Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Признаться, нелегко избавиться от вопроса: для чего?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Признаться, нелегко избавиться от вопроса: для чего?






 

Признаться, нелегко избавиться от вопроса: для чего? Для чего эта книга? Таков уж наш склад ума. Как ни старалась я, памятуя совет Гёте, на время стать японкой, не получилось. Ощущаю острую потребность подвести итог, завершить то, что оставляют незавершенным японцы. Они испытывают наслаждение, проясняя неясное. Нам нужно самоудостовериться. Японцы иногда удивляются — как это мы до всего доходим умом, а мы удивляемся — как это они умеют ощущать невидимое, проникать в незримое. Но отсюда — взаимный интерес.

Все же, для чего я написала эту книгу? Что хотела сказать? Положим, у японцев существуют свои законы построения образа, свои законы композиции — как бы не линейной, горизонтальной, а вертикальной связи: одно воздвигается над другим. При отсутствии представления о первоначале не могла появиться идея о поступательном характере движения, о последовательном развитии сюжета. Дао следует самому себе. Недуальная модель мира, интравертный тип связи инь-ян обусловили особый тип структуры: целое осуществляется как бы при самостоятельном существовании отдельного. Все пронизывает Путь. Отсюда — ощущение всеединства. Положим, мы лучше стали понимать, откуда эта сосредоточенность на единичном, центрированность, отсутствие симметрии, почему недомолвка, намек оказались законом японского искусства. Нам стало ясно, что зыбкость, неуловимость образа — естественное следствие ощущения Небытия как источника жизни. Все выплывает из Небытия и, совершив круг развития, возвращается в него. Отсюда — впечатление ирреальности того, что дано в ощущении. Чтобы изучить движение, его нужно остановить, допустить его статичность. Но для японцев главное — не нарушить Путь, а Путь безостановочен. Если мир есть непрерывный процесс становления, то недопустима прерывность любого рода. Отсюда — недоверие к симметрии, которая рассекает движение, ставит его в рамки.

Все эти особенности художественного мышления японцев заслуживают внимания сами по себе, обогащают наши представления. Но не это заставило меня взяться за книгу. Может быть, мысль о том, что Восток и Запад самопознаются друг в друге? Не можем ли мы через Восток заглянуть в себя? Говоря словами Гёте, «мое намерение состоит в том, чтобы радостно связать Запад и Восток, прошлое с современным, персидское с немецким и постигнуть их нравы и образ мышления в их взаимосвязанности, понять одного с помощью другого» (цит. по [70, с.29]). Для этого нужно если не избавиться от стереотипов мышления (это все равно невозможно), то по крайней мере отдать себе отчет в их существовании. Это позволит с большим пониманием относиться к иным народам. «Мы под „культурой” привыкли понимать единственно греко-римско-европейскую, — писал в свое время В.М. Алексеев. — Однако она сложилась только дружными усилиями разных культур. Китайская была неизвестна, хотя она — тысячелетия непрерывной культуры. Пора уже подумать об использовании столь колоссального резервуара человеческой культуры... Но пока что, увы, востоковедение и мечтать не может о каком-либо равноправии с „западоведением”. Кстати, не потому ли „западоведение” не требует особого названия, что считается чем-то вроде большой нормы изучения человеческих культур, тогда как востоковедение представляет собой как бы отход от этой общей нормы» [5, с.280].

В.М. Алексеев написал эти строки в 1906 г. За это время сделано немало. И все же надо признаться, что процесс взаимопроникновения культур, который благополучно развивается в жизни, наукой пока не осмыслен. Сама жизнь выдвигает и решает задачи. Никакая сила не заставила бы музыкантов, художников, поэтов обращаться к восточной традиции, если бы не было в этом жизненной необходимости. Но чем вызвано это взаимотяготение, чем эти культуры дополняют друг друга? Наука пока не дает на это ответа (теория не успевает за практикой).

Дело в отношении к национальному достоянию в принципе. Действительно, мало признать за каждым народом право на самобытность, нужно показать, в чем эта самобытность состоит. Одна культура может сказать то, чего не может сказать другая, и если мы не услышим чей-то голос, то звучание мировой культуры не будет полным. Может быть, дело в устойчивой нормативности нашего мышления, в его внутренней неподатливости, несмотря на внешнюю подвижность и восприимчивость ко всему новому? Происходит накопление знаний, но устойчивость формы мешает их освоению. Не приходит ли эта нормативность, которая на протяжении веков дисциплинировала ум и способствовала прогрессу, в противоречие с задачами современной науки?

Я далека от мысли, что кому-то под силу постичь в полной мере своеобразие мышления какого бы то ни было народа. Глубинное познание — процесс длительный. Национальный характер, национальная психология складываются под влиянием комплекса причин. Все знать невозможно. Я попыталась понять, как влияли на мироощущение японцев буддизм и китайские учения. Достаточно вспомнить, что одни и те же учения воздействовали на сознание китайцев, японцев, корейцев и других дальневосточных народов, и все же каждая культура самобытна. Конечно, общая мировоззренческая основа ощущается, и, тем не менее, одна культура отличается от другой, в том числе японская от китайской. Но это тема особая. Моя цель — показать, чем обе они не похожи на европейскую и все же едины с ней.

Разница национальных культур и обусловила их единство. Целое немыслимо без взаимодействия разного, целое есть единство противоположностей. В таком случае можем ли мы не задумываться, в чем состоят это единство и эта противоположность. Культуры Запада и Востока дополняют друг друга, и это гарантирует жизнедеятельность целого. Советский искусствовед Е. Шелестова предположила: «Функция Востока была интегрирующей, Запада — дифференцирующей. Так была заведена машина истории, и ее колесо нельзя повернуть вспять» (см. [191]). Правда, это утверждение противоречит модели инь-ян, согласно которой и функции неизбежно меняются местами. Однако если брать обозримый промежуток времени, то может быть и так. По крайней мере, чтобы составлять целое, Восток и Запад должны функционально дополнять друг друга. Я позволю еще раз напомнить: насколько мы были бы точнее в выводах, если бы правильно определяли масштабы. Положим, в пределах века можно обнаружить больше неразумного, чем разумного. В пределах тысячелетия все выглядит более разумным. Дает себя знать та самая необходимость, которая пролагает себе путь сквозь тьму случайностей. Что принимать за «действительное»? Нередко принимают за «действительное» то, что «действительным» не является. Сегодня это кажется главным, а завтра этого нет, значит, за этим не стояло «действительное».

Моей задачей было показать своеобразие дальневосточного искусства (в первую очередь японского). Волей-неволей я акцентировала внимание на том, чем оно отличается от европейского, но это не значит, что их можно противопоставлять, какому-то отдавать предпочтение. Потенциально человечество едино, и это важно иметь в виду, так же как важно иметь в виду, что разные типы социального устройства, по-разному ориентированное сознание не могли не привести на определенных этапах к разным формам существования. Главное, что процесс универсального взаимопроникновения на духовном уровне, на уровне культур, по временным и пространственным параметрам (прошлое-настоящее, Восток-Запад) уже идет. Встреча обусловлена не столько взаимным влиянием, сколько взаимным влечением, вызванным спонтанным развитием каждой из сторон.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маркс К. Капитал. Т.1. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.23.

2. Энгельс Ф. Антн-Дюринг. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.20.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.20.

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинение Изд. 2-е. Т.21.

4а. Аджимамудова В.С. Юй Да-фу и литературное общество «Творчество». М., 1971.

5. Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958,

6. Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966.

7. Алексеев В.М. Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту (837-908). Пг., 1916.

8. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.

9. Антология мировой философии. Т. I. М., 1969

10. Аристотель. Метафизика. — Сочинения в 4-х т. Т.1. М.,1975.

10а. Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934.

11. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951.

12. Арутюнов С.Л. Современный быт японцев. М., 1968.

13. Астон В.Г. История японской литературы. Владивосток, 1904.

14. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.

15. Басё. Лирика. М., 1964.

16. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. — «Вопросы философии». 1969, №9.

17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т. М., 1953-1959.

18. Большой японско-русский словарь. Т.1-2. М., 1970.

19. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

20. Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903.

21. Бунгаку но сисо (Литературные мысли). — «Гэндай Нихон сисо тайкэй» («Серия по теории современной японской литературы»). Т.13. Токио, 1968.

22. Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976.

22а. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

23. Вандор И. Цимбалы и трубы с «крыши мира». — «Курьер ЮНЕСКО». 1973, июнь.

24. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

24а. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Кн.2. М., 1977.

24б. Воробьев М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М., 1976.

25. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М., 1973.

26. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.1-14. М.-Л., 1929-1958.

27. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет, Т.1-2. М. 1970-1971.

28 Гейне Г. Романтическая школа. — Собрание сочинений. Т.6. М.,1958.

29. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти т. М., 1954-1966.

30. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969.

31. Глускина А.Е. Об истоках театра Но. — Театр и драматургия Японии. М., 1965.

32. Гнедич Н.И. Сочинения в 3-х т. СПб., 1884.

32а. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе Х—ХIII вв. М., 1975.

33. Горегляд В.Н. О жанровых особенностях «Записок от скуки» Кэнко-хоси. — Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока. М., 1961.

34. Горфункель А.X. Джордано Бруно. М., 1965.

35. Григорьева Т.П. Махаяна и китайские учения (попытка сопоставления). — Изучение китайской литературы в СССР.М., 1973.

36. Григорьева Т.П. Один из случаев влияния китайской философии на мировоззрение японцев. — Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

37. Григорьева Т.П. Одинокий странник. О японском писателе Куникида Доппо. М., 1967.

37а. Григорьева Т.П. Читая Кавабата Ясунари. — Зарубежные литературы и современность. Вып. 2. М., 1973.

38. Гундзи М. Японский театр Кабуки. М., 1969.

39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

40. Гэндай бунгакурон тайкэй (Серия по теории современной литературы) в 8-ми т. Токио, 1953-1956.

41. Дайгаку. Тюё (Великое Учение. Середина-Постоянство). — Тюкоку котэнсэн (Сочинения китайской классики). Т.4. Текст на китайском и японском с японским комментарием. Токио, 1967.

42. Деглин В. Функциональная асимметрия — уникальная особенность мозга человека. — «Наука и жизнь». 1975, №1.

42а. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977.

42б. Дзэами — Дзэнтику. Нихон сисо тайкэй (Серия японской мысли). Т.24. Токио, 1974.

43. Древнекитайская философия. Т. I. М., 1972.

44. Дхаммапада. М., 1960.

45. Жуков Е.М. История Японии. М., 1939.

46. 3авадская Е.В. Восток на Западе. М., 1970.

46а. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи стаого Китая. М., 1975.

47. Зелинский А.Н. Идея космоса в буддийской мысли. — «Страны и народы Востока». Вып. XV. М., 1973.

48. Зелинский А.Н. Колесо времени в циклической хронологии Азии. — «Народы Азии и Африки». 1975, №2.

49. Иваненко Н.Г. Ихара Сайкаку и его сборник новелл Эйтайгура. — Историко-филологические исследования. М., 1967.

49а. Имамити Томонобу. Би-но исо то гэйдзюцу (Фазы красоты и искусство). Токио, 1968.

50. Индийская культура и буддизм. М., 1972.

51. Иосида Сэйити. Нихон бунгакуси (История японской литературы). Токио. 1960.

52. Иосида Сэйити. Сидзэнсюги кэнкю (О натурализме) Т.1-2. Токио, 1955-1958.

53. Иофан Н.А. Из истории японской музыки VII-IX вв.Искусство Японии. М., 1965.

54. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М-, 1974.

55. Исида Дзёдзи. Григорьева-дзёси но ромбун о ёндэ (Читая сочинение Григорьевой). — «Тоё». 1973, №7.

56. Исикава Такубоку. Дзэнсю (Полное собрание сочинений). Токио, 1928.

57. Искандеров А.А. Феодальный город Японии XV столетия. М., 1961.

57а. Историко-философский сборник МГУ. М., 1971.

58. История современной японской литературы. М., 1961.

59. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли Т.3. М. 1967.

60. Исэ-моногатари. Пг., 1923.

61. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.

62. Кавабата Ясунари. Би-но сондзай то хаккэн (Существование и открытие красоты). Токио, 1969,

63. Кавабата Ясунари. Мастера современной прозы Японии М., 1971.

64. Кавабата Ясунари. Уцукусий Нихон-но ватакуси (Красотой Японии рожденный), Токио, 1968.

65. Караки Дзюндзо. Нихондзин-но кокоро но рэкиси (История кокоро японского народа). Т.1-2. Токио, 1970.

66. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. СПб., 1891.

67. Карлейль Т. Sartor Resartus, М., 1902.

68. Катаками Тэнгэн. Сэй-но ёкю то бунгаку (Требования жизни и литература). — Гэндай нихон бунгаку кодза (Лекции по современной японской литературе). Т.2. Токио, 1962.

69. Кёгэн. Японский средневековый фарс. М., 1958.

70. Кессель Л.М. Гете и «Западно-Восточный диван». М., 1973.

71. Кин Д. Японцы открывают Европу. 1720-1830. М/ 1972.

71а. Кин Д. Японская литература ХVII-Х1Х столетий. М., 1978.

72. Ки-но Цураюки. Кокинвакасюдзё (Предисловие) к кн.: «Кокинвакасю». Токно, 1926.

73. Ки-но Цураюки. Тоса-никки (Дневник из Тоса). — Тоса, Идзаёй, Ходзо, Такэтори-моногатари. Осака, 1938.

74. Китамура Тококу. Сочинения. — Гэндай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.4. Токио, 1956.

75. Кодзиэн (Японский толковый словарь). Изд. 1-е. Токио, 1961.

76. Кодзиэн (Японский толковый словарь). Изд. 2-е. Токио, 1973.

77. Когодзитэн (Словарь старых слов). Токио, 1964.

78. Кодзики. Запись о деяниях древности. Дневная звезда. — «Восточный альманах». Вып. второй. М. 1974.

79. Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975.

80. Конрад Н.И. Запад и Восток. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1972.

81. Конрад Н.И. О встрече с Такахаси Тэммин в 1927 г. — «Народы Азии и Африки». 1972, №2.

81а. Конрад Н.И. Очерки японской литературы. М., 1973.

82. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974.

83. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927.

83а. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968.

84. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.

85. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

85а. «Культурные связи Японии и Запада за 100 лет». Материалы конференции ЮНЕСКО. Токио, 1968.

86. Куникида Доппо. Избранные рассказы. М., 1958.

87. Куникида Доппо. Сочинения, — Гэндай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.57. Токио, 1956.

88. Куникнда Доппо. Сочинения — Гэндай Нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.15. Токио,1927.

89. Куникида Доппо. Бёдзёроку (Записки больного). Токио, 1925.

90. Кэнко-хоси. Записки от скуки (Цурэдзурэгуса). М., 1970.

90а. Левин А.Е. Миф. Технология. Наука. — «Природа». 1977, №3.

91. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М—Л., 1936.

92. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М., 1936.

93. Лисевич М.С. Древнекитайская поэзия и народная песня. М., 1969.

94. Литература древнего Китая. М., 1969.

95. Литература и культура Китая (к 90-летию со дня рождения В.М. Алексеева). М. 1972.

95а. Литература Китая и Японии. М.-Л., 1935.

96. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

96а. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

97. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.

98. Лосев А.Ф. История античной эстетики (высокая классика). М. 1974.

99. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

100. Лотман Ю.М., Петров В.М. Семиотика и искусствометрия. — Современные зарубежные исследования. М., 1972.

101. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

102. Мамонов А.И. Свободный стих в японской поэзии. М., 1971.

103. Манъёсю (Собрание мириад листьев). Т.1-3. М., 1971-1972.

104. Маркова В.Н. Мондзаэмон Тикамацу о театральном искусстве. — Театр и драматургия Японии. М., 1965.

105. Маркова В.Н. Стихотворение Басё «Старый пруд». — Китай. Япония. История и филология. М., 1961.

106. Мартынов А.М. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции. — «Народы Азии и Африки». 1972, №5.

107. Мартынов А.С. Сила дэ монарха. — Письменные памятники Востока. М., 1974.

107а. Масао Ионэкава. Влияние русской литературы на японскую. — «Восточное обозрение». 1940, №2.

108. Маца И.Л. Проблемы художественной культуры XX века М 1969.

109. Мацуо Басё. Сочинения. — Нихон котэн бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений японской классической литературы). Т.41. Токио, 1972.

110. Мори Огай. Сочинения. — Гэндай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы) Т.7. Токио, 1953.

111. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974.

112. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.

113. Мурамацу Садатака. Нихон бунгаку но кокоро. Манъёсю кара Кавабата мадэ (Кокоро японской литературы. От «Манъёсю» до Кавабата). Токио, 1970.

114. Мурасаки Сикибу. Гэндзн-моногатари (Повесть о Гэндзи). Токио, 1926.

115. Мурасаки Сикибу. Гэндзи-моногатари (Повесть о Гэн-дзи). — Нихон бунгаку тайкэй (Серия японской литературы) Т.6-7. Токио, 1927.

116. Нагатани Акихиса. Нихон бунгакуси дзукан (Иллюстрированная история японской литературы). Токио, 1955.

117. Накамура Мицуо. Нихон но киндай сёсэцу (Современная японская проза). Токио, 1954.

118. Накамура Мицуо. Мэйдзи бунгакуси (История литературы Мэйдзи). Токио, 1963.

119. Накамура Мицуо. Фтабатэй Симэй дэн (Биография Фтабатэя Симэй). Токио, 1958.

120. Нацумэ Сосэки. Сочинения. — Гэндай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений японской литературы). Т.11. Токио, 1954.

121. Нацумэ Сосэки. Гарасудо-но нака (Сквозь стеклянную дверь). Токио, 1940.

122. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.

123. Нисида Китаро. Дзэнсю (Полное собрание сочинений в 7-ми томах). Токио, 1946-1953.

123а. Нихондзин но биисики (Эстетическое сознание японцев). Токио, 1974.

124. Нихон бунгаку дайдзитэн (Энциклопедия японской литературы). Т.1-4. Токио, 1935-1939.

125. Нихон котэн бунгаку тайкэй (Серия японской классической литературы). Т.59. Токио, 1958.

126. Нихон киндай бунгакуси кодза (Лекции по истории современной японской литературы). Т.2. Токио, 1957.

126а. Нихон ринриси (История японской этики). Т.7. Токио, 1936.

127. Ногакуронсю (Сочинения по теории театра Но). — Нихон котэн бунгаку тайкэй (Серия японской классической литературы). Т.15. Токио, 1961.

128. Носэ Асадзи. Дзэами дзюорокубусю хёсяку (Комментарий к 16-ти сочинениям Дзэами). Т.1-2. Токио, 1958-1960.

129. Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады. М., 1971.

130. Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады. М.. 1972.

131. Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады. М., 1973.

132. Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады, М., 1975.

133. Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1971.

133а. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. Пг., 1919.

134. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М., 1958.

134а. Платон. Сочинения. Т. II. М., 1970.

135. Померанцева Л.Е. «Хуайнаньцзы», древнекитайский памятник II в. до н.э. Автореф. канд. дисс. М., 1972.

136. Поспелов Б.В. Из истории литературно-эстетических воззрений в Японии. — Проблемы теории литературы в странах Востока. М., 1964.

137. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

138. Пу Сун-лин. Изгнанница Чан-э. — Странные истории. Л., 1928.

139. Пушкин А.С. О народности в литературе. — Собрание сочинений. Т.7. М., 1958.

140. Радуль-Затуловский Я.Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972.

141. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М—Л., 1947.

142. Ранние формы искусства. М., 1972.

143. Рачинский Г.А. Японская поэзия. М., 1914.

144. Рехо К.М. Горький и японская литература. М., 1965.

145. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг.,1919.

145а. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

146. Ронго (Беседы и суждения). —Тюкоку котэнсэн (Сочинения китайской классики). Т.1-2. Токио, 1965.

147. Роси (Лао-цзы). Дао дэ дзин (Книга о дао и дэ). — Тюкоку котэнсэн (Сочинения китайской классики). Т.6. Токио, 1968.

148. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М., 1958.

149. Сайкаку Ихара. Новеллы. М., 1959.

150. Сакакибара Ёсибуми. Киндай нихон бунгаку но кэнкю (Изучение современной японской литературы). Токио, 1956.

150а. Сандзоси (Три книги). — Нихон бунгаку тайкэй (Серия японской классической литературы). Т. XVI. Токио, 1961.

151. Семейотикэ. Труды по знаковым системам. Тарту. №3-1967; №5-1971; №6-1973.

152. Серебряков Е.А. «Цзянсийская поэтическая школа» и ее взгляды на литературу. — Классическая литература Востока. М., 1972.

153. Синсю тядо дзэнсю (Новое полное собрание сочинений по чайному ритуалу). Т.9. Токио, 1956.

154. Сиода Рёхэй. Кокубунгакуси но кэнкю (Изучение истории национальной литературы). Токио, 1961.

155. Сиода Рёхэй. Куникида Доппо. — Нихон бунгаку кодза (Лекции по японской литературе). Токио, 1931.

156. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. М., 1969.

157. Соколов С.Н. Эстетические основы и художественные принципы живописи хайга. — Искусство Японии. М., 1965.

158. Соколова И.И. Первые «сяошо»: беллетристика или философская проза?— Классическая литература Востока. М., 1972.

159. Социология развивающихся стран и Япония. Сборник рефератов. Вып.3, М., 1968.

160. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

161. Судзуки Тору. Кёсонтэки сэкай (Мир эхо-бытия). Токио, 1967.

162. Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. М., 1975.

162а. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. М., 1965.

163. Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени. — «Восточное обозрение». 1939, №1.

163а. Творения блаженного Августина. Ч. 4. «О граде божием». Кн.XII. Киев, 1905.

164. Теория литературы. М., 1962.

165. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970.

166. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

167. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

168. Токутоми Рока. Природа и человек. — «Восточный альманах». Вып. 1. М., 1957.

169. Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955.

170. Тояма Сигэки. Мэйдзи исин. М., 1959.

171. Тэруока Ясутака, Гундзи Масакацу. Гэнроку бунгэй фукко (Возрождение литературы и искусства в период Гэнроку). Токио, 1966.

172. Тэруока Ясутака. Кинсэй бунгаку хёрон (Литературная теория поздних веков). Токио, 1942.

173. Тэцугаку дзитэн (Философский словарь). Сост. Ито Китиноскэ. Токио, 1934.

174. Упанишады. М., 1967.

175. Уэда Акинари. Луна в тумане. М., 1961.

176. Федоренко Н.Т. Краски времени. Черты японского искусства. М., 1972.

177. Федоренко Н.Т. Проблемы исследования китайской литературы. М., 1974.

178. Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.

179. Философская энциклопедия. Т.1-5. М., 1969-1970.

180. Фтабатэй Симэй. Цубоути Сёё. — Гэидай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.1. Токио, 1954.

181. Фтабатэй Симэй. Мои принципы художественного перевода. — «Восточный альманах». Вып. 1. М., 1957.

182. Хайронсю (Сочинения по теории хайку). — Нихон котэн бунгаку тайкэй (Серия японской классической литературы). Т.16. Токио, 1961.

183. Хисамацу Сэнъити. Нихон бунгакуси (История японской литературы). Токио, 1963.

184. Хисамацу Сэнъити. Кокубунгаку — хохо то тайсё (Национальная литература — метод и объект). — Тёсакусю (Собрание сочинений). Т.1. Токио, 1968.

185. Хомма Хисао. Мэйдзи бунгакуси (История литературы Мэйдзи). — Нихон бунгаку дзэнси (Полная история японской литературы). Т.2. Токио, 1937.

186. Цао Сюэ-цинь. Сон в Красном тереме. Т.1-2. М., 1958.

187. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. М., 1975.

188. Цубоути Сёё. Сёсэцу синдзуй (Сокровенная суть сёсэцу). — Гэндай нихон бупгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.1. Токио, 1956.

189. Цубоути Сёё. Тосэй сёсэй катаги (Нравы студентов нашего времени). — Гэндай нихон бунгаку дзэнсю (Полное собрание сочинений современной японской литературы). Т.2. Токио, 1929.

190. Чан Ван Те. Два музыкальных мира. — «Курьер ЮНЕСКО». 1969, июнь.

190а. Чехов А.П. Собр. соч. в XII томах, М., 1956.

191. Шелестова Е.П. Что дала Япония западной культуре. Доклад на заседании, посвященном 50-летию Музея западного и восточного искусств. Одесса, 1970.

192. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1969.

193. Шкловский В.Б. О китайской средневековой повести. — Проделки праздного дракона. М., 1966.

193а. Шостакович Д.Д. Национальные традиции в музыке. — «Курьер ЮНЕСКО». 1973, июнь.

194. Шербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1909.

195. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма, Пг., 1919.

196. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга Перемен. М., 1960.

196а. Эйдлин Л.3. За чтением «шедевров „китайской прозы”» в переводах академика В.М. Алексеева. «Дневная звезда». — «Восточный альманах». Вып. второй. М., 1974.

197. Эйдлин Л.3. К истории развития китайской литературы в III-XIII веках. — Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973.

198. Эйдлин Л.3. Тао Юань-мин и его стихотворения. М., 1967.

199. Эки (Книга Перемен). — Тюкоку котэнсэн (Сочинения китайской классики). Т.1. Токио, 1966.

200. Японская литература. Исследования и материалы. М;. 1959.

201. Японская поэзия. М., 1954.

202. Anesaki M. Buddhist Art in its Relation to Buddhist Ideals (with Special Reference to Buddhism in Japan). L., 1916.

203. Anesaki M. History of Japanese Religion. L,.. 1930.

204. Buddhism and the Age of Science. — «The World Peace Series». Colombo. 1962, №2.

205. Callaway Т. N. Japanese Buddhism and Christianity. Tokyo, 1957.

206. Dumoulin H. Zen. Geschichte und Gestalt Bern. 1959.

207. Glasenapp Н. von. Buddhism a Non-theistic Religion. L., 1970.

208. Hisamatsu Senichi. The Characteristics of Beauty in the Japanese Middle Ases. — «Acta Asiatica». Tokyo, 1965, №8.

208a. Hoiton G. The Roots of Complementarity. —«Dedalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences». Boston, 1970, №99.

209. Introduction to Classic Japanese Literature. Tokyo, 1948.

210. Iwao Matsuhara. On Life and Nature in Japan. Tokyo, 1964

211. Janeira A. M. Japanese and Western Literature. A Comparative Study. Rutland, 1970.

212. Japanese-English Buddhist Dictionary. Daito Suppansha Tokyo 1965.

213. The Japanese Mind. Essentials of Japanese Philosophy and Culture. Ed. by Ch. A. Moore. Honolulu, 1967.

214. Japanese Thought in the Meiji Era. Centenary Culture Council Series. Vol. 9. Tokyo, 1958.

215. Jung C. G. Psychology and Religion: West and East. L., I958.

216. Kato Shuichi. Tominaga Nakamoto. A Tokugawa Iconoclast. — «The University of British Columbia. Reprinted from „Monumenta Nipponica“». Vol. 22. 1967, January.

217. Legge J. The Four Books. Confucian Analects. The Great Learning. The Doctrine of the Mean and the Works of Mencius. Shanghai, [6. r.].

218. Legge J. Life and Teachings of Confucius. L., 1877.

219. Makoto Ueda. Literary and Art Theories in Japan. Cleveland, 1967.

219a. Maurer H. Collisium of East and West. Chicago, 1951.

220. Miner E. The Japanese Tradition in British and American Literature. Princeton, 1966.

221. Nakamura Hajime. A History of the Development of Japanese Thought from 592 to 1868. Vol. 2. Tokyo, 1967.

222. Needham J. Science and Civilisation in China. V. 1-2. Cambridge, 1956.

222a. Neill McFarland H. The Rush Hour of the Gods. A Study of New Religious Movements in Japan. N. Y.-L., 1967.

222б. Nishida K. Intelligibility and the Philosophy of Nothingness. Tokyo, 1958.

223. Okajaki Yoshie. Japanese Literature in the Meij! Era. Tokyo, 1955.

224. Okakura Kakuzo. The Book of Tea. Tokyo, 1974.

225. An Outline of Shinto Teachings. Tokyo, 1958.

226. Philosophical Studies of Japan. Vol. IX. Tokyo, 1969.

227. Raja Rao. The Serpent and the Rope. L., 1960.

228. Smith W. W. Confucianism in Modern Japan. Tokyo, 1959.

229. Sources of Japanese Tradition. Vol. I. N. Y.-L., 1958.

230. Sta11 J. F. Advaita and Neoplatonism. A Critical Study in comparative philosophy. Madras, 1961.

231. Suzuki D.T. Manual of Zen Buddhism. N. Y., 1960.

232. Suzuki D.T. Studies in Zen. N. Y., 1960.

233. Suzuki D.T. Mysticism. Christian and Buddhist. L., 1957.

234. Suzuki D.T. The Zankavatara Sutra. L., 1966.

235. Suzuki D.T. Zen Buddhism, Selected Writings, ed. by W. Barret. N. Y., 1956.

236. Suzuki D.T. Zen and Japanese Culture. N. Y., 1959.

236a. Tadao Kunitomo. Japanese Literature Since 1868. Tokyo, 1938.

237. Terminologia Indica. 1. Tartu, 1967.

238. Toynbee A.J. A Study of History. L., 1946.

239. Watts A.W. The Spirit of Zen. N. Y., 1960.

240. Watts A.W. The Way of Zen. N. Y., 1968.

241. Wood E. Zen Dictionary. Tokyo, 1972.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия