Студопедия — Глава 1. Специфика драмы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Специфика драмы






Содержание

Введение…………………………………………………………………...............

Глава I. Специфика драмы.....................................................................................

Глава II. Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Глава III. Разработка урока литературы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………...................

Список литературы……………………………………………………................

Введение

Литературное наследие Чехова состоит из нескольких драм и множества мелких, «коротких» произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям все, что он думал о России своего времени.

Значение Чехова для нашей современности бесспорно. Чехов ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем русскую жизнь конца XIX века. Прекрасно о значении творчества Чехова сказал М.Горький: «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освященным грустной улыбкой любящего сердца, по сто рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимал».[28]

Творчество прозаика остается актуальным, так как и сегодня волнуют человека проблемы любви и счастья, нравственные искания, обретение смысла жизни. Актуальны для современного читателя и вопросы чинопочитания, пошлости и многие другие. Необходимо довести эти проблемы до сознания школьников, заставить детей размышлять над ними.

Произведения Чехова включены в различные школьные программы, каждая из которых имеет свои особенности.

Цель данной курсовой работы – проанализировать школьные программы по литературе и определить в них роль творчества А.П. Чехова, разработать урок по изучению пьесы «Вишневый сад».

Для достижения этой цели нами поставлены задачи:

- изучить учебную и научную литературу по теме;

- провести сравнительный анализ школьных программ по литературе (школьная программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, программа под редакцией В.Я. Коровиной и программа под редакцией Г.С.Меркина) с точки зрения изучения творчества А.П. Чехова;

- разработать конспект урока по теме «Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

- сделать выводы.

Объект исследования – школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, под редакцией В.Я. Коровиной, под редакцией Г.С. Меркина.

Предмет исследования – пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» в школьном изучении.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении уроков литературы в школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Специфика драмы

Драма в литературе занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Отсюда следует, что «сама структура драмы должна обладать такими качествами, которые позволили бы ей как роду искусства словесного сохранить свою независимость и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, которые позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры — путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного материала — дать крепкий словесный остов для спектакля»[20]. В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию... посредством действия, а не рассказа» По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя»[5].

Специфическими чертами драмы как рода являются отсут­ствие повествователя и резкое ослабление описательного элемен­та. Основа драмы — зримое действие, и это сказывается на осо­бом соотношении в ней событийного движения и речей персона­жей. Высказывания героев и расположение, соотношение частей — важнейшие способы раскрытия мысли автора. По отно­шению к ним другие способы выражения авторской позиции (пе­речень действующих лиц, ремарки, указания для постановщи­ков и актеров) играют второстепенную роль.

Важнейшей содержательной категорией в драме является конфликт. Безусловно, конфликты существуют и в эпосе, они могут присутствовать и в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в дра­ме. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столк­новения — существеннейший способ выявления жизненных прог­рамм персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.

Содержательное наполнение конфликтов, равно как и спосо­бы их воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их со­держанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразде­ляют на трагические, комические и собственно драматические. Эти типы выделены в соответствии с двумя основными жанровыми формами драмы, они исконно сопутствуют траге­дии и комедии, отражая наиболее существенные стороны жиз­ненных конфликтов.

Разумеется, конфликт при всей содержательной многозначнос­ти и разнообразии функций не единственный компонент, оп­ределяющий специфику драмы как рода. Не менее важны спо­собы сюжетной организации и драматического повествования, соотношение речевых характеристик героев и построения дей­ствия и др. Однако мы сознательно сосредоточиваем внимание на категории конфликта. С одной стороны, анализ этого аспек­та позволяет, исходя из родовой специфики драмы, выявить глубину художественного содержания произведения, учесть особенности авторского мироотношения. С другой — именно рассмотрение конфликта может стать ведущим направлением в школьном анализе драматического произведения, так как для старшеклассников характерен интерес к действенным столкновениям убеждений и характеров, через которые откры­ваются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование кон­фликта можно подвести школьников к постижению мотивов, стоящих за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. Выявить роль данной категории в создании событийной и идеологической напряженности драмы, в выражении социальных и этических программ героев, в воссоздании их психологии — задача этого раздела.

Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он обнаруживает все стороны своей личности. «Дра­матизм,—подчеркивал В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы,—состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого»[5].

В произведениях драматургического жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, по­вествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в дей­ствии.

Вследствие того что герои драматургических произведений проявляют себя только в действии, речь их имеет целый ряд особенностей: она непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те осо­бенности речи, которые приобретают конкретность на сцене.

Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные фак­ты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замед­ляющие развитие действия, исключаются.

Все, показанное в пьесе, трагедии, комедии или драме, за­вязывается драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда — концентрация изо­бражаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особен­ность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и раз­вязке.

Отличие драмы от эпоса и лирики выражается также и в том, что произведения драматургического жанра пишутся для театра и получают свое окончательное завершение только на сцене. В свою очередь театр оказывает на них влияние, под­чиняя их в какой-то степени своим законам. Драматургиче­ские произведения делятся, например, на действия, явления или сцены, смена которых предполагает перемену декораций и костюмов. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драма­тург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Эти требования, относящиеся к драматургам, обязывают их выбирать такие явления и события жизни, в которых особенно ярко проявляются характеры изображае­мых людей.

Работая над пьесой, драматург видит не только своего ге­роя, но и его исполнителя. Об этом свидетельствуют многочис­ленные высказывания писателей.

Существует и иная зависимость драматургического произ­ведения от театра. Она проявляется в том, что пьесу со сце­ной соединяет в своем воображении читатель. При чтении пьес возникают образы тех или иных предполагаемых или дей­ствительных исполнителей ролей.

Театр создает гораздо большую иллюзию жизни, чем ка­кое-либо другое искусство. Все, что происходит на сцене, вос­принимается зрителями особенно остро и непосредственно. В этом—огромная воспитательная сила драматургии, отли­чающая ее от других родов поэзии.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

 

 


Глава II. Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Содержание школьных программ и учебников определяется Государственным образовательным стандартом общего образования [30]. Программы по литературе отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования. В настоящее время в школе используются различные программы и учебники по литературе. Среди них можно назвать таких авторов-составителей, как В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, коллективы под руководством Г.С Меркина, В.Г. Маранцмана, А.Г. Кутузова, Р.Н. Бунеева и другие [26]. Программы по литературе ориентируют учителя на творческий подход к деятельности, на выбор разнообразных вариантов изучения литературного произведения, что соответствует требованиям к учителю в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта [30]. Принцип вариативности образования предполагает также право выбора учителем автора, произведения, методики его изучения, типа чтения.

Для анализа изучения комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» мы взяли школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова [6], под редакцией В.Я. Коровиной [22] и под редакцией Г.С. Меркина [23].

Государственным образовательным стандартом и школьными программами предусмотрено изучение различных аспектов творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, седьмых, восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классах. Каждая из анализируемых программ имеет свои особенности.

В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина под литературой подразумевается базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина А.П. Чехов изучается с 5 класса. Программа предусматривает на изучение литературы 68 часов, из которых творчеству писателя выделяется 2 часа. Ученики знакомятся с детскими и юношескими годами классика, им предлагается чтение и анализ рассказов «Пересолил», «Злоумышленник», даются такие понятия как юмор и комическое.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. На этом этапе происходит включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. На изучение творчества Чехова выделено 3 часа. Дети знакомятся с сатирическими и юмористическими рассказами «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим «.Усваивают основные понятия: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

В 7 классе так же общее количество уроков литературы 68, из них 2 выделено на изучение Чехова.Для изучения предлагаются рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», в которых разоблачаются беспринципность, корыстолюбие, чинопочитание, самоуничижение. Рассматривается своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Даются такие понятия:психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

В 8 классе общее число уроков литературы 68, 2 часа в неделю. Изучение творчества Чехова не предусмотрено.

В 9 классе основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Рассказам Чехова выделен 1 час, предлагаются для изучения такие произведения: «Тоска», «Смерть чиновника».

В 10 классе литературу изучают 3 часа в неделю, 105 часов, из них 7 часов отведено творчеству А.П. Чехова: рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с со­бачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Виш­невый сад».

Вводятся понятия «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова, образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Акцент сделан на выразительность художественной детали, глубину психологического анализа как отличительной черты чехов­ской прозы. Представлено новаторство Чехова-драматурга, соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад», лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Анализируются фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии, роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе, функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде», сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Именно изучению пьесы «Вишневый сад» посвящено 4 урока, из которых последний – сочинение по творчеству писателя.

В 11 классе школьная рабочая программа под редакцией Г.С. Меркина изучение творчества Чехова не предусматривает.

В школьной программе по литературе под редакцией А.Г. Кутузова литература понимается как искусство слова, литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображе­ние реальности.

В связи с этим целью литературного образования становится «формирование читателя, способного к полно­ценному восприятию литературных произведений в кон­тексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» [6].

В 5 классе ведущей проблемой является связь литературы и фольклора. На раздел «Литература» отводится 52 часа из 70 часов всего курса. При изучении жанровых особенностей рассказа и его отличий от сказки предлагается чтение рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» (3 часа). В 6 классе поднимается проблема «Роды и жанры», на изучение литературы отводится также 70 часов, но творчество А.П. Чехова не изучается. В 7 классе на изучение литературы отводится 70 часов, ведущая проблема - «Характер – герой – образ». Для анализа в классе предлагаются рассказы «Хамелеон» и «Смерть чиновника», для внеклассного чтения - «Толстый и тонкий». Попутно даются понятия «Речевая характеристика персонажа», «юмор», «сатира», «комическая ситуация». В рамках творческого практикума предполагается инсценировка одного из рассказов. В 8 классе на изучение литературы отводится такое же количество часов, как и в 7 классе, проблема - «Литература и традиция», творчество А.П. Чехова не изучается. В 9 классе на изучение литературы отведено 105 часов, ведущей признается проблема «Автор – образ - читатель». Здесь рассматривается своеобразие те­матики и проблематики рассказа «Скрипка Ротшильда», дается понятие детали и ее художественных функций.

Для 10 – 11 классов программа А.Г.Кутузова предлагает два уровня: базовый (105 часов) и профильный (175 часов).

В 10 классе базового уровня творчество А.П. Чехова не изучается. В 11 классе рекомендуются для обязательного чтения рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», а так же рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста» - на выбор учителя. Всего теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова» уделяется 9 часов.

Так, школьная рабочая программа под редакцией А. Г. Кутузова в 11 классе предусматривает 7 часов на изучение творчества Чехова в общем, из которых 3 часа отводится на непосредственное изучение самой пьесы «Вишневый сад»: 1-2 часа «Прошлое, настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Проблема времени, памяти и забвения».

3 час «Образы – символы в пьесе «Вишневый сад».

На уроках рассматриваются следующие вопросы: своеобразие жанра, драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст, интерпретация темы раз­рушения «дворянских гнезд», утверждение высокого назна­чения человека и его творческой преобразующей деятельнос­ти, символические образы.

В рамках профильного уровня рассматривается трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова. Затрагиваются проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»), вопрос о назначении человека («ма­ленькая трилогия») и общественных иллюзий («Дом с мезо­нином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»). Изучаются особенности поэтики чеховских произведений.

На изучение пьесы «Вишневый сад» отведено 4 часа. К базовым вопросам добавляется более подробное рассмотрение истории создания и сценической жизни произведения.

Таким образом, в данной программе изучению творчества А.П. Чехова уделяется достаточное количество часов, темы рассматриваются подробно и в полном соответствии с требованиями Государственного стандарта.

В программе под редакцией Веры Яновны Коровиной, в основе которой лежит чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания произведений, творчество А.П. Чехова изучается систематически, в каждом классе [22]. В 5 классе школьники изучают рассказ «Хирургия», получают краткие сведения по биографии А.П. Чехова, истории создания произведения. На уроках рассматриваются сюжет и содержание рассказа, понятия юмора и сатиры. В 6 классе учащиеся на уроке в классе рассматривают рассказ «Толстый и тонкий», а на уроке внеклассного чтения – рассказы «Лошадиная фамилия» и «Пересолил». Учащиеся получают сведения о литературной деятельности А.П. Чехова, рассматривают сюжеты рассказов и знакомятся с особенностями стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, говорящие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценичность диалогов, простая, ясная речь автора). В 7 классе на творчество А.П. Чехова отводится 3 часа. На протяжении двух уроков изучается рассказ «Хамелеон». А на третьем уроке (урок внеклассного чтения) обсуждаются рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня», которые были даны учащимся для самостоятельного чтения. В ходе занятий рассматриваются такие понятия, как юмор, сатира, ирония, «хамелеонство», псевдоним. В 8 классе в течение двух уроков школьники изучают рассказ Чехова «О любви». Программой предусмотрено рассмотрение сведений о жизни и творчестве писателя; обсуждение сюжета и содержания рассказа; теоретико-литературные понятия: композиция, деталь, психологизм, пейзаж. В 9 классе творчество А.П. Чехова представлено рассказом «Смерть чиновника», который предлагается изучать на протяжении двух уроков. Также предполагается на отдельном уроке развития речи написание обобщающего сочинения по творчеству писателя. В 10 – 11 классах данная программа предусматривает изучение литературы на базовом уровне. В 10 классе изучению творчества А.П. Чехова отводится 6 часов. Из них 2 часа – на рассказы «Человек в футляре» и «Ионыч». Здесь рассматриваются такие проблемы, как спор автора с традицией изображения «маленького человека», конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки­ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов, многообразие философско-психологической проб­лематики в рассказах зрелого Чехова, конфликт обы­денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование. В течение четырех уроков, выделенных на пьесу «Вишневый сад», изучаются образ вишневого сада; роль фарсовых эпизодов и комических персонажей; психо­логизация ремарки; понятия «символическая образность», «бес­событийность», «подводное течение», «лирическая комедия»; композиция и стилистика пьесы. В одиннадцатом классе творчество А.П. Чехова не изучается.

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание курса по творчеству А.П. Чехова в данной программе хорошо разработано и систематизировано, что позволяет учителю логично и последовательно планировать уроки и находить новые, нестандартные, современные подходы к изучению творчества писателя. Программный материал от класса к классу постепенно усложняется. В 5-6 классах ученики обращаются, в основном, к сюжету конкретных произведений, их основной мысли, учатся правильно читать и истолковывать художественные произведения. В 9 классе внимание уделяется нравственному содержанию произведений, углубляется работа по осмысле­нию прочитанного, привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение произведений А.П. Чехова на историко-литературной основе, рассмотрение их в культурном контексте.

Проанализировав три разных программы по литературе можно сделать вывод о том, что все они соответствуют Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, но структура и наполненность программ различаются. Мы выяснили, что программа по литературе А.Г. Кутузова отличается жанрово-родовым структурным принципом, считает важной проблемой формирование эстетического отношения школьников к искусству слова. Планирование уроков предполагает определенную свободу выбора учителем произведений и вопросов для изучения и обсуждения, что подтверждается насыщенностью учебного материала.

Что касается программы под редакцией В.Я. Коровиной, то здесь полно представлен учебный материал, содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано. Это в значительной мере упрощает работу учителя по подготовке к уроку и позволяет выбирать различные подходы к изучению творчества писателя. Во многих школах данная программа является традиционной.

Изучение литературы по программе под редакцией Г.С. Меркина представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Изучение учебного материала проходит эффективнее и намного оптимальнее, создаются возможности для реализации литературного образования. Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности. Учащимся предлагается выполнение разнообразных заданий: творческих, развивающих речь, мыслительных. По нашему мнению, учебный комплекс под редакцией Г.С Меркина наиболее современен и эффективен для изучения литературы.

 

 

Глава III. Разработка урока литературы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему «Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

Тип урока:урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:
— расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы и критических высказываний о ней;

— определить место вишневого сада в системе образов пьесы;

— совершенствовать умения анализа и составления текста, оперирования литературоведческими терминами

Развивающие:

— развивать монологическую речь учащихся;

— развивать творческие способности учащихся;

Воспитательные:

— прививать бережное отношение к слову;

—воспитывать через творческую активность учащихся чувство прекрасного, эстетический вкус.

Оборудование:текст пьесы «Вишневый сад», тестовые задания, таблицы для заполнения.

Структура урока:







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 2864. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия