Сочинитель.
И царить-то им ни к чему! Каруселищу как чуму невзлюбили. Три царя пристрастившись были кто к чему: царь Ераст был горазд пилить и строгать, Родион — вроде он — мастер песни слагать, а Гаврило — царь худородный — выше ставил труд огородный. А нельзя, раз высокое звание. Остается одно зевание. Сочинитель. И повадился к ней знаменитый герой, воин Аника. Аника подходит к Алене с гимнастическим кольцом. Крутит его. Скоморохи. Попробуй его прогони-ка! Ходит к Алене с венчальным кольцом. Саблей грохочет — свататься хочет. Аника-воин. Замуж иди! Любовь, мол, клокочет в груди. Растопчу, кого захочу, государство тебе отхвачу. Сочинитель. Но Алена ему — на порог! Скоморохи (хором) Не тебе, мол, печется пирог!
Алена прогоняет Анику-воина. Садится за веретено. Алена. Расскажи-ка ты, веретенце, мне, кто мне чудится по ночам во сне? Сочинитель. Веретенце жужжит, ничего не рассказывает… У Алены слезинка на щеку соскальзывает! Алена. Где его найти и в какой стране, расскажи-ка ты, веретенце, мне. Звучит романтическая музыка. Перед Аленой встает «образ Ивана». Он кует! Алена вздыхает. Все. Ой, любовь, любовь! Будет свадьба вновь! Сочинитель достает пистолет, стреляет в «образ Ивана». Все разбегаются. Иван исчезает. Сноска. Осечка – при стрельбе: отсутствие выстрела вследствие неисправности оружия. Словарь Ожегова. С. 421. СКАЗ ВОСЬМОЙ. «Совет»
Во дворце сидит Агрипп с кучей бумаг. Сочинитель. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.
Агрипп. Стал стар, и катар. И вести королевство не просто. Чем прокормишь царей двести тысяч? И пшена-то в амбаре не сыщешь. Сводит лоб от сего вопроса. Пахарь-знахарь опять не привез ни овса, ни проса. Глашатай. Голод грядет, бескормица! Агрипп (по секрету в зал) Что ли, в другое царство оформиться? Да оформят ли? Ой ли!
Вновь погружается в бумаги. Сочинитель. Папку с делами открыв, граф Агрипп разбирает архив. Агрипп. Дай памяти, бог, — кто помог Емельяну? (Вспомнил).
Агрипп отправляется в дорогу. День-ночь, день-ночь. Прибыл к Власу. Влас предсказывает. Влас. Есть река, за ней река, за рекой еще река, а за самой рекастой рукавистою рекой есть такой невесть какой, и глазастый и рукастый, Мастер-На-Все-На-Руки, целый дом одной рукой подымает на руки. Массовка жестами объясняет текст. Вам его бы полюбить — всем помог бы, стало быть.
Только чур — не тово! Силой мастера того на работу не поставить, и плетями не заставить, и цепями не связать, и обманами не взять, и себя погубите, если не полюбите. Людичи, людичи, будьте — людо-любичи, пропадете, будучи людо-люто-губичи. Агрипп не дослушивает. Убегает с криками. Агрипп. Звать Анику-воина, накормить удвоенно, дать аркан и ятаган, ястреба клювастого, кобеля зубастого и коня как ураган — пусть изловит наскоро работягу Мастера да накажет настрого! Глашатай (повторяет). Звать Анику-воина, накормить удвоенно, дать аркан и ятаган, ястреба клювастого, кобеля зубастого и коня как ураган — пусть изловит наскоро работягу Мастера да накажет настрого! Появляется Аника-воин. Аника-воин. Ух, я его! Сочинитель. Только б знать — кого его? Аника-воин. Вот я, Аника, храбер и бодер. Нет мне ни встречника, Ни поперечника, Ни спорника-непокорника. От духа моего останавливались облака, Текла кровавая река, Цари царства оставляли – Я и смерти своей не пощажу – И той голову срублю. Смерть выходит, весело рукой приветствует Анику-воина. Бросает ему цветок.
СКАЗ ДЕВЯТЫЙ. Смерть пришла. Слышен свист ветра. В чистом поле Аника-воин. С ним рядом Ястреб, Кобель, Конь. Смерть в продолжении всей сцены наблюдает. Сочинитель. В некий час Аника-царь въехал в степь полынную, полуднем палимую, ищет-рыщет Мастера, посылает ястреба: Аника-воин. Как увидишь с высоты мужика рукастого — возворачивайся ты. Ястреб улетает и быстро возвращается. Ястреб. Так и так, Аника-во, не увидел никого. Аника-воин. Ах, вот так и никого? (Убил ястреба) Отправляет Кобеля. Аника-воин. Как унюхаешь дух — мчись обратно во весь дух. Кобель быстро возвращается. Кобель. Так и так, Аника-во, не унюхал никого. Аника-воин. А-а, и ты никого? (Убил кобеля). Отправляет Коня. Конь возвращается один.
|