Сочинитель
СКАЗАНИЕ
ПРО ЦАРЯ МАКСА-ЕМЕЛИЯНА,
БЕСПЛОДНЫХ ЦАРИЦ, ЖЕНУ ЕГО НАСТЮ, ДВЕСТИ ТЫСЯЧ ЦАРЕЙ – ЕГО СЫНОВЕЙ, ГРАФА АГРИППА, ПУСТЫННИКА ВЛАСА, ВОИНА АНИКУ, ЦАРЕВНУ АЛЕНУ, МАСТЕРА-НА-ВСЕ-РУКИ И ПРОЧИХ ЛИЦ ИЗ БЫЛЫХ НЕБЫЛИЦ
Почти по С. Кирсанову
Лица действующие и говорящие
Царь Царские жены Граф Агрипп Граф Первый Граф Второй Граф Третий Граф Четвертый Стража Мужик Влас Настя Гости на пиру Оркестр Звонарь Мартын Звонарь Антон Звонарь Спиридон Глашатай Летописец Аника-воин Алена Солдат Иван Левша Ястреб Кобель Конь Дитя-цветок Смерть Ераст Родион Гаврило Скоморохи
Смерть в шляпке-маске прогуливается по сцене с зонтом. Втыкает зонт в центре на переднем плане. Музыкальный акцент. Веселая музыка. ПРОЛОГ. Ярмарка. Скоморохи и другой люд. После небольших приготовлений все кланяются в сторону задника. На попах разные изображения и орнаментальные круги, включая «смайлы».. Понимают свою ошибку и начинают наперебой говорить. Скоморохи. Здравствуйте, господа! Вот и я к вам явился сюда. Первый. За кого вы меня признаете: Второй (забравшись на бочку). За короля прусьского Третий (забравшись на другую бочку) Или за прынца хрянцюзьского? Четвертый (вырвавшись вперед) Я не есть король прусьский, Ни прынц хрянцюзьский, Царь. А есть царь Максемьян.
Общий хохот. Царя заталкивают на задки. Начинают его раздевать, приговаривая.
И чего нам ждать от тебя сыча, От хрыча, в бороде утопшего? Коли стал не муж, коли сам не дюж Постараться для блага общего…
Слышны удары Кузнеца в бочку.
Ты б из спаленки убирался уж, Допустил бы к постели свадебной, Кого девкам здоровым надобно, - - Кого? Кузнеца, удальца пригожего. Кузнец продолжает ударять после каждой строчки. Девки после каждого удара вскрикивают от удовольствия. Поработает он, играючи, Ударяючи добрым молотом. Понесет она с того вечера В семь кило дитя, королевича, Вороного крыла, кузнечьего. Девки окружают Царя, успокаивают. А что цвет не твой и портрет не твой, Не казни за то – делать нечего, Царь наш батюшка, если нет чего… - Чаво? - Чего нет! - Не может быть! - Вот и я говорю: не может! Девки плачут. Все плачут. Затем плач переходит в смех!!! Сочинитель. Цыц! Народ безмолвствует! Колокольный разговор. Народ зажимает себе рты. Сочинитель. СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ МАКСА-ЕМЕЛИЯНА, БЕСПЛОДНЫХ ЦАРИЦ, ЖЕНУ ЕГО НАСТЮ, ДВЕСТИ ТЫСЯЧ ЦАРЕЙ – ЕГО СЫНОВЕЙ, ГРАФА АГРИППА, ПУСТЫННИКА ВЛАСА, ВОИНА АНИКУ, ЦАРЕВНУ АЛЕНУ, МАСТЕРА-НА-ВСЕ-РУКИ И ПРОЧИХ ЛИЦ ИЗ БЫЛЫХ НЕБЫЛИЦ… Народ еле выдержал такое издевательство. Вдохнул воздух. Один скоморох упал. Все разбежались.
Сочинитель (в микрофон). А царю Емельяну-то Максу ребеночек снится.
Один скоморох на цыпочках подходит к лежащему. Рукой подзывает остальных. Двенадцать скоморохов поднимают лежащего и кладут к зонту. Музыкальный акцент. Темнота. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СКАЗ ПЕРВЫЙ. Сон.
Сноска. Сон – периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Большая советская энциклопедия. Том 24-й. Страница 178.
Покои царские. Полумрак.
Сочинитель. Тихо, курочка, цыц – Спит Карлушенька-принц. Баю, принц Кириллушко, Спи, усни, Аттилушка, Клюй орлиным носиком, Фридрих Барбаросынька.
То ли сон, то ли явь: «карусель» царских невест. Это напоминает современные подиумы. Претендентки вышагивают представляя себя. В руках: вилы, секаторы, грабли обыкновенные, грабли веерные, лопаты, плодосборники. Диджей. Сон первый… Сочинитель. - В королевах ходила испанская донна, лицом хоть куда! Звать Тереза, тверёза и молода. А нет плода! - За Терезою — польская краля Ядвига, молоко да клубника, захмелеешь, узря. И зря. - А за ней австриячка была — Фредерика, станом оса. - Русская царевна Федора, в два кулака коса. - Итальянская Леонора, что твоя лоза, - Персиянка Гюрза, Кунигунда была, Розалинда — инда счет потерял Емельянушка-Макс. Царь просыпается. Оглядывается. Царь. Так-с. А ни дочки, ни сына. Сочинитель (продолжает). - Абиссинская даже была негусыня, чернее всех саж да вакс. - А за ней англичанка Виктория — родовита, бледна. Все «сонные королевны» выстраиваются в диагональ. Царь проходит по ряду, у каждой слушает живот. - И со всеми такая ж история: умом тонки, породой чисты, а внутри пусты. - Куда уж дальше ходить — из Парижа выписал Антуанетту, Царь натыкается на девицу странного вида, но… - Уж и модница, и любовница, только дитя бы родить! Мельтешит за ней. Но она оказывается скоморохом мужского пола. - Ан того и нету. Царь разгоняет жен. Остается один.
|