Розанов В В 15 страница
"Этот батальон отлично стреляет" - вот дело, вот гиря на мировых весах, перед которой "письма Белинского к Герцену" не важнее "писем к тетеньке его Шпоньки" (у Гоголя). Но посмотрите, в какой позе стоит Белинский с его "письмами" перед этим батальоном, да и не один Белинский, а и благоразумный (теперь) Струве с его статейками, и все "мы", "мы", впрочем, "они", "они", - так как я решительно к этим знаменитым "письмам" не принадлежу. Мне давно становится глубоко противною эта хвастливая и подлая поза, в которой общество корежится перед "низким" правительством, "низость" коего заключается в том одном, что оно одно было занято делом, и делом таких размеров, на какие свиное общество решительно не в силах поднять свой хрюкающий "пятачок" (конец морды). Общество наше именно имело не лицо, а морду, и в нем была не душа, а свиной хрящик, и ни в чем это так не выразилось, как в подлейшем, в подлом из подлых, отношении к своему правительству, которое оно било целый век по лицу за то, что оно не читало "писем Белинского" и не забросило батальоны ради "писем Белинского". 1 В действительности (лат.). Но с "письмами Белинского" и супругой Чернышевского, если бы подобно нам и правительство сыропилось в них, повторяя: Ах, супруга ты супруга, Ах, Небесная моя, то Балканы и остались бы, конечно, Балканами, Сербия была бы деревенькой у ног Австрии, болгарские девушки шли бы в гаремы турок, болгарские мужчины утирали бы слезы и т. д. и т. д. и прочее и прочее. Но сам Струве, САМ, целует пятки и коленки подлому Желябову, считает его "политическим гением", а не хвастунишкой-мужичонком, которого бы по субботам следовало пороть в гимназии, а при неисправлении просто повесить, как чумную крысу с корабля... Что же это такое, что же это за помесь Безумия и Подлости, что когда убили Александра II, который положил же свой Труд и Пот за Балканы, тот же Струве не выдавит из себя ни одной слезинки за Государя, ни одного доброго слова на его могилу, а льстиво и лакейски присюсюкивает у Желябова, снимает с него носки и чешет ему пятки, как крепостная девчонка растопыренному барину... Да, с декабристов и даже с Радищева еще начиная, наше Общество ничего решительно не делало, как писало "письма Шпоньки к своей тетушке", и все эти "Герцены и Белинские" упражнялись в чистописании, гораздо бесполезнейшем и глупейшем, чем Акакий Акакиевич... Сею рукопись писал! И содержание оной не одобрил Петр Зудотешин. Петр Зудотешин. Петр Зудотешин. Вот и все "полные собрания сочинений" Герцена, Белинского и "шестидесятников". Батальон и Элеватор. Но кто его строил? Александр II и Клейнмихель. Да, этот колбасник, которого пришлось взять царям в черный час истории, - потому что собственное общество, потому что сами-то русские все скрылись в "письмо тетеньки к Шпоньке", в обаятельную Natalie, и во весь литературный онанизм. Онанисты - вот настоящее имя для этого общества и этой литературы; онанисты под ватным уездным одеялом, из "уголь-ничков" сшитым, которые потеют и занимаются своими гнусностями, предаваясь фантазиям над раздетой попадьей. О, какие уездные чухломские чумички они, эти наши социал-демократы, все эти знаменитые Марксисты, все эти "Письма Бакунина" и вечно топырящийся ГЕРЦЕН. Чухлома, Вет-луга, пошлая попадья - и не более, не далее. Никому они не нужны. Просто, они - ничего. Эта потная Чухлома проглядела перед своим носом. Александра II и Клейнмихеля, которые создали Эрмитаж, создали Публичную библиотеку, создали Академию художеств, создали как-никак 8 университетов, которые если г...иные, то уж никак не по вине Клейнмихеля и Александра II, которые виновны лишь в том, что не пороли на съезжей профессори-шек, как следовало бы. - Во фрунт, потное отродье, - следовало бы им скомандовать. - Вылезайте из-под одеяла, окачивайтесь студеной водой и пошлите делать С НАМИ историческое дело и освобождения славян и постройки элеваторов. Тут объясняется и какая-то жестокая расправа с славянофилами: - Эх, все это - болтовня, все это - "Птичка Божия не знает"*, когда у нас Ничего нет. Элеваторов нет. Хлеб гниет на корню. Когда немец или японец завтра нас сотрет с лица земли. - В солдаты профессоров! Да, вот команда, которую, хоть ретроспективно, ждешь как манны небесной... Боже мой: целый век тунеядства, и такого хвастливого. В "Былом" о чумных крысах рассказано "20 томов", сколько не бьшо о всей борьбе России с Наполеоном, сколько, конечно, нет о "всех элеваторах" на Руси, ни о Сусанине, ни о всех Иоаннах, которые строили Русь и освободили ее от татар. Поистине цари наши ХIХ века повторяли работу московских первых царей в невозможных условиях хоть построить что-нибудь, хоть сохранить и сберечь что-нибудь. В "невозможных условиях": т. к. когда общество ничего не делает и находит в том свою гордость. Безумие, безумие и безумие; безумное общество. Как объясняется и Аракчеев; как объясняются вспышки лютости в нашем правительстве: - Да что же вы ничего не делаете? Об Аракчееве только и кричат, что он откусил кому-то нос. Ну, положим, откусил, но ведь не осталась от этого "безносой" Россия. Подлецы: да, шляясь по публичным домам, вы не один "нос" потеряли, а 100 носов, 1000 носов, говорят, даже у самого "финансиста" недостает носа, и если бы вовремя Зверь-Аракчеев послал к черту эти бар..., то он - Зверь - сохранил бы 1000 носов, и за 1000 носов можно обменить один откушенный. Нужно ЖЕЛЕЗО. Этим железом и был "Сила Андреевич"*, к которому придираются еще за "Наталью", хотя сам придирающийся профессор лезет к ночи к своей "Парасковье" на кухне тоже под ватное одеяло. И вообще это (любовницы) мировое и общее, а не "свойство Аракчеева". Да ОДИН Аракчеев есть гораздо более значущая и более ТВОРЧЕСКАЯ, а следовательно, даже и более ЛИБЕРАЛЬНАЯ ("движение ВПЕРЕД") личность, чем все ничтожества из 20-ти томов "Былого", с Михайловым - "дворником" и Тригони и всеми романами и сказками "взрыва в Зимнем дворце". "Колокол" Гауптмана - в него звонит Аракчеев, а не Тригони; Шиллер и Шекспир - писали об Аракчееве, а вовсе не о Желябове. Поэзия-то, философия-то русской истории, ее святое место - и находится под ногами... ...страшно и слезно сказать, но как не выговорить, взирая на целый Балканский полуостров, на ВОЗРОЖДЕНИЕ 18-ти миллионов народа, что ...эта святая земля нашей России - под ногами, скажем ужасное слово, просто КЛЕЙНМИХЕЛЯ. Да. Лютеранина и немца. Чиновника, чинодрала. Узкой душонки, которая умела только повиноваться. Но она повиновалась, безропотно и идиотично, безропотно, как летящий в небесах ангел, ЦАРЮ, который один и сделал все. Вот вам ответ на "Историю русской литературы". (за статьей Струве о Балканах*, декабрь). * * * Благодари каждый миг бытия и каждый миг бытия увековечивай. (почему пишу "Уедин.") Смысл - не в Вечном; смысл в Мгновениях. Мгновения-то и вечны, а Вечное - только "обстановка" для них. Квартира для жильца. Мгновение - жилец, мгновения - "я", Солнце. * * * Мир живет великими заворожениями. Мир вообще есть ворожба. И "круги" истории, и эпициклы планет. * * * Бог охоч к миру. А мир охоч к Богу. Вот религия и молитвы. Мир "причесывается" перед Богом, а Бог говорит ("Бытие", I): "Как это - хорошо". И каждая вещь, и каждый день. Немножко и мир "ворожит" Бога: и отдал Сына своего Единородного за мир. Вот тайна. Ах, не холодеет, не холодеет еще мир. Это - только кажется. Горячность - сущность его, любовь есть сущность его. И смуглый цвет. И пышущие щеки. И перси мира. И тайны лона его. И маленький Розанов, где-то закутавшийся в его персях. И вечно сосущий из них молоко. И люблю я этот сосок мира, смуглый и благовонный, с чуть-чуть волосами вкруг. И держат мои ладони упругие груди, и далеким знанием знает Гла-визна мира обо мне, и бережет меня. И дает мне молоко, и в нем мудрость и огонь. Потому-то я люблю Бога. (24-го декабря 1912, у мамы в клинике). КОММЕНТАРИИ ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ Короб второй и последний Печатается по кн.: Розанов В. Опавшие листья. Короб 2-й. Пг.: Суворин, 1915. Восстановлены цензурные пропуски. В "Книжной летописи" 1 августа 1915 г. сообщалось о выходе книги тиражом 2450 экз. В письме Э. Голлербаху 7 июня 1918 г. Розанов, готовивший продолжение "Опавших листьев", пишет: "Вы знаете, что мое "Уед." и "On. л." в значительной степени сформированы под намерением начать литературу с другого конца: вот с конца этого уединенного, уединения, "сердца" и "своей думки" (Письма В. В. Розанова к Э. Голлербаху. Берлин, 1922. С. 41). Позднее, в августе 1918 г., он писал: "В "Опав, листьях" я дал в сущности "всего себя"" (Там же. С. 53). В прижизненном издании каждая запись второго короба "Опавших листьев" напечатана не с новой страницы, как в первом коробе, а подряд, причем записи отделялись друг от друга графической заставкой. *...отступаю от прежней формы... - В "Уединенном" (СПб., 1912) и в первом коробе "Опавших листьев" (СПб., 1913) каждая мысль была напечатана с новой страницы. *...девочка на вокзале... - Запись в "Уединенном": "Недодашь чего - и в душе тоска. Даже если недодашь подарок (Девочка на вокзале, Киев, которой хотел подарить карандаш-"вста-вочку"; но промедлил, и она с бабушкою ушла). А девочка та вернулась, и я подарил ей карандаш. Никогда не видала, и едва мог объяснить, что за "чудо". Как хорошо ей и мне". *...вентилятор - Запись в "Уединенном": "Томительно, но не грубо свистит вентилятор в коридорчике: я заплакал (почти): "Да вот чтобы слушать его - я хочу еще жить, а главное друг должен жить". Потом мысль: "Неужели он (друг) на том свете не услышит вентилятора"; и жажда бессмертия так схватила меня за волосы, что я чуть не присел на пол". * Религиозно-философское собрание - организовано в Петербурге в ноябре 1901 г. Среди его учредителей были Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, Розанов и другие. В январе 1914 г. Розанов был осужден на заседании Религиозно-философского общества за свои выступления в печати, а в феврале того же года подал заявление о выходе из него (Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества. Пг., 1914. Вып. 4). *..."друг" - Так Розанов называет в этой книге свою вторую жену Варвару Дмитриевну (урожд. Руднева, 1864-1923), брак с которой был "незаконный" с точки зрения церкви, поскольку в 1880 г. о'н венчался первым браком с А. П. Сусловой, которая, покинув его в 1886 г., не давала ему развода, и Розанов был вынужден подавать прошение на высочайшее имя царя, чтобы узаконить своих детей от брака с В. Д. Рудневой, венчание с которой 5 мая 1891 г. было тайным. *"Ты тронь кожу его"... - Библия. Книга Иова, II. 4-5. *..."крестом или камилавкой"1... - Вместо этих слов в предварительной публикации "Смертное" (СПб., 1913, домашнее издание в 60 экземпляров) читаем: "Набедренником и какие еще им там полагаются "прибавки к благодати" и в сущности и в "благодатном расположении начальства"". *Устьинский Александр Петрович (1854-1922) - священник в Новгороде, с которым Розанов переписывался в 1903-1918 гг. Церковный суд счел эту переписку не подобающей сану священника и потребовал ее прекращения. Устьинский был сослан в Хутынский монастырь на покаяние. *...кому стать "на коврик". - Розанов, очевидно, вспоминает слова К. Н. Леонтьева, писавшего 24 мая 1891 г. в связи с известием о женитьбе Розанова: "Прошу вас, какова бы ни бьша ваша невеста, - станьте первый на коврик... Если она кроткая, ей это понравится, если вспыльчивая, тем нужнее это" (Русский вестник. 1903. №5. С. 157). *Балалайкин - персонаж в произведениях Салтыкова-Щедрина "В среде умеренности и аккуратности", "Современная идиллия", "Письма к тетеньке", "За рубежом", "Сказки" - адвокат, молодой человек с "томно-самодовольным выражением лица". *... арестовали "Уедин."... - Книга Розанова вышла в марте 1912 г., но была 6 марта конфискована цензурой за "порнографию" и в продажу поступила в мае (Утро России. 1912. 13 мая). Об этом Розанов писал в статье: Тема и Боккачио, и Сократа (О цензуре) // Новое время. 1912. 1 мая. № 12979. * Совет Страхова... - Личное знакомство Розанова с Н. Н. Страховым (1828-1896) состоялось весной 1889 г. История их взаимоотношений нашла отражение в кн.: Розанов В. В. Литературные изгнанники. СПб., 1913. Т. 1 (Н. Н. Страхов и Ю. Н. Говоруха- Отрок). * Обреченные на смерть тебя приветствуют - слова, которыми идущие на битву гладиаторы приветствовали римского императора Клавдия (10 до н. э. 54 н. э.). Выражение встречается у Светония в "Жизни двенадцати цезарей". *"И вот, в XXIстолетии..." - Розанов дает свой пересказ мыслей Достоевского из его письма Страхову 18 (30) мая 1871 г. в связи с Парижской коммуной. *Процесс Бутурлина. - За отравление офицера гвардейского полка В. Д. Бутурлина, скончавшегося 11 мая 1910 г., граф П. П. О'Бриен де Ланей и доктор В. К. Панченко были приговорены к каторге на процессе, проходившем в январе-феврале 1911 г. (Дело об отравлении В. Д. Бутурлина. М., 1911). * Измайлов (критик)... - Александр Алексеевич Измайлов (1873-1921) под псевдонимом Аякс опубликовал в "Биржевых ведомостях" (1912. 21 ноября. №13260) статью к 30-летию литературной деятельности Розанова. *Начал "переживать" Метерлинка... - Речь идет о его книге "Сокровища смирённых", как свидетельствовал сам Розанов в книге: Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. СПб., 1913. С. 169. Розановым написано послесловие в книге: Метерлинк М. Соч., В 3 т. СПб., Пирожков, 1907>. С. 345-350. * Тогда пойдут иные речи... - перефразировка строки из басни Крылова "Квартет" (1811): "Тогда пойдет уж музыка не та". *..."всемирная скука"... - Первая глава книги Розанова "Когда начальство ушло... 1905-1906гг." (СПб. 1910) называется "Всемирная скука". *Савва в рассказе Максима Горького... - Очевидно, речь идет о драме Л. Андреева "Савва" (1906). Прототипом Саввы послужил изобретатель-самоучка Уфимцев, который пытался в знак протеста против религии взорвать икону Курской богоматери. *"Политики" стали пятой на горло... - Теме безнравственности политики в современном мире посвящены многие статьи Розанова, в частности об убийстве П. А. Столыпина (Перед гробом Столыпина//Новое время. 1911. 1 октября. №12771). *Прекрасно "начинались" папы... - С V в. римские епископы присвоили себе название "папа". Лев I (папа в 440-461), когда гунны во главе с Атилой в 452 г. подошли к Риму, был послан с дарами, чтобы удержать завоевателей от разграбления "вечного города". По преданию, его красноречие спасло Рим от гуннов. *...нападение на меня Струве... - В статье "Большой писатель с органическим пороком" (Русская мысль. 1910. №11. Отд. 2. С. 138-146) П. Б. Струве писал: "Розанов не то что безнравственный писатель, он органически безнравственная и безбожная натура". *К новому влечет душа - начало "Метаморфоз" Овидия. *"Мы же в руках Божиих..." - Библия. Книга Иова. XXVII, 11...."да будет благословенно имя Господне..." - Там же, I, 21. *Рахиль - в Библии дочь Лавана, жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина. Лия - старшая дочь Лавана, первая жена Иакова. *Шуточки Тургенева над религией... - Розанов писал: "Страшно то, что нет ничего страшного", - сказал грустный Тургенев: он просмотрел в себе то, о чем тосковал... Не есть ли это темное ведение - ужасная тайна, гораздо более ужасная, чем все пугающие фокусы "Песни торжествующей любви", коими, в предвидении незримой ночи, он играл под старость!" (Религия и культура. СПб., 1899. С. 242). В статье "Из судеб русской литературы и общественности" Розанов замечает о Тургеневе: "Ему невозможно было не стать скептиком: но самый скептицизм его - как тепло он выражен в "Довольно" и в "Призраках"! Историк сказал бы: "Уж если отрекаться от Бога, то - с Тургеневым" (Новое время. 1914. 2 мая. № 13698). *Даже - "Индия" есть. - "Копейкин мой встащился кое-как с своей деревяшкой в приемную, прижался там в уголку себе, чтобы не толкнуть локтем, можете себе представить, какую-нибудь Америку или Индию раззолоченную, понимаете, фарфоровую вазу эдакую" ("Повесть о капитане Копейкине" в X главе "Мертвых душ" Гоголя). *Вдова Сарепты Сидонского - Библия. Третья книга Царств, XVII, 9-16. *Иов "до несчастия" - библейский образ долготерпения среди обрушившихся на некогда богатого и счастливого человека несчастий. *"ее же не прейдеши"... - Библия. Книга Иова, XXXVIII, 11. * Бывало... -- Вместо строчек отточия в предварительной публикации (Смертное. СПб., 1913. С. 52) рассказывается о Шуре, дочери жены Розанова от ее первого брака (Александра Михайловна Бутягина, 1883-1920). *...идя из Окруж. Суда - об "Уед.": затмение солнца. - Затмение солнца в Петербурге происходило 17 апреля 1912г. (4 апреля старого стиля). *...полемика со Слонимским... - Статья Н. К. Михайловского "Страшен сон, да милостив Бог (Несколько слов Л. Слонимскому)", появившаяся впервые в журнале "Русская мысль" (1889. № 3, 5 и 6), вошла в 10-й том Полного собрания сочинений Михайловского (СПб., 1913. С. 97-186). *"Русское слово" - ежедневная газета, выходившая в Москве в 1895-1917 гг., где под псевдонимом В. Варварин печатался Розанов. Баян - псевдоним публициста Александра Степановича Рославлева (1879-1920). *Поэт Майков (An. Н.) смиренно ездил в конке. - А. Ремизов приводит рассказ Розанова о нелегких годах его службы в Государственном контроле: "Едешь, бывало, на конке наверху. А Вл. С. Соловьев в коляске катит. Нет, вы этого никогда не поймете, никогда, никогда!" (Ремизов А. Кукха. Розановы письма. Нью-Йорк: Серебряный век, 1978. С. 33). *...ругают Шварца. - Сенатор, член Государственного совета А. Н. Шварц, о неблаговидных поступках которого Розанову писал в 1911 г. основатель и первый директор Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) И. В. Цветаев. *..."печной горшок"... - "Печной горшок тебе дороже: ты пищу в нем себе варишь" (Пушкин. Поэт и толпа). *"Кормчая" (Кормчая книга) - сборник церковных законов. Когда Муравьев... - Речь идет о книге Андрея Николаевича Муравьева (1806-1874), русского религиозного писателя, "Путешествие ко святым местам в 1830 году" (СПб., 1832), выдержавшей восемь изданий. *...смерти Вольтера. - Вольтер умер 30 мая 1778 г. Церковники, не добившись от него полного отречения от его "безбожия", запретили хоронить его. Аббат Миньо, племянник писателя, ночью 31 мая усадил мертвого Вольтера в карету и через 12 часов бешеной скачки доставил в аббатство Сельер в Шампани, где и захоронил. *Литературный фонд (Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым) - основан в Петербурге в 1850 г. и выступал в поддержку демократических писателей, в частности М. Горького. *Это Федька каторжник... - Имеются в виду разговоры Ставрогина и Федьки Каторжника в "Бесах" Достоевского (Ч. II. Гл. 2. 1 и 4). *"Семейный вопрос в России" (1903) - двухтомный сборник статей Розанова о браке, семье и разводе (рец. Евг. Иванова в "Новом пути". 1904. № 7). *" Сумерки просвещения" (1899) - сборник статей Розанова по вопросам образования, о гимназической рутине (первоначально печатались в журн.: Русский вестник. 1893. № 1-6). *"Трейхмюллер". - Имеется в виду немецкий философ Густав Тейхмюллер (1832-1888). *К вопросу о диакониссах. - В декабре 1911 г. Синод учредил в Москве орден диаконисе. Епископ Гермоген (1858-1919) высказался против, находя этот орден неканоничным, о чем Розанов писал в статье "Посещение преосвященного Гермогена" (Новое время, 1912. 22 января. № 12882). *Вставай, подымайся, рабочий народ... - К. Ж. Руже де Лиль. Марсельеза (1792). *...у вашей супруги - В Алфавитном перечне, составленном Розановым, указано, что речь идет о Г. С. Петрове. *...Берг вычеркнул... - редактор журнала "Русский вестник" Федор Николаевич Берг (1840-1909). В первом полугодии 1893 г. в журнале печаталась серия статей Розанова "Сумерки просвещения". *...Алькивиад, отрубивший хвост у дорогой собаки... - "У Ал-кивиада была собака, удивительно красивая, которая обошлась ему в семьдесят мин, и он приказал отрубить ей хвост, служивший животному главным украшением. Друзья... рассказывали Алкивиаду, что все жалеют собаку и бранят хозяина, но тот лишь улыбнулся в ответ и сказал: "Что ж, все складывается так, как я хочу. А хочу я, чтобы афиняне болтали именно об этом, - иначе как бы они не сказали обо мне чего-нибудь похуже!" (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1. С. 277). * Буди! Буди! - название главы в "Братьях Карамазовых" Достоевского (ср. Евангелие от Матфея, XXIV, 34). * "Такой книге нельзя быть"... - 3. Гиппиус писала (под псевдонимом А. Крайний) в рецензии на книгу Розанова "Уединенное": "Нельзя! нельзя! не должно этой книге быть!" (Русская мысль. 1912. №3. Отд. 3. С. 29). *"О древней культуре тарентийцев". - Имеется в виду латинская книга: Lorentz R. De civitate veterum Tarentinorum. Lipsiae, 1833. *"Встань, спящий" - еженедельная газета, выходившая в Тифлисе с апреля по июль 1906 г. под редакцией священника И. П. Брихничева (у Розанова Брихинчев). Издание было приостановлено генерал-губернатором на время действия военного положения. Выходила также под названиями: "Ходите в свете", "Встань и иди", "Вы еще спите?", "Духа не угашайте" и др. *...(в своих изданиях) П. П. Перцов... - В 1899 г. П. П. Перцов выпустил три книги статей Розанова: "Литературные очерки", "Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования", "Религия и культура", а в 1900 г. его книгу "Природа и история. Сборник статей по вопросам науки, истории и философии". *...я вторично вступил в литературу в 1889 году... - В этом году в печати появились первые статьи Розанова: "Вопрос о происхождении организмов" (Русский вестник. 1889. № 5. С. 311-316; перепечатано в книге "Природа и история"); "Органический процесс и механическая причинность" (ЖМНП. 1889. № 5; перепечатано под названием "Вопрос о происхождении организмов" в книге "Природа и история"); "Отречение дарвиниста" (Московские ведомости. 1889. 21 октября. № 291). *Jean Chrisostome. - Иоанн Златоуст (344/354-407) константинопольский патриарх, идеолог восточнохристианской церкви. Приведенные стихи - из поэмы А. К. Толстого "Грешница" (1858), где речь идет об апостоле Иоанне-евангелисте. *Взрыв дачи Столыпина. - 12 августа 1906 г. было произведено покушение на председателя Совета министров П. А. Столыпина: на его даче на Аптекарском острове в Петербурге взорвана бомба (более 20 человек убито, 30 ранено, в том числе дети Столыпина, сам он остался невредим). *Убийство Сипягина. - Министр внутренних дел Д. С. Сипя-гин (1853-1902) проводил карательные меры против рабочего, крестьянского и студенческого движения. Смертельно ранен в Мариинском дворце эсером С. В. Балмашевым. *Когда Надежда Романовна уже умирала... - Сотрудница религиозного журнала "Паломник" Н. Р. Щербова умерла в Петербурге 12 мая 1911 г. в возрасте 40 лет. Розанов написал некролог "Невидимые хранители церкви (Памяти Н. Р. Щербовой)" (Новое время. 1911. 17 мая. № 12635). В "Опавших листьях" дан портрет ее. ""Оправдание добра" (1897) - трактат Вл. С. Соловьева, имеющий подзаголовок "Нравственная философия" (Собр. соч. СПб., 1911. Т. 8). *"Никого нет, кто вошел бы к нам..." - Библия. Бытие, XIX, 31-32. *Афонъка - славянофил Афанасий Васильевич Васильев (1851 - 1917), под непосредственным начальством которого Розанов служил в 1893- 1899 гг. в Государственном контроле. *Тертий - писатель-славянофил Тертий Иванович Филиппов (1825-1899), под началом которого Розанов работал в Государственном контроле. *Печальный и пр. и пр. - начало "Демона" Лермонтова. *"демонизм в Р.". - Речь идет о статье Волжского (А. С. Глинка) "Мистический пантеизм В. В. Розанова", появившейся в журналах "Новый путь" (1904. № 12) и "Вопросы жизни" (1905. № 1-3) и в др. изданиях. *...обо мне писали Мережковский, Волжский, Закржевский... у Чуковского... о давлении крови, о температуре, о множестве сердец... Мережковский Д. С. Мистический хулиган//Мережковский Д. С. В тихом омуте. СПб., 1908. С. 239-256; Волжский С.Х Мистический пантеизм В. В. Розанова// Новый путь. 1904. № 12 и Вопросы жизни. 1905. № 1-3 (то же в его книге: Из мира литературных исканий. СПб., 1906. С. 229-402); Закржевский А. Карамазовщина: Психологические параллели. Киев, 1912. С. 6-94; Закржевский А Религия: Психологические параллели. СПб., 1913. С. 266-301; Мережковский Д. С. Розанов // Русское слово. 1913. 1 июня. № 125 (то же в его книге: Было и будет. СПб., 1915. С. 219-236). К. И. Чуковский в "Открытом письме В. В. Розанову" (Речь. 1910. 24 октября; то же в его кн.: Книга о современных писателях. СПб., 1914. С. 168-180) писал: "Я читал Ваши прежние книги. В них как будто не одно, а тысяча сердец, и каждое полно каким-то горячим вином, в каждом - этот изумительный "зеленый шум, весенний шум"... Есть у Вас такие страницы, к которым, кажется, если приложишь руку, то почувствуешь теплоту и биение крови". *...деревянные попы... над которым все смеялись... - Вместо этой части в тексте книги восемь строк отточия. Восстановлено по предварительной публикации в книге "Смертное". *...брошенный - без моей вины. - Первая жена оставила Розанова в 1886 г. *...при умирании третьего. - Речь идет о смерти учителя И. Ф. Петропавловского в марте 1888 г., у гроба которого произошло знакомство Розанова с его будущей женой В. Д. Бутяги-ной (Петропавловский снимал комнату в доме ее матери). *Та же судьба... "яблоко очень просто падает на землю" от того-то. - Вместо этого отрывка в тексте восемь строк отточия. Восстановлено по книге "Смертное". *...именно оттого, что вы "отец" и "дочка"... > "Как все". - Вместо этого отрывка в тексте пять строк отточия. Восстановлено по книге "Смертное". *И вышли...в 1896 или 1897 году. - Эта заключительная часть пропущена в тексте. Восстановлено по книге "Смертное". *"Графиня-Преступница". - Шерлок Холмс. Вып. 19. Графиня-преступница. 2-е изд. Пг.: Развлечение. 1915. С. 48. * "Только одна капля чернил". - Из тайных документов знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Вып. 2. Только одна капля чернил. СПб.: Гаупт, 1908. С. 32. *"Люди лунного света". - Так называет Розанов в одноименной книге (1911) людей с сексуальными отклонениями. ""Русское богатство" - журнал, выходивший в Петербурге в 1876-1918 гг. Издателем его был В. Г. Короленко, в числе активных сотрудников - публицист А. В. Пешехонов (1867-1933). Власти приостанавливали журнал в 1906 и 1914 гг. *"Письмо-души-Тряпичкина". - Имеется в виду адресат Хлестакова в "Ревизоре" Гоголя. *Благосветлов с "Делом" не был гоним, а Аксаков с "Парусом" и "Днем" гоним был. - Революционный демократ Г. Е. Благосветлов (1824-1880) редактировал демократический журнал "Дело" в 1866-1880 гг., статьи в котором постоянно запрещались предварительной цензурой (в отличие от других петербургских журналов, "Дело" издавалось под предварительной цензурой). Славянофильская газета И. С. Аксакова "Парус" выходила в Москве в январе 1859 г. и была запрещена после второго номера. Славянофильская еженедельная газета И. С. Аксакова "День" выходила в Москве в 1861 - 1865 гг.; в июле 1862 г. за отказ назвать автора корреспонденции о беспорядках в Остзейском крае (в № 31) Аксаков был отстранен от редактирования и выпуск газеты приостановлен на два месяца. *Куприн, описывая "вовсю" публд... - Имеется в виду повесть А. И. Куприна "Яма" (1909-1915, ч. 1-2). О ней Розанов написал статью "Куприн" (Новое время. 1909. 26 ноября. № 12109). *...Розанов, заплакавший от страха могилы... - Запись в книге "Уединенное": "Могила... знаете ли вы, что смысл ее победит целую цивилизацию... Т. е. вот равнина... поле... ничего нет, никого нет... И этот горбик земли, под которым зарыт человек. И эти два слова: "зарыт человек", "человек умер", своим потрясающим смыслом, своим великим смыслом, стонающим... преодолевают всю планету, - и важнее "Иловайского с Атиллами". Те все топтались... Но "человек умер", и мы даже не знаем - кто: это до того ужасно слезно, отчаянно... что вся цивилизация в уме точно перевертывается, и мы не хотим "Атиллы и Иловайского", а только сесть на горбик (+) и выть на нем униженно, собакою... О, вот где гордость проходит. Проклятое свойство. Не даром я всегда так ненавидел тебя".
|