Дидактическое и художественное в романе Л.Толстого "Воскресение".
Над Воскресеньем Толстой работал с перерывами около десяти лет. Начало работы над произведением относится к 1889 году, а закончено оно было лишь в 1899 году. «Воскресение» явилось как бы своеобразным итогом литературной и общественной деятельности писателя почти за два десятилетия его идейных и нравственных исканий за этот период. «Воскресение» было напечатано в журнале Нива за 1899 год с большим числом цензурных изъятий и изменений. В таком же изуродованном виде вышел роман и отдельным изданием в 1900 году в Петербурге. С одной стороны, ему хотелось выразить в романе новый взгляд на вещи, т. е. изобразить существующие отношения в обществе с точки зрения патриархального крестьянства, а с другой — показать нравственное «воскресение» кающегося дворянина. В ходе работы первая тенденция постепенно брала верх над второй, не вытесняя ее вовсе. В конечном счете Нехлюдов «воскресает», т. е. порывает со своей средой, главным образом под влиянием действительных событий, тех фактов, которые всё более и более убеждали его в том, что прав народ, а не господствующие сословия. Последний роман Толстого — произведение, исполненное глубоких идейных противоречий, отразивших сильные и слабые стороны взглядов Толстого как зеркала русской революции. Проблематика «Воскресения» исключительно широка. В романе поставлены вопросы доклассовом неравенстве, о судьбах безземельного, бесправного и нищего крестьянства, о его ненависти к несправедливому общественному строю, о его праве на землю и на свободную жизнь; о причинах разорения городских масс; о функциях всего аппарата дворянско-буржуазного государства; о религии, стоящей на защите интересов эксплуататорских классов. С другой стороны, в «Воскресении», романе от начала до конца обличительном все время ощущается необходимость присутствия автора он постоянно вмешивается в действие, высказывая от своего собственного имени суждения и замечания. Образ Нехлюдова занял в романе большое место потому, что через него в значительной степени осуществляется критика господствующих классов и представителей власти дворянско-буржуазного государства. Образ Нехлюдова, человека, порывающего с миром угнетателей и стремящегося соединиться с миром угнетенных давал писателю возможность провести через весь роман принцип контраста двух миров. Проблематика романа. Три момента романа:Гл.задача - исслед. Сущест.строй жизни снизу доверху; 2 – Т.пишет:ясно понял надо начинать с жизни крестьян;3-Острая публицистичн.ром..Острый, социал. Роман-обозрен.Роман- больш.эпич. полотно,но собств.описан.принадлеж. ничтожн.роль. «В.»- роман о серьезн.зле. Сюжет:дворянин и соблаз.им девушка. Жанровая форма. структура, повествоват., По жанру ром.-проповедь.Композ.стороит. на в соот.с основ.соц.конфликт. Госп.класс и все, кто охран.привел., Наро- крестьяне, забит.город.беднота,арестанты. Лишь Нехлюдов,порвав со своей средой становит.защитником народа. Манера.хар-ры, Сложность переж.,свойст.героям т.у Масловой отсут. Психол.раскрыв.не на внутрен.переж.,а во внешн.проявлен. Внещн.портрет.чертами надел.в романе предст.народ среды и револ-ры, о потрете Нехлюд. Нисего нет,кр.призн.барства, отпущ. ногти, толст.шея, гладкие белые ноги и т.д. О господах Т. Обычно пишет, во что они одеты. смысл.назван. «Воскресение» - возвращение, воскрешение к жизни Катюши.
Своим духовным обликом Дмитрий Нехлюдов напоминает Константина Левина. О Левине и Нехлюдове можно было бы сказать с известными оговорками, что это одно и то же лицо на разных этапах своей духовной жизни. Собственно, и образ Левина, и образ Нехлюдова отражают взгляды самого Толстого на мир, взятые в их движении и развитии. Однако Левин — характер, безусловно, автобиографический, его личность и биография во многом, хотя далеко не во всем, совпадают с личностью и биографией Толстого. Жизнь Нехлюдова в сущности почти ничем не напоминает жизни Толстого, а между тем мысли и чувства Нехлюдова не менее близки мыслям и чувствам Толстого 90-х годов, чем мысли и чувства Левина — Толстому 70-х годов. Это различное соотношение образов Левина и Нехлюдова с духовным обликом самого Толстого объясняется различием задач, которые ставились в «Анне Карениной» и в «Воскресении». Проблематика «Воскресения» исключительно широка. В романе поставлены вопросы о классовом неравенстве, о судьбах безземельного, бесправного и нищего крестьянства, о его ненависти к несправедливому общественному строю, о его праве на землю и на свободную жизнь; о причинах разорения городских масс; о функциях всего аппарата дворянско-буржуазного государства; о религии, стоящей на защите интересов эксплуататорских классов. В «Воскресении» отражены настроения многомиллионного русского патриархального крестьянства, его стремление «смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян...
|