Основное содержание сагиттальное™, выражаемое в суженной параллельности движений, можно ближе всего определить как обособленность в той или иной форме, большей или меньшей степени. Существуют две главные разновидности этого типа: сагитталы горизонтальные — с наклоненным от таза вперед туловищем и неудержимо устремляющимися по горизонтали движениями; сагитталы вертикальные — с прямой негнущейся спиной и суженными движениями конечностей преимущественно по вертикали перед самим собой. Первые неудержимо стремятся к какой-то одной только точке внешнего силового поля, к единственной цели, которая собирает и поглощает все их внимание, заставляя не замечать ничего окружающего. Вторые совсем оторваны от мира и заняты только своими отвлеченными построениями, богатыми или бедными в зависимости от личности ребенка, Среди трудных детей последние встречаются особенно часто, но формы движений, производимых ими по вертикали перед собой, отличаются однообразием, стереотипностью, как и скудные построения их фантазии; и в том и в другом нередко бывает фиксация на одной какой-то форме, как и на одной мысли. Здесь большое значение имеют вводимые в действие рычаги. Сер - к,1 Н. в КДО постоянно и беспокойно дирижировал перед
собой кистями и предплечьями и то и дело припрыгивал от стоп; все же более крупные рычаги у него почти бездействовали, и особенно неподвижной оставалась прямая как палка спина. Этот мальчик отличался исключительной внутренней пустотой, безэмоциональностью и в то же время высокомерием. Высокомерие часто сопутствует вертикальной сагиттальности; сагитталь-ность же горизонтальная нередко связывается с приниженностью, с угодливостью, со стремлением услужить каждому. Между этими двумя крайними полюсами сагиттальности существует большое количество промежуточных форм. Но почти всем са-гитталам, за исключением некоторых случаев вертикальности, присущи неуверенность в себе, чувство малоценности. У трудных детей это иногда доходит до крайности, до боязни начать какое бы то ни было действие. Сагиттальный мальчик Шура К. из КДО приступал к выполнению даже самых простых заданий только после длительных уговоров и убеждений, что он это сможет, он с этим справится. Это свойство связано с общей инертностью сагиттальности. Сагитталы могут длительно неподвижно стоять на месте, фиксированные только на чем-то отвлеченном своем, пока не дан внешний толчок; если он дан, начинается прямолинейное движение в одну сторону, по инерции все усиливающееся и ускоряющееся, пока внешнее препятствие не остановит его. В КДО был очень интересный в этом отношении сагиттал— мальчик Лель М. У него инерция движения была так сильна, что в работе по моторике он никогда не мог выполнить задание: «Сделай один шаг»; сделав один шаг, он неудержимо валился вперед и продолжал продвижение. На задание дать определенное количество шагов он несся до конца комнаты. И это не потому, что он не понимал задания, а потому, что не мог вовремя остановиться. Эта неудержимая инертность пронизывала всё его поведение и приводила к доведению до крайности всех действий, к возбуждению. Но возбуждение и неудержимость проявлялись у него больше всего тогда, когда он находился в детском коллективе, в обстановке, побуждающей к движению. Когда же он оставался один на эксперименте или на индивидуальных занятиях, особенно на занятиях, требующих сидения на месте и фиксации внимания на ближайшей точке внешнего силового поля: настольной игре, книге, он мог длительно и спокойно заниматься одним и тем же делом. С этой инертностью связаны многие крайности сагитталов не только в отношении движения и неподвижности, но и в отношении направленности действий. Сагитталы могут устремляться в одну сторону только целиком, поэтому поворот производится тоже сразу всем телом.
Это связано с их факторологическим свойством внезапно менять решения и интересы иногда на прямо противоположные.
Толчком к такому повороту могут послужить случайно кем-то высказанная мысль, вычитанное положение из книги, вообще что-то, произведшее на сагиттала сильное впечатление. Это впечатление всегда основано на глубоком личном, субъективном ощущении, хотя в других случаях сагитталы могут быть исключительно щепетильны в отношении объективности. В своих действиях, в работе, в стремлении к поставленной цели сагитталы в силу развиваемого ими по инерции движения могут достичь очень многого, героически преодолевать большие и сложные Затруднения, с другой же стороны, в силу той же инерции они могут остановить движение и бросить ответственное дело из-за незначительного препятствия. И в силу этой парадоксальности прямо противоположны и совершенно неожиданны по сочетаниям могут быть отдельные индивиды этого типа: от крайней фантазии — до полной неспособности к отвлечению; от единой целеустремленности во всех действиях — до бесцельно инертного блуждания от точки к точке; от беззаветного служения высокой идее, от самоотверженной помощи каждому — до скупо эгоистической фиксации только на себе; от полной безэмоциональности— до чрезмерной привязанности, но только к одному лицу. Общее свойство всех сагитталов — малая общительность и очень избирательное отношение к людям. Они мало и неохотно говорят о себе, мало контактны и плохо ориентированы во внешнем мире. Даже при кажущейся общительности их жизнь протекает обособленно, как в узком коридоре, между суженно параллельными прямыми их движений.