БОЛГАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Развитие образования в Болгарии в межвоенный период было подчинено главным образом задаче модернизации страны. В 1921 г. правительство А. Стамболийского ввело обязательное 7-летнее образование. Расширилась сеть начальных, средних и особенно профессиональных школ. Начал функционировать частный Свободный университет с дипломатическим, административно-хозяйственным и торгово-экономическим отделениями. В Софийс ком университете появились новые факультеты: медицинский, агрономический и ветеринарный. Были открыты экономические институты в Варне и Свиштове. Всего в 1939 г. в Болгарии имелось 5 высших учебных заведений. Кабинет А. Стамболийского в 1921 г. ввел новые правила правописания. В результате болгарский алфавит лишился двух букв. Введение данной реформы, вызвавшей резко негативную реакцию Академии наук, растянулось фактически на 20 лет. Межвоенный период был отмечен появлением и развитием в Болгарии таких видов искусства, как опера, балет, кино. Софийская народная опера возникла в 1921 г. на базе Болгарского оперного товарищества. Оперный коллектив в театре сложился в 30-е годы. Среди исполнителей особо выделялись X. Мор-фова, С. Македонский, М. Попов и др. Они обрели мировую известность. Из осуществленных в 1926-1936 гг. 60 постановок опер 10 принадлежало болгарским авторам (П. Владигерову, П. Сгай-нову и др.). С 20-х гг. болгарские композиторы уже работали во всех жанрах, овладевая различными музыкальными формами. Танцовщик и балетмейстер А. Петров в 1927 г. организовал профессиональную балетную труппу и открыл балетную школу. В 1937 г. он поставил первый болгарский национальный балет «Змей и Яна» X. Манолова. Преимущественно предпочтение отдавалось классическому танцу, приемам пластической школы и средствам свободного таниа Впервые сочетание классического балета с элементами народных танцев было использовано в 1942 г. в постановке М. Димовой балета М. Големинова «Нестинарка». В 1933 г. режиссер В. Гендов, который в 1915 г. поставил первый болгарский художественный фильм, выпустил и первый звуковой фильм «Бунт раба». До 1944 г. в Болгарии было создано около 50 художественных фильмов. Факторами, оказавшими значительное влияние на содержательную сторону болгарского искусства, являлись пережитые «национальные катастрофы» и характерный для начала 20-х гг. революционный подъем. В наибольшей степени революционная тематика нашла свое выражение в поэзии X. Смирнснского, Г. Милева (поэма «Сентябрь») и Н. Вапцарова (сборник «Песни мотора»). В 1953 г. Н. Вап-царову посмертно (он был расстрелян в марте 1942 г.) была присуждена Международная премия Мира. Вместе с тем в искусстве доминировала так называемая «национальная» тематика. Она была связана главным образом с обращением к истории Первого и Второго болгарских царств, точнее к определенным ее эпизодам, способным представить Болгарию в прошлом сильной и могущественной державой. Наиболее популярными героями исторических романов, драм, опер, кинофильмов являлись хан Асларух, царь Симеон и др. В частности, хан Аспарух изображался избранным богом дерзновенным вождем, защитником и объединителем славянских племен. Героизированные и романтизированные образы болгарских властителей призваны были служить образцом для подражания, воспитывать у болгар чувства национальной гордости и достоинства, вселять в них уверенность в возможность объединения болгар в границах их «идеального» отечества. Характерно, что подобные цели преследовали также работы историков, писателей и публицистов. В целом историзм искусства 20-40-х годов способствовал укреплению и развитию болгарского национального сознания.
|