Гносеология: философское учение о знании. Проблема истины
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п. В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны: 1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим. 3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека. 4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство. 5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. 18/2 гносеология: философское учение о знании. Проблема истины. Проблема истины в философии и науке. Классическое определение истины (Аристотель): истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция называется корреспондентной концепцией истины. Концепции истины Конвенционализм (лат. сonventio – соглашение) – истинно то знание, с которым согласно большинство ученых, которое логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории. Прагматизм (греч. pragma – действие, практика) - истинно такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия (У. Джемс, Ч. Пирс). Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания? Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов. Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания. Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины 1. Абсолютная истина складывается из относительных истин. 2. Относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины. Проблема: Существует ли абсолютный критерий истинности знания? Логический критерий - знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями в рамках определенной теории и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики. Практический критерий - знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.
19.Философия науки. В это же время Е. Дюрингом был впервые предложен термин «философия науки».«Предметом философии науки — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте» Философия науки изучает также способы формирования, структуру и динамику как в целом научного знания, так и знания конкретных научных дисциплин. Философия науки – философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания. Упоминание о философии науки как о самостоятельной дисциплине впервые встречается у Уильяма Юэлла (1794—1886)1* в трудах по истории наук и философии индуктивных наук, основанной на их истории. Да и многие великие ученые, известные своими достижениями в различных областях знаний, уделяли внимание философии и до, и после ее размежевания с другими науками.Например: Аристотель стал основателем ряда научных дисциплин, вооружив науку и философию определениями, которые составили в дальнейшем их понятийный словарь.Декарт, Лейбниц, Паскаль и Рассел были математиками. Очевидно, что без математики мы вряд ли могли бы говорить сейчас о научном прогрессе. К тому же она составляет существенную основу логики, а следовательно, и философии. В целом философия науки — это область общей философии, изучающая научные методы, которые используют ученые для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также посылки (отправные точки исследований), отталкиваясь от которых они строят доказательства верности своих взглядов на мир Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1856). Функции же философии, по Конту, должны заключаться в систематизации позитивного научного знания и ни в чём более. Основными представителями второй волны позитивизма были философ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и австрийский физик Эрнст Мах (1838 – 1916). Представители «второго» позитивизма были эмпириками и считали, что всё познание в конечном счёте сводится к ощущениям, а научные законы и теории есть лишь особым образом организованная, как бы спрессованная эмпирия в соответствии с законом экономии мышления, то есть они отрицали принципиальную разницу между чувственным и рациональным познанием. В 1920-е гг. появляется третья разновидность позитивизма, получившая название неопозитивизм. В отличие от предшествующих стадий позитивизма он исходил не из естественных наук, а из математики и логики, сохранив, впрочем, эмпирический характер. Поэтому «третий» позитивизм называют также логическим позитивизмом или аналитической философией. Основной чертой «третьего» позитивизма было решение философских проблем с помощью исследования логического мышления и языка. Основой возникновения неопозитивизма явилось бурное развитие логики на рубеже 19 –20 вв. в трудах Бертрана Рассела (1872 – 1970) и других философов, логиков и математиков Философия, согласно неопозитивистам, никогда не имела своего предмета. Её история – это серия нелепых попыток разрешить надуманные псевдопроблемы
|