Метафизика , учение о душе, Этика и политика аристотеля
Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" (II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с. 395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко. 5.Вар Очникоов 2.Метафизика - не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна из них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведёт. Метафизика имеет сама в себе своё тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Это значит, что метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая ото лжи. 3.Метафизика - это исследование первых причин. Аристотель считает, что поскольку они относятся к миру становления, то могут быть связаны с четырьмя причинами: 1)причина формальная; 2) причина материальная; 3) причина действующая; 4) причина финальная. Первые 2 причины есть ничто иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если её рассматривать статистически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но, с точки зрения становления, динамически необходимы ещё 2 причины - двигательные (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек). 4. Второе определение метафизики - бытие как таковое. В этом метафизика не совпадает ни с одной из частных наук. Метафизика идёт к первопричинам бытия как бытия, к такому «почему», которое даёт основание реальности в его тотальности. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Но множество и разнообразность смыслов бытия не ведут к чистой омонимии, ибо каждый из них структурно отнесён с субстанцией. Более того, Аристотель ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырём позициям: *)Бытие как категория (или бытие в себе). Категории представляют главную группу значения бытия. Их десять: 1. Субстанция или сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4.0тношение. 5. Действие. 6. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Иметь. 10. Покоиться *)Бытие как акт и потенция. Акт и потенция - изначальны, ибо их нельзя определить через другое, но только взаимообразно, через связь их между собой. *)Бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, т.е. тип бытия, который не связан с другим бытием существенным образом. *)Бытие как истина (небытие как ложь) - тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей. Этот последний тип бытия изучает логика. Первые 2 группы значений образуют предмет метафизики. В особенности проблему субстанции. 5. Аристотель полагает, что теория субстанции включает в себя 2 главные проблемы: 1) Какие субстанции существуют? 2) Что такое субстанция вообще? а) Материя (hyle - гиле, от греч. лес как строительный материал) - есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую. Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определённым и актуализироваться она поможет, лишь приняв в форму. б) Форма определяет, реализует материю, образует «естьность» всякой вещи, а потому - это субстанция в полном смысле слова. в)Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет «synolos» и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. Итак, бытие в наиболее точном значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, а в третьем смысле - собственном - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид, а ещё выше - форма, которая обнимает материю и фондирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду.
|