ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С АВТОНОМНОЙ РЕЧЬЮ
Наш анализ был бы неполным, если бы в нем не была сделана попытка подойти к пониманию личности ребенка, стоящего на уровне автономной речи. От понимания закономерностей, которым подчинено значение слова ребенка, перейти к анализу его сознания, личности, поведения — это задача величайшей сложности. Она может служить маяком для многих и многих длительных, углубленных исследований. Здесь мы имеем з виду наметить лишь самые общие и еще, разумеется, малосовершенные подступы к ней. Они основаны на том,в что за данным способом обобщения, выраженным в слове, можно найти стоящий за ним способ видеть, воспринимать действительность. «Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания». Это положение, принадлежащее проф. Л. С. Выготскому, должно служить отправным в такого рода попытке подойти к конкретному анализу построения сознания на разных ступенях развития. «Сознание человека есть обобщенный способ отражения действительности». Но для разных уровней обобщающей действительности существует и различный способ отражения этой действительности. Две группы фактов должны помочь нам разобраться в том, как строится деятельность сознания в исследованных нами случаях. Первая группа фактов имеет в виду данные, относящиеся к анализу слова в автономной детской речи, к скрывающимся за ней обобщениям. Исходя из всего сказанного, мы не можем не придавать им первостепенной важности в поставленной перед нами задаче, пользуясь определением проф. Л. С. Выготского «структура слова есть клеточка сознания, элемент, из которого сознание складывается». Что мы можем сказать на основе известных нам данных о структуре «автономного» слова? В предыдущем изложении мы показали, что значения «автономных» детских слов знаменуют первичную дифференциацию сознания ребенка. Эти значения только наглядные, только о предметах, находящихся перед глазами. Мы видели далее, что в «автономном» детском слове заключено обобщение первичного типа, которое опирается, имеет своей основой обобщенное восприятие, деятельность которого возможна здесь только в сфере наглядной. В отличие от указательного жеста, относящегося к любому предмету, в слове автономной речи скрыто обобщенное восприятие предмета в его соотношении, в его связи с другими предметами. Всякое значение, обобщение характеризуется тем, что оно относится к группе предметов. То, каким образом, по какому принципу они объединяются в группы, составляет отличительное своеобразие каждого уровня в развитии обобщений. В данном случае перед нами связь чисто зрительная, ситуационная. Мы полагаем, что в этом заключается исходная нить для понимания смыслового строения сознания ребенка, для понимания того, как в сознании ребенка с автономной речью обобщена окружающая действительность. Другая группа фактов, теснейшим образом связанная с первой, со всей ясностью указывает на доминирование одной определенной функции в деятельности сознания ребенка, пользующегося автономной речью. Было бы излишне останавливаться здесь на всей несостоятельности принципа изучения психологических функций как изолированных друг от друга деятельностей. Работы проф. Л. С. Выготского показали, что развитие деятельности той или иной функции неразрывно слито с деятельностью других функций, в частности с мышлением, лежащим в основе обобщающей деятельности сознания. Эта связь динамична, и на разных этапах развития и функционирования системное строение сознания предполагает различные принципы своего построения. Все сказанное выше об обобщающей деятельности детей с автономной речью свидетельствует о подчиненном положении ее по отношению к основной, главенствующей здесь функции — функции восприятия. В самом деле, мы видели, что именно эта функция окрашивает возможности обобщенно отображать действительность, именно она определяет деятельность всего сознания. Мы видели, что мышление вне сферы наглядного становится невозможным. Мышление здесь призвано лишь отражать наглядные связи, существующие между вещами. В сфере отвлеченных, не наглядных связей и отношений оно не функционирует. Наиболее выразительными с этой стороны фактами являются: 1) факт отсутствия мер общности; 2) аффективный характер восприятия и 3) отсутствие константности восприятия. Если первый факт прямо указывает на то, что мысленные связи, отвлечение не от предметов, а от собственных мыслей не существует здесь, то второй и третий указывают на недостаточное сращение функции восприятия с функцией мышления. При анализе опытов с классификациями мы указывали, что аффективная насыщенность деятельности восприятия (не столько деятельность функции, сколько потребность) составляет обратную сторону недостаточности и несамостоятельности функции мышления. Точно так же и отсутствие константности восприятия с полной подчиненностью чистому впечатлению является следствием недостаточной мыслительной переработки акта восприятия. Сравнивая этот уровень развития сознания с более высокими, мы видим путь, который проделывает развитие строения сознания от господства восприятия низшего типа к доминированию функции мышления, подчиняющей и перестраивающей в новой системе функции восприятия. Тенденция развития сознания имеет направленность через развитие обобщающей деятельности освободиться от непосредственных связей. На уровне автономной речи деятельность сознания ребенка как раз полностью им подчинена. Как же реально осуществляется деятельность сознания ре-бенка-«автономика»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы наблюдали все поведение ребенка, как оно есть в действительности, и основные черты его пытались осмыслить с точки зрения изложенных соображений, которые проверялись дальнейшим наблюдением и экспериментами (см. приложение}. В процессе изучения значений автономных слов перед нами раскрывалась картина окружающего мира, как он воспринимается ребенком. В одном и том же процессе исследования этих обобщений перед нами раскрывался, как обратная сторона их, мир восприятий «автономика», мир отрывочных диффузных островков смысла, непостоянных, текучих. Мы увидели, что восприятие внешней действительности исчерпывается внешними связями явлений, лишенными попыток включить их в категориально-обобщенное представление. Внешний мир при этом не имеет постоянной картины: акты восприятия и осмысления воспринимаемого почти не связаны. Внешний мир в отличие от взрослого восприятия не структурируется по закону фигуры и фона. Разумеется, при этом необычайно велика связанность зрительным полем, которая всецело определяет основные черты поведения «автономика», всю его деятельность. Свобода от зрительной ситуации возникает и развивается вместе с развитием смыслового восприятия. Здесь мы имеем поведение, в полной мере подчиненное впечатлениям, мотивы деятельности всецело даны ситуацией. Поведение ребенка-кавтономика» лабильно, импульсивно, определено субъективными связями, устанавливаемыми в окружающем. Это одна сторона личности, обращенная вовне. Подходя к анализу внутреннего мира ребенка-«автономика», мы раньше всего должны ответить на вопрос, на каком уровне стоят его возможности восприятия своих собственных психических процессов. Назвать свои собственные процессы, как говорит проф. Л. С. Выготский,— значит уже как-то выделить их и сделать первый шаг к умению отдать себе отчет в своей же собственной психической деятельности. Ближайшим следствием такой интроспекции является овладение своими внутренними процессами, возникновение внутренней активности. В автономной речи с ее непостоянством значений, ситуационной связанностью внешним, наглядным такое называние своих переживаний ничтожно. Вот почему ребенок-«автономию» весь во власти своего переживания. Он не владеет своим внутренним миром. Если во внешнем мире он связан ситуацией, то здесь он подчинен своим переживаниям, которые не выделяются, не осмысляются им как таковые. Разумеется, внутренняя активность при этом сведена к нулю. Своими психологическими операциями ребенок не владеет совершенно. Все подчинено аффекту. Вот почему психическая деятельность нашего ребенка полноценнее тогда, когда она движется аффектом, и свертывается там, где требуется произвольность. Дети-«автономики» по своей сущности спонтанны. Их деятельность, вызванная к жизни наглядными импульсами, движимая аффектом, исчезает вместе с этими импульсами. Основной дефект речевого развития ребенка-«автономика» — невозможность овладения нормальной речью — восходит к основному дефекту всей структуры личности — недостаточной внутренней активности, т. е. недостаточности овладения собственными психологическими процессами. Последнее" неразрывно связано с недостаточностью обобщающих процессов. Произвольность, как указывает Л. С. Выготский, развивается в меру развития мышления, осознания.
|