Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧАСТЬ I





ОЛЬГА ЕРВАНДОВНА ГАЙБАРЯН

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

 

Ростов-на-Дону

 

 

Рецензенты:

преподаватель кафедры русской литературы ЮФУ

кандидат филологических наук

Рослый Александр Сергеевич

доцент кафедры теории и истории

мировой литературы ЮФУ

Садовская Ирина Геннадьевна

 

 

Гайбарян Ольга Ервандовна

Забабурова Нина Владимировна

Зарубежная литература зрелого средневековья.

Часть I. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. – 214 с.

 

 

Учебное пособие по зарубежной литературе зрелого средневековья посвящено одной из наиболее интересных и мало доступных широкому читателю эпох в истории западноевропейской литературы – периоду зрелого, или так называемого Высокого, средневековья, охватывающему XI – XIII века.

Данное пособие, подготовленное преподавателями факультета филологии и журналистики Южного федерального университета, включает отрывки из наиболее значительных текстов и историко-литературный комментарий и охватывает материал немецкой, английской, французской и испанской литературы.

Основные разделы пособия посвящены главным литературным потокам средневековой словесности, включающим латинскую и куртуазную литературу. Внутри разделов материал располагается по жанрам. Наиболее значительные авторы представлены особо. В конце пособия имеется список рекомендуемой литературы для более углубленного изучения соответствующих разделов. В состав пособия включены наиболее труднодоступные тексты, многие из них представлены во фрагментах (исторические хроники, куртуазные романы). Данное учебное пособие может использоваться при изучении зарубежной литературы в гуманитарных вузах, в лицеях, гимназиях и школах, а также адресовано всем, кто проявляет интерес к проблемам мировой культуры. В пособие включены контрольные вопросы для самоконтроля и темы рефератов.

 

 

Введение

 

Цель данного пособия – расширить литературоведческие и культурологические знания студентов при изучении литературы зрелого средневековья

Задачи учебно-методического характера:

- интенсифицировать самостоятельную работу студентов над учебным курсом

- дать студентам представление о развитии литературы зрелого

Средневековья.

- ознакомить студентов с труднодоступными литературными источниками, изданными лишь в последние годы, в том числе с памятниками средневековой латинской литературы.

- предоставить студентам возможность самоконтроля при работе над курсом.

 

Эпоха зрелого средневековья охватывает в Европе XI – XIII века. К этому времени окончательно складываются социально-политические и духовно-идеологические формы феодальной жизни, формируются основные классы феодального общества (феодалы, духовенство и так называемое «третье сословие», куда входили крестьяне, ремесленники, торговцы, а также в большинстве своем новое городское население).

Если в период раннего средневековья основным письменным языком оставалась латынь, то в этот период происходит формирование литературы на национальных языках и впервые начинает возникать чувство национальной культурной общности.

К основным культурным центрам, традиционным для средневековья, – «замок» и «церковь» – прибавляется еще один, заново возникающий и впоследствии оказавший огромное влияние на культуру европейского Возрождения – город.

Благодаря свойственной средневековью классово-сословной поляризации в литературе выделяются отдельные литературные направления, или потоки. Хотя они между собой взаимодействовали, развивались они тем не менее достаточно изолированно, придерживаясь собственных культурно-эстетических норм, системы жанров.

Светская литература на национальных языках формируется под влиянием национальных фольклорных традиций, что сказывается и в системе жанров (лирические жанры, эпические поэмы, животный эпос) и в образности, и в проблематике.

Наиболее наглядно эту связь воплощают народно-героические поэмы средневековья: некоторые (прежде всего «Песнь о Нибелунгах») прямо основаны на древних фольклорных сюжетах.

Важнейший вклад в литературный процесс зрелого средневековья внесла рыцарская, или куртуазная (от франц. «cour» – двор), т.е. придворная, литература. Она формируется в рыцарской среде, отражая исторический и социально-психологический опыт этого сословия и вместе с тем общечеловеческий, гуманистический потенциал европейской культуры. Средневековые рыцари были прежде всего воинским сословием. Рыцарь-воин являлся вассалом короля или крупного феодального сеньора, на службе у которого он исполнял свои воинские обязанности. Культ воинской доблести и чести изначально определяет рыцарский кодекс. В ХI – XIII веках европейское рыцарство участвовало в многочисленных крестовых походах на Восток, которые чрезвычайно расширили его кругозор, приобщили к достижениям восточной культуры. Так формируется новая психологическая модель рыцаря – не только воина, но и служителя прекрасной дамы. К культу доблести добавляется культ «вежества», «куртуазности», и на этой основе складывается тот идеальный мир, который питал куртуазную лирику и рыцарский роман.

Рыцарская литература стала источником сюжетов, образов, тем для всей последующей европейской литературы, она впервые начала придавать огромное значение литературному авторству, индивидуальному мастерству и выдвинула крупных писателей. У истоков рыцарского романа стоит легенда о Тристане и Изольде, имеющая кельтское происхождение и определившая ряд его мотивов и сюжетных трансформаций.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия