Студопедия — ТРИТОНОВЫЕ ЗАМЕНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТРИТОНОВЫЕ ЗАМЕНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ






1. Вычислить молярные массы эквивалентов следующих элементов:

а) магния, если известно, что при нагревании одного моль его в токе кислорода, масса увеличилась на 66.7%. Ответ: 11.9 г/моль;

б) олова, если при нагревании 0.9185 г его в токе кислорода образуется 1.166 г оксида олова. Ответ: 29.68 г/моль.

2. Определить молярную массу эквивалента элемента, если при восстановлении 1.3 г оксида этого элемента алюминием получилось 1.02г оксида алюминия, содержащего 47% кислорода. Ответ: 13.66г/моль.

3. Написать формулу соединения сурьмы с серой, если известно, что молярная масса атомов сурьмы равна 121.8 г/моль, эквивалентная масса ее - 40.6 г/моль, молярная масса атомов серы равна 32 г/моль, эквивалентная масса - 16 г/моль.

4. Определить молярные массы эквивалентов и факторы эквивалентности кислот и оснований в следующих реакциях:

а) HNO3 + Bi(OH)3 = Bi(0H)2NO3 + Н2O;

б) H2S + NaOH = NaHS + Н2O;

в) 3H2SO4 + 2А1(ОН)3 = Al(SO4)3 + 6H2O;

г) Н3РO4 + Са(ОН)2 = СаНРO4 + 2Н2O;

д) 2HCl + Bi(ОН)3 = ВiOНСl2 + Н20.

5. Вычислить молярную массу эквивалента и фактор эквивалентности хромата калия К2СrO4 как окислителя, если К2СrO4 восстанавливается до КСrO2.

6. Определить молярную массу эквивалента металла, если 0.34*10-3 кг его вытесняют из кислоты 56.94*10-6 м3 водорода при температуре 0°С и давлении 94643 Па. Ответ: 67.8 г/моль.

7. Определить молярную массу эквивалента металла в следующих соединениях:

Мn2O7, Мg2P2O7, Сr2O3, Ва(ОН)2, Аl2(SO4)3 * 18Н2O, Сa3(РO4)2, Аg2O, FeSO4 • 7H2O, СrРО4.

8. Чему равен эквивалентный объем кислорода?

 

ТРИТОНОВЫЕ ЗАМЕНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ

 

Тритоновой заменой мы называем замещение данной гармонии (обычно в виде мажорного септаккорда) другой — включающей те же звуки тритона (терция и септима), имеющей ту же самую функ­цию и ту же (либо весьма сходную) аккордовую структуру. Принцип тритоновой функциональной замены своим происхождением обязан в первую очередь альтерации. Возведение принципа в систему отношений всюду порождает возможность тритоновых замен, приводит к образованию функциональных дуб­лей (то есть гармоний-антиподов, исполняющих ту же функцию, но с основным тоном, отстоящим на тритон); в конечном счете возника­ет стремление к сплошному тритоновому самодублированию функ­циональных отношений системы (пример 248).

 

Если функциональный дубль есть полноправное замещение ис­ходной функции, то соответствующие аккорды-антиподы могут бес­препятственно подменять друг друга в любых комбинациях. При этом первичный коренной шаг фундаментных основных тонов — нижнеквинтовый (D-T) — совершенно логично подменяется ниж­неполутоновым. Тем самым намечается принципиальная реоргани­зация самых коренных основ тональной системы — как основан­ной на квинтовой связи.

Само собой разумеется, что раз в качестве «инверсии» автентического шага (D-T) широко применим и плагальный шаг (S-T), то вполне закономерно и «возвратное», восходящее движение по полу­тонам вверх.

Приведем таблицу функциональных дублей (пример 249).

 

Следующий отрывок (из репризы ноктюрна Грига) примечателен тем, что в одном пассаже хроматический ряд сначала идет вниз по квинтам, а затем происходит тритоновая замена, превращающая хроматический квинтовый ряд в полутоновый (историческая эволю­ция сложилась в гармоническую структуру).

 

Э. Григ, Ноктюрн (редукция)

[Andante]

[Весь ход — пролонгация хроматически развернутого D7.] Схема квинтово-полутонового хода основных тонов:

Таблица 15

 

Такты                
Аккорды         5 6 7 8 9 10 11 12 13 = 1
Квинты G С F B Es (As) Des (Ges =Fis) H (E) A (D) G
Полу­тоны G Ges F Fes Es D Des С H B A As G
Три­тоновые замены    
                 

 

 


Пример показывает процесс реорганизации и упрощения струк­туры тональной системы (просто аккорды типа 4.6 на каждом звуке хроматической гаммы). (См. также: Шуберт, симфония h-moll, II часть, такты 13-15 — вместо D9>5>1 получается хроматический ход основных тонов VI-нVI6<-V.)

При мелодической фигурации дублей в сферу главной тонально­сти втягиваются ладомелодические элементы тех тональностей, в число диатонических гармоний которых входят тритоновые дубли. Так, в примере 251, в такте 2 трезвучие es-moll, являющееся частью (верх­ним слоем) нонаккорда нVI6< (аккорда «сексты Чайковского», ), естественно привлекает ладовый звукоряд мелодического es-moll и включает его в контекст C-dur (без функционального дублирования это было бы трезвучие a-moll, диатонически самое близкое к тонике; ср. с примером 217А, такт 2).

Интересно, что такого рода дублирование и расщепление функции как бы предопределено самой природой звукового материала, которая заключается в пропуске — в высшей степени нелогичном! — одного изприродных интервалов. Речь идет о пресловутом 7-м тоне нату­рального звукоряда, идущем сразу же вслед за отношениями 5: 4 и 6:5, которые вместе с опорной квинтой 3: 2 дают оба ЦЭ всей то­нально-функциональной системы. Высшая степень нелогичности — в мотивировкеисключения натурального тона (притом представляю­щего собой ближайшеебудущее поступательного движения звукового сознания по пути последовательного овладения все более сложными

С. Рахманинов. «Алеко» (редукция)


звукоотношениями): оказывается 7-й тон фальшив, он на 31,2 цента, то есть почти на треть полутона, ниже темперированной малой септи­мы. Но это то же самое, что назвать «фальшивой» саму природу. Какими бы практическими соображениями ни оправдывалось исклю­чение 7-го тона природного звукоряда, никогда никакой натуральный тон не может быть признан фальшивым, не соответствующим природе.

И если очевидно, что натуральные звукоотношения — пусть даже они в темперированной системе и вовсе никогда не звучат — все равно живут в нашем слышании музыки (вспомним хотя бы никогда не устранимую из верного, то есть из верного природе, слышания разницу в восприятии реально не звучащей коммы с-е и his-e), если в человеческом сознании никогда и никакими мерами нельзя устра­нить или запутать чувство звуковой природы, то есть чувство нату­ральных интервалов (в том числе и ощущение эстетически удовлет­воряющей нас нормальности, истинности, верности 7-го тона), то невозможно представить себе, чтобы эта проблема музыкальной при­роды, проблема столь же важная и неизбежная, как в свое время проблема натуральных терций 5: 4 и 6: 5, не оказывала бы мощно­го воздействия на гармонию этой стадии развития, после трезвучия.

Немало фактов сразу выстраиваются в ряд:

♦ опыт окончания мажорной пьесы трезвучием с натуральной сеп­тимой (см. прелюдию F-dur Шопена);

♦ тенденция располагать аккорды по натуральному звукоряду (см., например, кульминационную гармонию, сладостное зами­рание на «третьей доминанте», VI7< в побочной теме 1-й баллады Шопена), именно в эпоху после венских классиков с их пробле­мой строго трезвучного ядра тональности;

♦ «натуральные» малые септимы в музыке XX в. (в джазе, у Де­бюсси, Равеля, Бартока, Стравинского, Штокхаузена и др.);

♦ стремление пополнить 4-м звуком аккорд именно на том месте, где 7-й тон оказывается ниже, чем квинто-терцовая малая септи­ма, но выше, чем такая же большая секста; малая 7 и большая 6 — первые и самые частые из аккордовых диссонансов (если уж нельзя точно поставить 7-й тон, то тогда уж по возможности близко к тому месту, где он должен быть), причем септима тянет вниз, а секста — вверх.

Если предположить, что послеклассическое (от Шопена) ощуще­ние аккорда во многом предопределяется бессознательным представ­лением 7-го тона натурального звукоряда, то какие природой инду­цируемые следствия в отношении основного тона это вызовет?

Седьмой тон дает два тритона: 7: 5 и 10: 7. Эти отношения примерно равноправны («5» и «10» октавно тожде­ственны) и при одном и том же тритоне предполагают два натураль­ных основных тона, что и представляет собой модель функциональ­ных дублей.

Принцип функциональных дублей наиболее наглядно можно пред­ставить при наличии двух звуков тритона в аккордах, указывающих на основные тоны в шестиполутоновом отношении антиподов. Но некоторые тритоновые последования позволяют предположить иног­да и другие условия. Так, ход V-нII6< может совпадать с местным функциональным тритоново-противоположным значением:

Центральные основные тоны: V-нIIв<

Местные связи: нII-V7

См., например, оборот V-нII6< во 2-м концерте Рахманинова (I часть, такты 34-35), дающий некоторое ощущение смены функ­ции (?!) по типу Sn-D7.

Сходный случай — в финале 4-й симфонии Чайковского (заклю­чительная партия).







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1086. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия