Основные этапы творческого и идейного пути Л.Толстого.
1828-1910. По происхождению принадлежал к аристократической фамилии,его предки получили графский титул еще во времена Петра I. 1844-1847-учится в Казанском универе.1851-с братом Николаем на Кавказ,где поступил волонтером на воинскую службу.Там написано «Детство»(1851-52),ставшее его лит-ным дебютом, «Отрочество»(52-54), «Юность»(55-57).Принимал участие в Крымской войне(53-56).Впечатления и наблюдения этого периода вошли в своеобразные репортажи с фронта-«Севаст.расск.(55-56).1857,1860-путешествует.Возвр.в Россию,работает в школе для крестьянских детей.После реформы 1861-посредник,разрешающий конфликтные ситуации в пользу крестьян.1852-1863-«Казаки».1862-женится на Софье Берс.1863-1869-пишет «Войну и мир».Создал новый вид романа-эпопеи,гармонично соединивиший в себе беллетристику,публицистику и философию.Отобразил жизнь России в переломный момент истории(1805-1820).По завершении ВиМ-просветительская деятельность в ЯП,составлял азбуку,грамматику и книги для чтения для сельских школ.1875-Азбука,Новая азбука,четыре Русские книги для чтения,в которые вошли более 200 небольших притч,преданий,сказок и рассказов.К более крупным произведениям этого цикла относится «Кавк.пленник»(1872).Максимальная выразительность,построение сюжета исключительно на одних событиях.1873-1877-работает над социально-психологическом романом «АК»,раскрывающим закоснелость нравов и обычаев высших слоев общества.Центральная проблема-право человека на счастье.1879-1880-Исповедь,выражает мировоззренческий кризис Т.Страстное обличение лицемерия и лжи в семейной жизни-Власть тьмы1886,Плоды просвещения86-90,Живой труп1900,изд.1011,Смерть Ивана Ильича(1886),Хаджи Мурат1896-1904,изд.1912),особенно-романВоскресение(1889-1899).Реальное событие,почерпнутое из судебной хроники.Публикация-причина отлучения Толстого святиейшим Синодом от РПЦ(1901).Особенно резко изобличал гос-венные учреждения в рассказе-памфлете «Николай Палкин»(1884-1887),в рассказе «После бала»(1903,изд.1911).1908-выступил с памфлетом «Не могу молчать»,направленным против смертной казни и кровавых репрессий царского правительства.Окт 1910-тайно покинкул ЯП,чтобы провести остаток жизни в одиночестве и спокойствии.Во время бегства в возрасте 82 лет скончался. Творчество Толстого до ВиМ. 1852-в Современнике опубликовано Детство,сразу обратило внимание литературной общественности.Трилогия Д,О(1854),Ю(1857)-заявил себя как психолог.Проблема становления характера.В сознании героя,Николеньки Иртеньева,отразился весь богатейши мир впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.Постепенно происиходит их переработка,вследствие чего меняется сознание героя:он «движется»,как движется мир вокруг него.Ему свойственна самокритика,у него свой кодекс поведения-comme il faut,сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.Развитие сознания героя,идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается авторитет отца,герой детским умом понимает,что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга сестры,им неровня.О-московские впечатления,первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях,пора переоценки ценностей.Главное благоприобретение этого периода-первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма,близкого к сумасшествию.»О чем я думаю?Я думаю,о чем я думаю.А теперь о чем думаю?Я думаю,что думаю,о чем думаю».Ю-утрачивается связь с высшим светом.Терпит крушение теория comme il faut,завязывается дружба,основанная на принципах,убеждениях,дружеские отношения проверяются на искренность,верность.Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.Апрель 1855-отправил в «Современник»первый рассках-«Севастополь в декабре месяце»(т.е. в декабре 1854).Обещал журналу присылать ежемесячно статьи современного военного содержания.Речь шла о реальных событиях,но подробности сражения Т не интересовали,их почти нет,за искл эпилога в «Сев в авг 1855».Много о психологии участников обороны,много общечеловеческой философии.Обороняющийся Севастополь поражает автора мертвойц тишиной на улицах,бастионах.Но потом замечает:защитники соверашют свои будничные дела без излишней эмоциональности,это и есть настоящий героизм. «Сев в мае»-более пристально рисует типы офицеров.Штабс-капитан Михайлов жизнерадостен,честолюбив.Кружок аристократов:адъютанты Калугин, Гальцин,поручик Непшитшетский,подполковник Нефердов.Ценные психологические и худ-венные находки,к-ые пригодились в ВиМе. «Сев в авг 1855»-внимание на братьях Мих и Владимире Козельцевых.Мих уже всего навидался,охлаждает пылкий романтизм Вл,только что прибывшего под Сев.1863-Казаки,повесть.Начинается с противопоставления времяпрепровождения пирующих у Шевалье господ,для которых раннее утро все еще «вечер», а «утро»-это для народа,затемно поднимающегося на работу.Оленин->Кавказ,чтобы жить естественной жизнью казаков,стать как они, «опроститься».Жизнь гребенских казаков на Тереке изображается не только как нечто более высокое,чем столичная жизнь,но и как нечто недосягаемое для аристократа,в искренность стремления «опроститься» которого казаки не верят,да не верит и он сам.Вся история его отношений с казачкой Марьяной,невестой Лукашки,искуственна и не соотвествует обычаям казаков.Оленин привез в станину свое безволие и бесцельность жизни. 34. Семьи Ростовых и Болконских в хроникальном и философском плане романа «Война и мир». Ростовы в «ВиМ» - идеал семейного быта, основанного на добрых отношениях между близкими людьми. Ростовы близки к национ.традициям: гостеприимны, нерасчетливы, любят деревенскую жизнь, народные праздники. В 1812 г. они принимают нелегкие решения: соглашаются отпустить Петю в армию, покидают Москву, отдают подводы раненым. Ростовы живут интересами нации. Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчиняется жесткому регламенту, раз и навсегда установленному старым княззем Николаем Андреевичем. Он воспитывает княжну Марью по особой системе, не выносит, когда ему противоречат, и потому часто ссорится с дочерью и сыном. Их объединяет скрытая, не выражающаяся в словах родственная теплота. Только перед смертью старший Болконский дает волю чувству жалости и любви к дочери. В основе толстовской педагогической концепции лежат принципы Ж.-Ж.Руссо. Воспитание должно быть «естественным», незаметным, детей нельзя «держать строго». Толстой показал два варианта воспитания. Первый - «ростовский»: у старших Ростовых нет каких-то особых принципов воспитания, их общение с детьми – стихийный «руссоизм». В семье Ростовых допускаются баловство и проказ. Второй – метод воспитания, которого придерживается старый князь Болконский, крайне требовательный к детям, предельно сдержанный в выражении отцовских чувств. Марьи и Андрей становятся «романтиками поневоле»: идеалы и страсти глубоко спрятаны в их душах. В образе Марьи Болконской Л.Н.Толстой создал идеал русской женщины – кроткой, терпеливой, любящей матери и преданной жены. Среди всех Болконских только ей удалось постичь семейное счастье, поскольку, в отличие от отца и брата, она не была столь гордой и надменной.
|