Могилы предков
Выдача карт будет проходить в актовом зале 1 корпуса НГТУ (4 этаж) с 10:00 до 16:00. Для получения новой карты студентам необходимо предоставить паспорт и ксерокопию паспорта (первой страницы и страницы с регистрацией). Проживающим в общежитии – оригинал и копию временной регистрации. Студентам, которые являются нерезидентами РФ, дополнительно предъявить оригиналы и копии миграционной карты и документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ. Студентам, не получившим карты в указанные даты, необходимо обращаться в дополнительный офис банка (пр-т К. Маркса, 20, тел.: 315-31-00, 346-31-14) и в отдел платежных карт Сибирской дирекции ПАО «Межтопэнергобанк» (тел.: 218-65-90).
День первокурсника состоится в НГТУ 29 сентября 29 сентября в Новосибирском государственном техническом университете пройдет День первокурсника. В этот день студенты первого курса всех факультетов НГТУ познакомятся с внеучебными коллективами и организациями университета. С приветственным словом к студентам обратится ректор университета. Затем, после показательных выступлений танцевальных и вокальных студий и спортивных команд первокурсникам будет предложено ознакомиться с внеучебными организациями вуза – Центром научно-технической работы студентов, Центром культуры, Советом старост, музеем НГТУ, Региональным центром трудоустройства и адаптации студентов, поликлиникой, санаторием-профилакторием, Научной библиотекой, центрами языковой подготовки: «Восток-Запад», Немецким центром, Учебным центром «Институт Конфуция» и др. Место проведения: Дворец спорта НГТУ.
Скифские курганы Могилы предков Об отношении скифов к могилам своих предков лучше всего рассказывает эпизод, приведенный Геродотом в «Истории». Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу (Иданфирсу) гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или покориться, признав себя его данником. Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе объясню: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить - тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится…». Скифский царь Идантирс (Иданфирс). Рисунок Торопа С.О. Курганом обычно принято называть надмогильную насыпь из земли или камня, чаще всего полушаровидной формы. Обычай сооружать курганы у скотоводческих племен возник еще в эпоху энеолита и существовал на протяжении всего бронзового века, отражая патриархальный культ, который все время усложнялся. На протяжении веков в расположении курганов существовал один неизменный принцип, который всегда неукоснительно исполнялся: они насыпались в степи, но всегда вблизи источника воды. Сооружение курганов неразрывно связано с культом предков, который занимал заметное место уже в идеологии племен Ямной культуры, иногда называемых в научной литературе «племенами древнеямной культурно-исторической общности» (середина ІІІ - начало ІІ тыс. до н.э.). Умерших они хоронили под курганами, возведение которых требовало усилий большого коллектива. Ряд ученых считают, что степные курганы современного юго-востока Украины следует рассматривать еще и как сложные архитектурные сооружения. Безусловно, курган - это еще и священное место! В ходе археологических исследований было установлено, что на вершинах некоторых курганов со временем стали размещать святилища, что свидетельствует об усложнении идеологических представлений у живших в наших степях скотоводческих племен. Даже сегодня на Никопольщине еще стоят курганы эпохи бронзы, которые, по всей видимости, фиксировали границы родоплеменных территорий. До нашего времени такие сооружения сохранились в районах сел Капуловки и Кирово, города Орджоникидзе и во многих других местах. Возведение самых ранних курганов на нашей земле относится к бронзовому веку, самых поздних - к XIV-XV векам. Среди всех степных курганов своей величиной и богатством погребений выделяются скифские курганы. В IV в. до н.э. скифы, как правило, сооружали курганы в местах своего проживания, в степной зоне, поэтому эти величественные памятники древней истории нашего края нередко также называют «степными пирамидами». Они располагались на высоких водораздельных участках, где со временем возникали целые курганные некрополи (от греческого necropolis - «город мертвых»). Они, как правило, состояли из нескольких больших насыпей и многих курганов среднего и небольшого размеров. Такие могильники принадлежали определенным родовым группам, кочевья которых проходили через эти земли. На Никопольщине, как и в некоторых других местах, выделяют целые курганные группы (например, Капуловка-I, Капуловка-II, Богдановской обогатительной фабрики, шахты № 22 и др.), а территорию, простиравшуюся от современных кварталов города Никополя в направлении сел Алексеевка и Капуловка на многие километры археологи называют Никопольским скифским курганным полем. Скифский курган. Окрестности с. Кирово, Никопольский район Фото: Рудоманова А.Е. На территории Никопольского района скифские курганы часто соседствуют как с сооруженными гораздо раньше них курганами эпохи бронзы, так и с появившимися в гораздо более поздние времена могильниками средневековых кочевников. Все это наводит на мысль о том, что на протяжении целых тысячелетий такие места считались у многих обитавших в наших краях народов священными. Расположение Скифских памятников в районе городов Орджоникидзе и Никополя: Обнаружены погребения V-IV вв. до н.э. Погребения бронзового века и V-IV вв. до н.э. Самым известным из всех скифских священных мест, безусловно, считается ярко и красочно описанная Геродотом земля Геррос - кладбище скифских царей. По описанию «отца истории» она находилась в местности, лежащей до днепровских порогов, где протекала река Герр, и обитал один из подвластных воинственным кочевникам народов, носивших то же название - герры. Еще во второй половине XIX века многие исследователи были уверены в том, что священная земля Геррос находилась на территории современного Никопольского района. На Никопольщине скифские курганы часто соседствуют с курганами бронзового века Фото: Рудоманова А.Е. Фото: Рудоманова А.Е. «Степные пирамиды»
«Степные пирамиды» дают наглядное представление о многогранной жизни и сложной социальной структуре скифского общества. Начиная со второй половины ХІХ века на Никопольщине были исследованы погребения скифских царей, знатных и богатых дружинников, жрецов-энереев, рядовых общинников, бедноты и рабов. Скифский курган. с. Капуловка, Никопольский район Фото: Рудоманова А.Е. На протяжении V-IV вв. до н.э. значительно изменилось устройство гробниц: вместо грунтовых ям стали сооружать подземные помещения - катакомбы, которые состояли из глубокой (более 12 м) входной ямы и боковой погребальной камеры, вход в которую закрывался каменным или деревянным заслоном (иногда даже разобранными колесницами). Скифский курган IV в. до н.э. Подземелье гробницы имело протяженность до 10 м и больше. При возведении больших курганов насыпь сооружали из пластов нарезанного дерна или из илистых вальков и обкладывали по основанию камнями. Самыми величественными были царские курганы, высота которых доходила до 18-22 м.
Погребальные сооружения скифов в Северном Причерноморье (по состоянию на конец ХХ в.) После смерти царя рыли большую четырехугольную могилу, а покойника бальзамировали - извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Умершего царя на траурной колеснице возили по всем подвластным племенам, а скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот, нос, протыкали стрелами левую руку. После похорон над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Скифские курганы на территории Южной Украины и России Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел из княжеских коней и прикрепляли к ним убитых слуг.
Общий план Толстой Могилы. IV в. до н.э. І - центральная гробница; ІІ - воровской лаз; ІІІ - боковая гробница; ІV-VIII - конские могилы и захоронения конюхов; IX - площадка, где происходила тризна; Х - ров; ХІ - каменный кромлех возле центральной гробницы В могилу воинов-мужчин обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), бронзовые панцири, пояса, шлемы. Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана самими скифами, но большинство из них изготовлены греческими мастерами их городов-колоний в Северном Причерноморье, Крыму, и даже в Малой Азии. Скифский царский дружинник Рисунок Торопа С.О. Александропольский курган. Рисунок начала 1860-х гг. Краснокутский курган. Рисунок 1860 г. Когда умирал рядовой скиф, то покойника возили лишь к родным и близким, каждый из которых устраивал поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего происходили похороны. Курганы рядовых скифов - небольшие холмики, внутри которых вырыт колодец с катакомбой - нишей для покойника. Положенное с ним имущество обычно состояло из оружия: лука, колчана со стрелами, копья, дротика и меча. Скиф-общинник Рисунок Торопа С.О. В обнаруженных на территории Никопольского района захоронениях встречаются также амфоры и чернолаковые канфары. В погребениях простых скифских женщин обычно находят небольшое количество украшений: ожерелье из пастовых бус, бронзовые сережки, перстни, браслеты, отдельные недорогие золотые и серебряные украшения, бронзовые зеркала и другие предметы домашнего быта. Не раз на Никопольщине в могилах скифянок находили и оружие - наконечники копий и дротиков, стрел, остатки деревянных щитов и т.д. (см. статью «Скифские воительницы»). В захоронениях простых и знатных скифов нередко находили остатки повозок, на которых умерших доставляли к месту захоронения.
Вещи из погребений простых скифов. Курганная группа Капуловка I. Никопольский район
Сложней всего обстоит дело с поиском погребений скифских жрецов. Вполне возможно, что у последних, в отличии от общепринятого (подкурганного), существовал иной способ захоронения. Например, наземный или надземный. Есть также предположение о том, что жрецов в обычной одежде хоронили отдельно, а предметы культа закапывали в других местах. Не исключено, что жреческим являлось одно из погребений в Александропольском кургане, где в крепиде была устроена специальная каменная оградка, внутри которой находились различные предметы культового назначения, в том числе широко известные навершия с изображением крылатого женского божества. На Никопольщине в одном их скифских курганов (Соболева Могила) в 1991 г. было обнаружено мужское захоронение с веретеном, которое могло принадлежать энерею (анарею) - одному из могущественных жрецов культа Афродиты-Аргимпасы (см. статью «Скифы: происхождение и религия»). Навершие с изображением крылатого женского божества. Александропольский курган
|