III. 1)Вступительное слово учителя.
Учитель: - После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги». В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины». 14 октября готовую пьесу отправили в Москву. Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента: 1.Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические. 2. Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». 3.Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему. 2) Беседа по вопросам. 1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия? б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина...» (К. С. Станиславский). в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.) 3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни? 4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов). 5.Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы. 6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.) 7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша? 9. Как трактуется образ 8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская Лопахина? Почему его не любит Гаев? 11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе? 12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.) Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада. Вопросы и задания для наблюдений: — Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.) — Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской? — Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора? — Почему они все успокоились после продажи вишневого сада? — Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик? Выводы. Поместное дворянство — это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький. Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс. Вопросы и задания для наблюдений: — Что олицетворяет Фирс? (Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».) — Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).) Вопросы и задания для наблюдений: — Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны? — Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит? — О каком будущем России он говорит? — В чем своеобразие речи Лопахина? Выводы. Смысл характера Лопахина — смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора. Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня. Вопросы и задания для наблюдений: — Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор? — Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит? —В чем образ Пети сходен с образом Гаева? — Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»? Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее — это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.
|