Студопедия — Панорама духовной и социальной жизни XIX века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Панорама духовной и социальной жизни XIX века






Девятнадцатый век заслуживает отдельного рассмотрения не только потому, что достаточно близок от нас. Налицо такая закономерность: чем дальше вглубь истории по времени, тем больше веков спрессовываются в одну историко-культурную эпоху, а затем каждая новая эпоха оказывается короче предыдущей. Необозримая длительность первобытной эры сменяется двумя-тремя тысячелетиями древнего мира, затем тысячелетием средневековья, от силы два с половиной века насчитывает Возрождение, еще меньше — Просвещение. Лишь частичным объяснением может служить скудость сведений о древности и обилие таковых о временах не столь давних. Гораздо существеннее то, что в социокультурной истории человечества постоянно происходит своеобразное ускорение хода времени (которое, кстати, предсказывалось в Библии) — достаточно оглядеться вокруг себя, сравнить с тем, что было всего десять-двадцать лет назад (и не только в нашей стране), чтобы убедиться в этом.

Девятнадцатый век успел вместить в себя противоречивое множество весьма различных событий и процессов. Наиболее характерным процессом начала XIX века можно назвать уход с исторической сцены идеалов Просвещения. Сильнейшим ударом по ним явились походы Наполеона, затопившие в крови всю Европу, принесшие ей неслыханные до того бедствия, а закончившиеся бесславным крахом нового императора. Правда, поначалу много людей поверили в него — не только гвардейцы, которые готовы были следовать за Наполеоном даже после его низложения, но и люди искусства, видевшие в нем героя-мессию, философы — Гегель узрел в Наполеоне «шествие по земле мирового духа». Крах Наполеона был поучителен окончательным осознанием того, что ход истории неподвластен одиночкам, даже незаурядным. Показательно и то, что выдвижению Наполеона на историческую сцену предшествовали действительно прогрессивные явления в европейской истории, продолжателем которых поначалу он представлялся. В 1792 году впервые было отменено рабство (в Дании), ширилась борьба за права человека, закрепляемые уже юридически, значительное уравнивание в правах произошло между мужчинами и женщинами.

Начало XIX в. ознаменовалось еще и своеобразной «романтической реакцией» против механистического естествознания, в картине мира которого, за движениями атомов и планет, не нашлось места человеку с его духовным миром. Стали даже видеть связь между безчеловечностью (то есть отсутствием человека) научной картины мира и бесчеловечностью мира, в котором главные надежды возлагались на прогресс науки. Более того, в XIX в. впервые стали замечать и бедствия, которые приносил с собой научно-технический прогресс: от безработицы до массового истребления представителей животного мира, в частности слонов и носорогов (из-за их бивней). Экспансия европейской цивилизации на затерянные уголки Земли не сделала там жизнь лучше, а только нарушила ее веками налаженный, устоявшийся ход. Даже столь блистательные открытия, как теория Дарвина, могли обернуться реакционными социальными учениями: мальтусианство, механически перенося выводы Дарвина на человечество, оправдывало войны как механизм стабилизации народонаселения и улучшения человеческой породы.

Важнейшую роль стали играть уже не полководцы (типа Наполеона, Нельсона, Веллингтона), а политики-дипломаты, вроде наполеоновского министра Талейрана или немца Меттерниха. Характерно, что когда Наполеон, скорее из-за ревности, приказал расстрелять герцога Энгийомского (обвинив того в шпионаже), его министр финансов Фуше прокомментировал это таким образом: «…Сир, Вы совершили больше, чем преступление — Вы совершили ошибку».

С 1815 г. почти полвека Европа прожила без войн на своей территории, однако теперь ее стали потрясать революции. Именно в XIX в. капитализм принял самые бесчеловечные формы, не останавливаясь ни перед чем в погоне за наживой. Непомерно длинный рабочий день (до 14 часов) вознаграждался нищенской зарплатой, достаточной только для того, чтобы не умереть с голоду. Нещадно эксплуатировался дешевый детский труд. Дети уставали настолько, что после изнурительного рабочего дня не могли даже добраться до дому. Тогда для них стали сооружаться клетушки с матрацем рядом с рабочим местом. Понятно, что ни о какой учебе и подавно не могло быть речи. Как заметил К. Маркс, капиталисты и учебу «выдавали», как и зарплату, ровно в той мере, чтобы рабочие были в состоянии выполнять возложенные на них операции. Любые выступления рабочих за свои права подавлялись самым жестоким образом — в течение уже всего века. Именно после расстрела полицией мирной демонстрации рабочих в Чикаго (США) в 1886 году 1-е мая отмечается как день международной солидарности трудящихся. Нельзя не согласиться с оценкой испанского философа ХХ в. Ортеги-и-Гассета, считавшего, что «на всем XIX веке лежит горькая печать тяжелого трудового дня».

К середине XIX в. наметились два пути борьбы за социальные права и улучшение бедственного положения рабочих. Один из них можно назвать идеалистическим. После разочарования в идее героя-одиночки идеалистическое восприятие истории изменило свою форму: теперь надежды на «исправление истории» стали связывать не с великим человеком, а с великой идеей, которая может быть одинаково привлекательной для всех. Поверил в такую идею даже такой философ-материалист, как Л. Фейербах (1804—1872), «материалист снизу, идеалист сверху», как его называл Ф. Энгельс. В наиболее очевидной форме приверженцами такого подхода оказались «утописты-социалисты» — французы Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771—1858).

Выдвигая положения о равенстве людей, утописты-социалисты распространяли их до устранения различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней, внося вполне конкретные предложения в этом направлении. Особенно неприемлемой для них была эксплуатация детского труда. Р. Оуэн, сам владелец фабрик и заводов, даже решил перейти от слов к делу. Сочетанием утопической романтики и присущей капитализму рациональности стал опыт фабрики в Ленарке (Шотландия), а затем колонии «Новая Гармония», основанной Р. Оуэном в США. Полагаясь на воспитательное значение личного примера, Оуэн решился на отчаянный социальный эксперимент. Он в значительной степени сократил продолжительность рабочего дня, повысил зарплату, стал привлекать рабочих к управлению производством, впервые в истории открыл ясли и детские сады на предприятиях.

Сочетание морального фактора и рациональной организации труда принесло поразительные результаты, вопреки ожиданиям капиталистических конкурентов. Однако, вместо того, чтобы последовать примеру социалиста-одиночки (как на это рассчитывал сам Оуэн), они объединились против опасного выскочки и разорили его достаточно распространенным позже способом — демпинговыми ценами на продукцию. Еще раньше начались распри среди рабочих, которые разделили общественное имущество и стали стремиться уже к личному обогащению. Горький урок истории постиг Оуэна: рабочие, готовые молиться на своего благодетеля, теперь проклинали его как обманщика.

Уже в ХХ веке В. И. Ленин, анализируя опыт социалистов-утопистов, подытожил его словами: «Развитием общества движут не увещевания, а классовая борьба». Он же доказывал, что пролетариат, вместо того, чтобы обращаться с просьбами к правительству, должен сам стать правительством.

Основоположником материалистического понимания истории считается К. Маркс (1818—1883). Последовательно разоблачая пороки, неизбежно заложенные в сущности капитализма, Маркс доказывал, что хищнический капитализм породил и своего могильщика — пролетариат, которому «нечего терять, кроме своих цепей». В «Манифесте коммунистической партии» (1848) Маркс приходит к заключению: «Призрак бродит по Европе — это призрак коммунизма»

Те противоречия, которые породил капитализм, вылились в середине XIX в. в цепь революций 1830 и 1848—49 гг. — немецкой, французской, венгерской. Еще раньше, в 1824 г., были созданы первые профсоюзы рабочих. По Европе шла волна борьбы за национальную независимость (Италия, Греция), национальное объединение — наконец, произошло объединение в крупные государства Италии и Германии. Значительную симпатию и поддержку имели в Европе освободительные движения в Латинской Америке, возглавляемые Симоном Боливаром, сильно влиял на умы дух свободы, повеявший из североамериканских штатов. Характерно, что активную поддержку национально-освободительной борьбе, в том числе личным участием, оказали поэты-романтики — Байрон, Шелли, Петефи, Мицкевич.

В 1864 году был создан усилиями, прежде всего К. Маркса и Ф. Энгельса, I Социалистический Интернационал. К концу века повсеместно возникали революционные кружки, тщательно конспирируясь. Предпринимались и попытки захвата власти. 18 марта 1872 года произошло восстание парижского пролетариата, доведенного до крайности в результате поражения Франции в войне против Пруссии 1870—71 гг. и антинародной политики Третьей республики. Коммунары, установив диктатуру пролетариата, продержались у власти свыше двух месяцев. В. И. Ленин считал причиной поражения Парижской коммуны ее нерешительность, недостаточную жесткость. Никаких «сюсюканий» и «миндальничаний» не допустила уже возглавляемая им Октябрьская революция 1917 года. Парижская Коммуна, тем не менее, показалась лучом надежды, ее воспевали поэты, писатели (В. Гюго), художники (Э. Делакруа — «Свобода на баррикадах»). Свои уроки из опыта Парижской коммуны извлекла и буржуазия, ужесточившая свою репрессивную политику.

К концу XIX века завершилась промышленная революция, обеспеченная успехами науки и техники и бесчеловечной эксплуатацией трудящихся. Стало формироваться индустриальное общество. Устанавливается тесная и непрерывная связь науки и производства, создаются обслуживающие его научно-исследовательские лаборатории. Впервые возникает сфера услуг. Индустриализация меняла не только ритм труда, но и весь образ жизни и мыслей, она приводила к изменениям даже в государственном устройстве, выдвигая новый тип руководителей. Однако беспрецедентный рост производства, требуя новых источников сырья, рабочей силы, рынков сбыта, означал и вступление капитализма в свою высшую, наиболее жестокую стадию — империализма, когда претензии капитала стали простираться уже до мирового господства. Практически все западноевропейские государства, включая Голландию, Бельгию, Италию, Португалию, обладали колониями далеко за пределами метрополии — в Африке, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америке. Усиливалось противостояние ведущих капиталистических государств, экономические и политические битвы между ними неизбежно должны были перерасти в мировую войну, что и произошло в начале уже ХХ века. Эта ситуация была в такой же степени и кануном пролетарских революций.

Революционные события происходили в конце XIX— начале ХХ вв. также в естествознании. Мало того, что его открытия радикальным образом изменили традиционные представления о природе и ее познании, оказалось еще, что ученые, воспитанные на резко обрушившихся классических идеалах, не были готовы к таким потрясениям. Между тем, как выяснилось, сигналы бедствия поступали от классического естествознания в течение всего века, но их предпочитали не слышать. В конце XIX века было провозглашено принципиальное размежевание культуры на гуманитарную и сциентистскую (от слова sciencia — наука), то есть следовавшую «строго научным принципам».

К концу XIX века не осталось и следа от просветительских идеалов. В Германии, стране богатейших культурных традиций — в искусстве, науке, философии, стране с высокоразвитой промышленностью, был провозглашен (Кайзером Вильгельмом II) принцип «Четырех К» для женщин: «Kinder, Kuche, Kleider, Kirche» («Дети, кухня, одежда, церковь»).

Таким образом, в течение всего XIX века нарастали процессы, которые обозначали подлинный кризис европейской культуры.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 702. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия