Экономические учения социалистов-утопистов.
Наряду с созданием и развитием классической политической экономии, представители которой считали капиталистическую систему хозяйствования как такую, что отвечает природе человека и потому единственно рациональной, существовали и развивались социалистические социально-экономические идеи, которые всегда были неотъемлемым элементом человеческих мечтаний о счастливой и справедливой жизни. Благоприятные условия для их развития сложились в конце ХVІІІ - в начале ХІХ в., когда в полной мере начали проявляться отрицательные черты капитализма. Не зная, каким образом можно усовершенствовать существующие экономические отношения, многие выдающиеся люди того времени стали сторонниками утопических общественно-политических и экономических систем, основанных на принципах коллективизма, справедливости, равенства, братства и якобы свободных от пороков буржуазного строя. Высочайшей степени развития утопический социализм достиг благодаря работам французских мыслителей Сен-Симона, Фурье и британца Оуэна. Все они пророчили гибель капитализма, делали акцент на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации, которую Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье - гармонией, а Оуэн - коммунизмом. Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) оставил богатое литературное наследие. В работе "Новое христианство" (1825) он провозглашает идею создания для будущего общества новой религии, которая бы позаимствовала у христианства его исходный гуманизм. Сен-Симон обосновывает учение о закономерности общественного развития, считая, что в своем историческом развитии человечество проходит три этапа (формации): рабовладельческий, феодальный и индустриальный. Переход от одного этапа к другому обусловленный ростом знаний, науки, морали, религии и совершенствованием хозяйства, образует исторический прогресс. Каждый исторический этап, каким бы прогрессивным по отношению к предшествующему он ни был, должен своевременно уступить место более совершенному строю. Каждая формация, в свою очередь, проходит через две стадии: органическую, или равновесную, и критическую, которая возникает, если предшествующее равновесие нарушено. Во время органической стадии при власти находится класс, который имеет наибольшую экономическую силу в данный период времени. Во время критической стадии на власть претендует другой класс, хозяйственное значение которого постепенно увеличивается. В результате политической борьбы между ними возникает новая общественная формация. "Наше общество, - пишет Сен-Симон, - представляет собой мир, перевёрнутый вверх ногами". Он доказывает, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для большинства. А задача его - быстрое и полное улучшение морального и физического положения беднейшего класса. Таким обществом, по мнению Сен-Симона, будет новое индустриальное общество. Именно крупному индустриальному производству и промышленному классу (союзу предпринимателей, рабочих и учёных) будет принадлежать будущее. Крупная промышленность будет управляться из единого центра по единому плану, разработанному учёными. Конкуренцию заменит ассоциация - объединение промышленников, торговцев, банкиров, рабочих, фермеров, ученых. Благодаря ассоциации частная собственность трансформируется в коллективную. Все будут обязаны работать, а труд каждого будет оцениваться по принципу: от каждого по способности, каждому - по его вкладу в общественное производство. Когда же ассоциация наберёт планетарного масштаба, распределение будет осуществляться по потребностям. Для создания такого общества нужно изменить не только материальные условия жизни, но и духовно перевоспитать людей. Поэтому государство наряду с функцией организатора ассоциаций должно выполнять также функцию духовного перевоспитания членов общества. Именно восстановленная общественная мораль и сознательная деятельность обеспечат порядок, благосостояние и прогресс общества. Шарль Фурье (1772-1837) считал, что капитализм - одна из многочисленных и отнюдь не последних фаз общественного развития. Он противоречит "естественному порядку", является несправедливым и антинародным. Только одна треть населениязанята производительным трудом, не получая, однако, выгоды от своего труда, а две трети ведут паразитический образ жизни. Труд при капитализме есть смягченной каторгой, а на бедных людей капиталисты смотрят как на животных, созданных для нищеты. Деление общества на богатых и бедных неминуемо ведет к экономическим кризисам. Причиной такого состояния, по мнению Фурье, есть частная собственность. Однако к революции он относился отрицательно, поскольку она грабит богатых, но только для того, чтобы обогатить интриганов. Выход Фурье видит в переходе к общественной собственности и создании новой формы организации общества - ассоциации, которую он называл Социальной Гармонией. Производственные ассоциации, из которых по Фурье будет состоять будущее общество, называются фалангами. Собственность становится достоянием общественности не в масштабах государства, а фаланги. Каждая фаланга состоит приблизительно из 1500 лиц, которые совместно живут, работают и отдыхают. Внутри фаланги люди объединены в серии, которые состоят из разных людей по возрасту, характеру, знаниям, имуществу. Чтобы сделать жизнь счастливой, необходимо, считал Фурье, чтобы труд стал радостным, приятным и производительным. Для этого он предлагал: заменить систему заработной платы участием в прибылях; изменять вид работы работников несколько раз в день; организовать соревнование между сериями. Изготовленный в фаланге продукт распределяется в зависимости от таких факторов: труда, капитала и таланта в соотношении 5:4:3. Такое распределение он считал справедливым и способным обеспечить гармоническое сотрудничество классов. Роль государства, по мнению Фурье незначительна. Оно может оказывать содействие организации фаланг, а с окончательным их формированием руководящая роль государства отомрет. Поэтому Фурье считают предшественником анархизма. Роберт Оуэн (1771-1858) был одновременно теоретиком и практиком. Капитализм, считает он, является неразумной системой, хаотичным, разрозненным, противоречивым порядком, который порождает бедность, распри и войны. Наихудшими явлениями капитализма он считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, который охраняется религией. Частная собственность порождает кризисы, безработицу и бедность. Религия закрепляет неравенство как моральный закон. Брак, освященный религией - одна из форм постоянного рабства, он покушается на свободу личности, противоречит человеческой природе. Прибыль является результатом несправедливого обмена, надбавкой к цене. Орудием прибыли являются деньги, которые искажают обмен и распределение. Все эти недостатки обусловливают неизбежность трансформации капитализма в социалистическое общество. Для этого, считает Оуэн, следует изменить среду, в которой существуют люди. Общественная среда состоит из институциональных и экономических форм. Создать новое общество, считает Оуэн, можно с помощью законодательства, воспитания людей и перестройки экономической среды: уничтожения частной собственности и прибыли, обеспечения эквивалентного обмена товарами по их стоимости, замены денег "бонами труда", которые удостоверяют, какое количество труда рабочий израсходовал на изготовление товара, и на какие он может приобрести нужный ему товар на общественном складе. Совершенствование общественной среды Р. Оуэн связывал с деятельностью государства, предпринимателей, объединений. Последним он придавал наибольшее значение. Именно через ассоциацию, которая объединяет и воспитывает людей на основе кооперации труда, равноправного участия в производстве и распределении, лежит путь к социализму. Стремясь реализовать свои идеи на практике, Оуэн в 1800 г. становится совладельцем предприятия в Шотландии, которое состояло из четырёх фабрик, завода по производству прядильных станков, сельскохозяйственной фермы и посёлка Нью-Ленарк. Он решил проверить на практике, можно ли, изменив среду, освободить человека от зла и "превратить его в интеллигентное, рациональное и доброе существо". Население посёлка состояло преимущественно из нищих, пьяниц, преступников и детей бедноты. Эти люди будто воплощали в себе все пороки, рожденные нечеловеческими условиями работы. Через два года предприятие стало прибыльным, рабочие постепенно приучались к чистоте, порядку и организованности. Чем больше доходов получал Оуэн, тем больше тратил средств на улучшение быта людей: повышал заработную плату, улучшал жилищные условия, создавал школы, детские садики, библиотеку, службу санитарного надзора и т.п. Рабочий день был сокращен с 16 до 10,5 часов. Изменились люди и отношения между ними. Рабочие овладели грамотой, высоким уровнем культуры. Почти исчезло пьянство, преступления, религиозная вражда. Успех был несомненным. Однако, когда после конфликта с совладельцами Оуэн вынужден был покинуть Нью-Ленарк, всё возвратилось к прежнему состоянию. Выяснилось, что Р. Оуэн значительно опередил своё время, люди еще не были готовы к восприятию и реализации его идей. Взгляды Сен-Симона, Фурье и Оуэна относительно будущего общественного устройства стали одним из идейных источников марксизма. В 20-х годах ХІХ в. в Англии возникло учение социалистов-рикардианцев. У. Томпсон (1785-1833), Т. Годскин (1787-1869), Дж. Грей (1798-1850), Дж. Ф. Брей (1809-1895), которые в основном были выходцами из рабочей среды, для обоснования социалистической идеи, как не парадоксально, использовали учение Д. Рикардо, в частности, трудовую теорию стоимости. Поскольку стоимость создается трудом, - размышляли они, - то капитал не имеет никакого права на её присвоение. Идея производительности капитала категорически отбрасывается. Прибыль и рента - нетрудовые доходы. Они являются частью стоимости, которая создается рабочими, которая им и должна принадлежать как творцам. Присвоение части труда рабочих капиталистами и землевладельцами нельзя считать справедливым и вечным, поскольку это есть нарушением естественного права. Чтобы восстановить это право надо реформировать сферу обращения, ввести "рабочие деньги", которые бы дали возможность рабочему получать полный продукт своего труда. Социалистическое общество рикардианцы представляли как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений. Близкими к утопическому социализму были взгляды немецкого экономиста Карла Йогана Робертуса. Он стал одним из основоположников утопической идеи "государственного социализма". Реформистская теория Робертуса изложена в роботах "К познанию нашего государственно-экономического состояния" (1842) и "Социальные письма к Кирхману" (1850-1851). Робертус, как и социалисты-рикардианцы, опираясь на трудовую теорию стоимости, прибыль и земельную ренту рассматривает как не трудовые доходы. Их он объединил в единую категорию "ренты вообще". Наличие нетрудовых доходов ученый связывает с частной собственностью и свободой хозяйственной деятельности. Для освобождения человека от эксплуатации надо ликвидировать экономические свободы граждан и передать все средства производства, которые находятся в частных руках, в собственность государства (прусской монархии). Именно сознательная национализация средств производства, принадлежащих гражданам, в рамках существующей государственной структуры, по Робертусу, единственно возможный путь к социализму. Национализация средств производства даёт возможность государству из единого центра и по единому плану распределять в масштабах всей страны все производственные ресурсы, вести их учет и т.п. В результате стихийность капиталистической экономики будет заменена планомерностью государственной экономики. Однако для того чтобы осуществлять экономическое планирование надо знать цены на ресурсы и товары, которые будут в плановом периоде. Классики политической экономии исходили из того, что стоимость как воплощение труда проявляется на рынке в процессе купли-продажи и количественно реализуется в цене. Если же нет свободного обмена, то в обществе нет механизма определения качества и количества общественно полезного труда. Робертус решил эту теоретическую проблему, введя новую экономическую категорию - конституированную стоимость. О конституированной стоимости, как известно, писал П. Прудон. Однако целостное учение об этой категории создал именно Робертус. Он считал, что сильная государственная власть может избавиться от рыночного установления цены. Она своей волей будет конституировать (то есть устанавливать) стоимость и соответственно цену еще до продажи на основе калькуляции затрат, которые состоят из затрат труда, сырья, материалов и амортизации. В затраты не включаются цена земли и ссудный процент, поскольку они не имеют трудового происхождения. Ценообразующим фактором является только непосредственный или овеществлённый труд. Благодаря такой методологии ценообразования можно определить не только цену товара, которого еще не продали, но и товара, которого еще и не произвели. А, зная цену еще не изготовленного товара, можно подсчитать цену того товара, который будет изготовлен с помощью первого. Так можно определить стоимостные пропорции на год, на несколько лет вперед. Робертус разработал не только методологию, но и методику социалистического ценообразования. Таким образом, конституированная стоимость делает возможным централизованное планирование. Робертус также показывает, кто обеспечит переход к государственному социализму. По его мнению, обществу нужна сильная личность, Цезарь, который железной рукой провел бы реформы по передаче всех производственных ресурсов во владение госаппарата. То есть, он предлагает необходимость сильного вождя в строительстве государственного социализма. Взгляды Робертуса оказали заметное влияние на развитие разных концепций социализма, а некоторые рекомендации применялись на практике с определенными совершенствованиями во всех странах, где полностью или существенно были запрещены свободные рыночные отношения.
|