Студопедия — Богоискательство и эволюция общественных и философско-религиозных взглядов Толстого. «Исповедь».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Богоискательство и эволюция общественных и философско-религиозных взглядов Толстого. «Исповедь».






В 1877 г. произошел духовный переворот Л.Н. Толстого. В «Исповеди» он пишет: «Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: «Зачем? Ну, а потом? Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, - ну и что ж!..» Жизнь моя остановилась. Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Но я не хотел торопиться, потому что хотелось употребить все усилия, чтобы распутаться! И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты шнурок, чтобы не повеситься на перекладине, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни». Л.Н. пытался отыскать смысл жизни в семье, но понимал, что его семья – жена, дети; они тоже люди. Искал смысл и в искусстве, но понял, что «искусство есть украшение жизни, заманка к жизни. Но жизнь потеряла свою заманчивость, как же я могу заманивать других?». Пытался обратиться за ответом на свой вопрос к наукам, но эта попытка также не увенчалась успехом. Он писал, что «философия не только не только не отвечает на этот вопрос, но сама спрашивает. И если она истинная философия, то вся ее работа только в том и состоит, чтобы ясно поставить этот вопрос. И если она твердо держится своей задачи, то она и не может отвечать иначе на вопрос: «Что такое я и весь мир?» - «Все и ничто»; а на вопрос: «Зачем существует мир и зачем существую я?» - «Не знаю». Так что блуждание Л.Н. в знаниях не только не вывело его из отчаяния, но только усилило его. Не найдя разъяснения в знании, он стал искать разъяснения в жизни, в людях. «Я нашел, что для людей моего круга есть четыре выхода из того ужасного положения, в котором мы все находимся. Первый есть выход неведния. Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что жизнь есть зло и бессмыслица. Второй выход – выход эпикурейства. Зная безнадежность жизни, пользоваться покамест теми благами, какие есть. Третий выход есть выход силы и энергии. Он состоит в том, чтобы, поняв, что жизнь есть зло, уничожить ее. [Толстой видел, что это самый достойных выход]. Четвертый выход есть выход слабости. Понимать зло и быссмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти не может». Но тут Л.Н. начал понимать,что все же он что-то упускает, ведь есть же на земле миллионы людей, которые не сомневаются в смысле жизни. Т.е. эти люди все же придают жизни какой-то смысл. «Я увидал, что все все эти миллиарды живших и живущих людей, все, за редким исключением, не подходят к моему делению. Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество – признают смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера, та самая, которую я не могу не откинуть. Но я понял то, что, как ни неразумны и уродливы ответы, даваемые верою, они имеют то преимущество, что вводят в каждый ответ отношение конечного к бесконечному. Как я ни поставлю вопрос: как мне жить? – ответ: по Закону Божию. Что выйдет настоящего из моей жизни? – Вечные мучения или вечное блаженство. Какой смысл, не уничтожаемый смертью? – Соединение с бесконечным Богом, рай. Где жизнь, там вера, с тех пор, как есть человечество, дает возможность жить. Значит – в одной вере можно найти смысл и возможность жизни. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь верит. Без веры жить нельзя. Что я делал, когда искал ответ в знаниях философских? я изучал мысли тех существ, которые находились в том же самом положении, как и я». Л.Н. наконец-то нашел смысл жизни в Боге, но не знал, какую принять веру. «Они, эти верующие нашего круга, точно так же, как и я, жили в избытке, старались увеличить или сохранить его, боялись лишений, страданий, смерти, и так же, как я и все мы, неверующие, жили, удовлетворяя похотям, жили так дурно, если не хуже, чем неверующие. Я жил так два года, и со мной случился переворот. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусства – все это предстало мне как баловство. Я понял, что искать жизнь в этом нельзя. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его». «Несмотря на то, что я вполне был убежден в невозможности доказательства бытия божия (Кант доказал мне, и я вполне понял его, что доказать этого нельзя), я все-таки искал бога, надеялся на то, что я найду его, и обращался по старой привычке с мольбой к тому, чего я искал и не находил. То я проверял в уме доводы Канта и Шопенгауэра о невозможности доказательства бытия божия, то я начинал опровергать их. И с отчаянием в сердце о том, что нет и нет бога, я говорил: «Господи, помилуй, спаси меня! Господи, научи меня, бог мой!» Но никто не миловал меня, и я чувствовал, что жизнь моя останавливается.
 Но опять и опять с разных других сторон я приходил к тому же признанию того, что не мог же я без всякого повода, причины и смысла явиться на свет, что не могу я быть таким выпавшим из гнезда птенцом, каким я себя чувствовал. Пускай я, выпавший птенец, лежу на спине, пищу в высокой траве, но я пищу оттого, что знаю, что меня в себе выносила мать, высиживала, грела, кормила, любила. Где она, эта мать? Если забросили меня, то кто же забросил? Не могу я скрыть от себя, что любя родил меня кто-то. Кто же этот кто-то? — Опять бог.
 «Он знает и видит мои искания, отчаяние, борьбу. Он есть» Тут я оглянулся на самого себя, на то, что происходило во мне; и я вспомнил все эти сотни раз происходившие во мне умирания и оживления. Я вспомнил, что я жил только тогда, когда верил в бога. Он — то, без чего нельзя жить. Знать бога и жить — одно и то же. Бог есть жизнь”.

Однако несмотря на то, что Л.Н. поверил в существование Бога, он не мог принять обрядовой стороны веры. “Я желал всеми силами души быть в состоянии слиться с народом, исполняя обрядовую сторону его веры; но я не мог этого сделать. Я чувствовал, что я лгал бы перед собой, насмеялся бы над тем, что для меня свято, если бы я делал это.” В 1880-е Толстой стал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена духовной и светской цензурой.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 722. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия