Сочинение лингвистических сказок
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Всем знакомо определение, данное в школьном учебнике: «Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?». Казалось бы, понятно: стол - предмет, портфель – тоже. А человек? А космос? Бег? Судьба? И т.д. Если внимательно вглядеться в само слово, то поймем: «существительное» - это то, что существует, всё сущее. Само слово раскрывает его значение. После этого невольно возникает вопрос: почему частям речи даны именно такие названия: глагол, прилагательное, причастие и т.д. И тогда ребята сами попытаются найти интересное толкование этого понятия. Создадут истории, сказки.
Назовем набор наиболее часто используемых приемов обучения сочинению сказок. По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка. По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбираются детьми. 2. Работа строится по определенным правилам. На одном занятии можно использовать один или два системных оператора в зависимости от степени усвоения метода детьми. Системный анализ позволяет создавать сюжет сказок, развернутый во времени. Например: во всех экранах системного оператора рассматривается выбранный педагогом или детьми будущий герой сказки. Сюжет может строиться на основе описания изменения объекта во времени. 3. "Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ" (автор Г.С.Альтшуллер). Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — конфликтный. 4. Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок являются "Приемы типового фантазирования" (ПТФ — автор Г.С.Альтшуллер). Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, 5. Следующий прием разработан на основе исследований В.Я.Проппа. Советский морфолог работал с текстами сказок разных народов. Он отметил, что они во многом сходны. Это связано с историческим происхождением сказки. Проанализировав структуру, Владимир Яковлевич сформулировал функции сказки ("Морфология русской сказки"). Постоянным устойчивым элементом сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Последовательность функций всегда одинакова. Согласно исследованию В.Я.Проппа этих функций 31. Они могут варьироваться и видоизменяться: возможны пропуски, добавления, повторы и т.д., но это не противоречит общему сюжету. Самое важное в этих функциях то, что на их основе можно создавать бесчисленное количество текстов. Их достаточно, чтобы дать описание сюжета любой сказки. Эти функции можно перенести на карточки, каждая из которых может означать множество идей и тем. Возможна схематизация новых историй. Работа по данным картам может проходить с группой детей или по подгруппам, каждая из которых создает свой сюжет, соревнуясь в том, чьи истории более интересные. В своей работе мы использовали три приема составления сказок: «Волшебный треугольник», «Морфологический анализ» и «Прием типового фантазирования».
|