений). Аналогично трактуется и капитал. По Сениору, капитал возникает в результате пожертвования капиталиста, который, вкладывая деньги в производство, воздерживается от непроизводительных расходов в данное время ради получения прибыли в будущем. Вознаграждением за пожертвования рабочих и капиталистов является, по мнению ученого, заработная плата и прибыль. Стоимость товара определяется затратами труда и капитала в условиях совершенной конкуренции. Если же конкуренция не совершенна, то образуется определенный избыток, который Сениор называет рентой. Рента,считает он, возникает не только в результате владения более плодородными землями, но может быть также результатом наследства, выдающегося таланта. Этим самым Сениор способствовал будущим исследованиям экономической ренты. Н. Сениор не разделял взглядов Рикардо и Мальтуса относительно “железного закона заработной платы”. Уровень заработной платы в стране зависит от эффективности производства. При высокой эффективности высокая заработная плата не препятствует стране успешно конкурировать с иностранными производителями. В отличие от Мальтуса, Сениор считал, что с ростом уровня жизни рост населения уменьшается. Он первым среди экономистов разделил потребительские товары на предметы “необходимости, благопристойности и роскоши”. По мере экономического роста роскошь для одного поколения становится благопристойностью для другого, а для последующих поколений – необходимостью. Желание сберечь свой уровень жизни, надежды перейти к более высокому социальному состоянию – это такие же сильные мотивы поведения, как и стремление к продолжению рода. Поэтому “желание улучшить свои условия” автоматически ограничивает рост населения. Апологетизм Н. Сениора особенно четко проявился в его теории “последнего часа”. Стремясь обосновать невозможность сокращения 11,5-часового рабочего дня до 10 часов, чего требовали манчестерские рабочие, он стремился доказать, что прибыль капиталиста создается за последний час рабочего дня. Поэтому сокращение рабочего дня вызывало бы исчезновение прибыли, а вместе с ним стимулов к развитию производства. Особенно ревностно идею “экономической гармонии” пропагандировал французский экономист Фредерик Бастиа (1801-1850). Эта идея нашла отражение и в его основной работе, которая так и называлась “ Экономические гармонии” (1850). Теоретические рассуждения Бастиа построены на утверждении, что основные экономические взаимосвязи не могут быть ничем другим, как “взаимным обменом услуг”. В обмене принимают участие равноправные участники, а стоимость является отношением услуг, которыми обмениваются участники обмена. Благодаря равноценному обмену происходит согласование интересов в обществе. Каждый человек может находиться в отношениях равноценного обмена, доказав свою полезность и способность своими услугами удовлетворять потребности других. Участие в равноценном обмене капиталистов, землевладельцев и рабочих становится возможным благодаря гармоничному сочетанию их услуг: услуг капиталиста – владельца средств производства, которые он предоставляет в пользование; услуг рабочего, который прилагает усилия к средствам производства. Интересы всех гармоничны, поскольку один заинтересован в другом. Количество предоставленных услуг определяет долю совокупного продукта, которая распределяется между участниками производства. Каждый класс возмещает участие в производстве в виде прибыли, ренты и заработной платы. Поскольку размеры доходов определяются величиной совокупного продукта, то все классы заинтересованы в росте производства, что обеспечивает его прогресс. Капиталистическое общество, по мнению Ф. Бастиа, является “наиболее прекрасной, совершенной, крепкой, всемирной и справедливой ассоциацией”. И таким оно может быть лишь в условиях свободной конкуренции и свободного действия экономических законов. Любое вмешательство государства в экономическую жизнь является недопустимым. Бастиа считал, что “государство – это огромная фикция, с помощью которой все стремятся жить за счет всех”. Научность теории богатства отрицали Маркс, Бем-Баверк, Маршалл, Шумпетер, которые видели в нем лишь адвоката существующего строя. Особенно апологетическая направленность творчества Бастиа проявилась в сформулированном им “ законе распределения при капитализме”,согласно с которым доля капиталистов в созданном продукте уменьшается (увеличиваясь абсолютно), а доля рабочих растет и абсолютно, и относительно. Доказательства Бастиа были слишком примитивными, а статистические данные того времени, явно противоречили его теории. Однако следует отдать должное Ф. Бастиа в том, что он значительное внимание уделял необходимости развития нематериального производства с целью повышения занятости и доходов, а также положил начало теории примата потребления над производством, потребителя над производителем, которая позже стала одной из методологических основ микроэкономического анализа. Как и у Бастиа, теория гармонии общественных интересов была доминирующей и в творчестве основателя американской политэкономии Генри Чарльза Керри (1793-1879). Его перу принадлежат многие труды, но самыми известными стали: “ Принципы политической экономии” (1837), “ Гармония интересов” (1850), “ Принципы социальной науки” (1865). Признавая в целом принципы классической политэкономии, критически относясь к отдельным из них, он создал достаточно оригинальную теорию, которая отражала особенности экономического развития США. Основой методологии Кэрри является отождествление функционирования социальных законов с законами природы. Именно последние (законы природы) обеспечивают экономический прогресс. Поэтому политическая экономия должна изучать отношение человека к природе, его поведение, направленное на улучшение своего благосостояния. Все экономические категории, по Кэрри, отражают отношения человека с природой, а не отношения между людьми. Так, стоимость определяется двумя факторами: природой и трудом человека. Основой являются затраты труда в процессе противостояния природе. Стоимость увеличивается или уменьшается, когда увеличивается или уменьшается сопротивление природы. Власть людей над природой растет с ростом их единения, что приводит к уменьшению стоимости. Таким образом, стоимость, по Кэрри, зависит от усилий всего общества, измеряется общественными издержками. Если согласно с постулатами классической школы стоимость является результатом экономического противостояния, конкуренции хозяйствующих субъектов, а благосостояние человека является его частным делом, то Кэрри считает, что процесс производства требует тесного единения людей и не индивидуальный, а общественный интерес должен быть определяющим. Труд и интересы каждого должны быть подчинены общей цели – развитию общественного производства, приумножению богатства общества, которое является основой для роста благосостояния каждого его члена. Следовательно, благодаря приоритету общественных интересов и производительной силе единства общества, утверждает Кэрри, в капиталистическом обществе существует самая “полная гармония всех истинных и настоящих интересов”. Одной из составляющих теории гармонии является разработанная Кэрри теория заработной платы. По мнению ученого, разные заработные платы прямо пропорциональны производительности национального рабочего дня. С ростом производительности труда растет заработная плата и, как следствие, положение рабочих и капиталистов постепенно сближается, противоречия между ними исчезают. Эта теория вошла в экономическую науку под названием производительной теории заработной платы и разделяется многими современными западными учеными.
|