Часть первая. Формальная школа
ГЛАВА 1. От «архитектонической целостности» А. Гильдебранда до «чистой зримости» К. Фидлера......11 А. Гильдебранд и его учение о художественном зрении как продукте зрительных представлений...................11 Неокантианская версия изобразительного искусства как чистой зрительности в работах К. Фидлера.................42 ГЛАВА 2. Концепция «художественной воли» А. Ригля...............56 1. «Осязательное» и «оптическое» в учении А. Ригля об эволюции художественных стилей................56 История и сущность орнамента в интерпретации А. Ригля......76 Развитие художественной формы от Древнего Египта до раннего средневековья в изображении Ригля........ 89 4. Изображение объективного и субъективного в живописи. (книга А. Ригля «Голландский групповой портрет»)....... 105 ГЛАВА 3. Критики и последователи А. Ригля........126 Антропологический вариант формального искусствознания в работах А. Шмарзова......... 126 2. Л. Келлен: Стиль — это мировоззрение?......... 141 3. Изобразительное искусство как «отражение». Взгляды П. Франкля............. 148 4. В. Воррингер и его книга «Абстракция и вчувствование».......... 152 5. В. Беньямин: традиционная «аура» и новое чувственное восприятие........ 161 Глава 4. Дихотомическая концепция стиля Генриха Вельфлина... 170 Г. Вельфлин — формалист или сторонник содержательной интерпретации искусства?..... 171 Внутренняя и внешняя форма............. 176 3. Внутренняя форма — воспроизведение смысла бытия или субъективное «видение»?....... 182 Художественное пространство как выражение определенного миропонимания.............. 188 Типология стилей Г. Вельфлина......... 194 Единство линейного и живописного..................206 Часть вторая. Духовно-исторический метод, социология искусства, иконология Глава 5. Духовно-исторический метод М. Дворжака и социология искусства А. Хаузера.........223 Концепция истории искусств как истории духа М. Дворжака..........223 А. Хаузер и его социологический вариант духовно-исторического метода..........260 Глава 6. Иконология Э. Панофского (критика формалистического искусствознания с либерально-гуманистических позиций)...281 Критерий гуманности..........285 Проблема аллегории и концепция жеста..........294 Идеальное и реальное в художественном зрении...........300 4. «Отчужденный символизм» Э. Кассирера и его реальная основа...........305 5. Смысл как «другое» по отношению к художественному изображению....................315 Иконологический метод Э. Панофского..........323 7. Иконология и картина Тициана «Аллегория благоразумия»..................352 Часть третья. «Новая волна формализма»: синтез идей на основе методологии Венской школы Глава 7. «Структурная наука» Г. Кашница.............365 Глава 8. Г. Зедльмайр в поисках «истинной середины»...........404 РАЗДЕЛ II. ПАРАДОКСЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ КОНЦА XX В. Введение к разделу II............441 Глава 9. Деконструкция в теории и истории изобразительного искусства (Жак Деррида и его книга «Правда в живописи»)......445 1. Метод деконструкции — «философия неудачи»............448 Концепция парергона и проблема соотношения цвета и рисунка в живописи..........462 3. Граница, рама и «дополнение»............472 4. Фабула, слово и изображение (полемика вокруг «Башмаков» Ван Гога)..........493 5. «Дополнение» к классике или «проскальзывание» мысли?.........500 Глава 10. «Иконология» Т. Митчелла (Критика Н. Гудмена и 3. Гомбриха).........510 1. Диалог прошлого и настоящего: семиология Н. Гудмена в свете классики...............510 Иллюзии Э. Гомбриха..........524 Лессинг против Берка..........531 Недостаточность классики и поиски нового синтеза......539 Глава 11. Логика «пристального взгляда» (Концепция реализма Н. Брайсона)..........548 1. Зрительное восприятие, «Сущностная Копия» и правда в искусстве как трансценденция........551 Джотто, Дуччо и Фабула мира...........566 3. «Материалистическая концепция» Брайсона как альтернатива реализму в искусстве............583 Глава 12. Феминистское искусствознание Г. Поллок................595 Феминистское вторжение в историю изобразительного искусства...........597 2. «Вожделеющий взгляд», женщина и искусство классики.........621 Глава 13. «Осторожная наука» искусствознания и концепция «анаморфического зрения» Д. Прециози.... 649 Кризис теории изобразительного искусства...................649 Образ и знак в свете семиотики и религиозного эссенциализма...........655 3. Проблема начала искусства: концепция наскальной живописи А. Маршака против семиотики А. Леруа-Гурана..............669 Паноптический (централизирующий) взгляд и анаморфизм............678 Афинский Акрополь и идеал искусствоведения..............683 Глава 14. Западное искусствознание XX в.: итоги и надежды (критика Б. Виссом и X. Мокси формальной школы и Э. Панофского)....704 Малевич, мавзолей и воля к власти....................704 Трансцендентальное, Целое и вина классики...................713
|