Студопедия — Тема 4. Сущность и типология философских концепций права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 4. Сущность и типология философских концепций права






Особенности философско-мировоззренческой рефлексии права. Понятие и критерии философских проблем права.

Философско-антропологические основания права. Право как осознанно-нормативная форма человеческого бытия. Существенно-необходимый характер обеспечения неотъемлемых прав человека и гражданина. Социально-философские истоки права. Право как властно-волевая форма социального детерминизма. Философско-юридические корни правовой деятельности. Право как закон регулирования общественных отношений. Проблема соотношения понятий закона и права.

Единство исторического и логического в развитии философии права. Основные подходы к периодизации истории философско-правовой мысли. Общеисторическая периодизация: древность, средневековье, новое, новейшее время. Формационный, культурологический, цивилизационный подходы. История философии права как совокупность процессов зарождения, развития, смены философско-правовых учений.

Типология философской рефлексии права. Закономерности развития философии права. Проявление исторических типов философствования в философско-правовых учениях. Сосуществование различных типов правопонимания в каждый исторический период. Наличие господствующих философско-правовых подходов. Их зависимость от социально-политических, историко-культурных факторов. Проявление поступательности и цикличности в эволюции философско-правовых учений, «как бы возвраты» философско-правовых идей.

Космоцентризм философско-правовых идей Древней Греции. Диалектика понятий «фисис», «логос», «софия», «техне», «дике», «номос». Мистический рационализм Пифагора. Естественно-правовые идеи Гераклита. Социологизм Демокрита. Софисты о субъективности критериев справедливости. Сократ о познании и разумности в управлении. Платоновские представления о высшей идеальной сущности законов и справедливости. Преодоление противоположности правового субъективизма и объективизма в учении Аристотеля.

Пантеизм и философско-правовой антропоцентризм Возрождения. Сущность и формы антропологического подхода к правовым явлениям. Идеи нравственно-властного самоопределения общества в работах Т.Мора, Т.Кампанеллы. Утверждение политико-правового реализма в работах Н.Макиавелли. Личностно-моралистический подход М.Монтеня. Зарождение географического детерминизма в трудах Ж.Бодена.

Гуго Гроций о связи познания, справедливости, естественного и государственного права. Классификация видов права: естественное и волеустановленное (божественное и человеческое). Справедливость и польза как основы естественного права. Взаимосвязь нравственности, права и государства. Идея единого международного порядка.

Гносеоцентризм, этатизм и либерализм философско-правовой мысли Нового времени. Правовой этатизм. Бэкон о справедливости как исполнении законов. Т.Гоббс, различение «естественного права», «естественного закона» и государственного закона. Договорность государственной власти. Примат государственного над личностно-гражданским. Д.Локк о либеральной природе права. Государственное обеспечение неотчуждаемых прав человека. Ш.Монтескье о «духе законов», закономерностях их возникновения и развития. Государственные законы как отражение естественных законов. Зависимость законов от естественно-природных условий жизни общества. Ж.-Ж.Руссо, идеализация «естественного» состояния общества. Диалектика «общей воли», «воли всех», «воли одного».

Право в субъект-объектном аналитизме немецкой классической философии. И.Кант, априоризм практического разума, диалектика морали и права. Г.Гегель, философия права как философия объективного духа. Воля – исходное определение права. Свобода как субстрат и основное определение воли. Право как свобода (идея права), определенная ступень и форма свободы (особое право), закон (позитивное право).

Марксистская идеологизированная диалектико-материалистическая концепция права. Право как воля господствующего класса, возведенная в закон. Критика буржуазного права. Будущее права в социалистическом и коммунистическом обществе.

Западная философия права в XX веке. Неокантианские концепции. Р. Штаммер, К.Кюль, О.Хефре и др. об априорных формах естественно-правового долженствования, их определяющей роли в развитии общества. Неогегельянство. Ф.Бредли, Д. Ройс, К.Ларенц и др.

Философская герменевтика. П.Рикер и др. Учение об интерпретации текстов, исторических фактов, правовых норм. Идеи экзистенциальной философии права в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж-П.Сартра и др. Их развитие в работах В.Майхофера, Е.Фехнера. Право как экзистенциальное явление. Естественное право как право экзистенции, индивидуальная норма поведения.

Юридический позитивизм. Развитие идей классического правового позитивизма. Утилитаристская концепция И.Бентама. Этатизм Д.Остина. Неопозитивистская концепция Г.Кельзена, иерархия правовых норм. Логический позитивизм. Г.Харт, учение о первичных и вторичных нормах. Постпозитивизм. Р. Дворкин, стратегии (цели) и принципы (подходы) в правовой деятельности, «живом праве».

Особенности развития философии права в России. Русская философия права как органичная часть мировой философско-правовой мысли и ее относительно самостоятельное течение.

Культурологические и цивилизационные особенности развития российского общества. Евразийство. Замедленность и сложность либеральных социально-политических преобразований. Их отражение в судьбах философской и философско-правовой мысли.

Диалектика ученичества и самобытности в развитии философско-правовой мысли в России. Ее проявления в области права.

Национально-патриотическая окрашенность философских идей. Коррелированность философии права с актуальными проблемами социально-политического развития страны, правовыми реформами.

Влияние религии на развитие русской философии и философии права. Проявления религиозности и морализма в русском правовом сознании. Представления о правде, служении, милости, милосердии.

Проявления психологии подчиненности человека интересам общества, недоверия к идеям равенства в традиционном русском правосознании.

Морально-психологическая установка на единство веры, государственности, народности. Ориентация на общинность, соборность, коллективизм.

Гуманизм и демократизм передовой русской правовой мысли.

Общая закономерность эволюции философии и философии права в России. Переход от христианско-православного философствования и просветительских идей к началу философского самосознание России и появлению самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем. Русская общинность и социалистические идеи. Проявления индивидуалистических тенденций в правосознании современного российского общества.

Зарождение русской философско-правовой мысли в русле христианско-православного мировоззрения в XI-XVII вв. Обоснование необходимости сильной власти, единого государства на основе христианства. Иларион (XI в.). Право в христианско-православном философствовании. Проблема «закона и благодати». Божественное предназначение власти. В.Мономах (XI-XII в.) об идеальном правлении. Д.Заточник (XIII в.). Мораль и власть. Филофей (XV в.). «Москва – третий Рим». Право, церковь, государство. И.Тимофеев (XVI в.). Идеи «естественного права», сословно-представительской монархии, правового ограничения власти феодалов.

Просветительские идеи в русской философии права в XVII-XVIII вв. Ю.Крижанич (1618-1683), С.Полоцкий (1629-1680), идеалы божественности власти просвещенного монарха. Ф.Прокопович (1681-1736), просвещенная наследственная монархия как следствие реализации естественного права народа находиться под «божьим смотрением». Я.Козельский (1728-1794), С.Десницкий (1740-1789), зарождение идей разделения властей, конституционной монархии. А.Радищев (1749-1802), отрицание самодержавия, либерализм, «естественность» равноправия, «народное правление».

Философское самосознание России и его проявление в философско-правовой области в XIX в. П.Чаадаев (1794-1856) Тенденции западничества и славянофильства, их проникновение в правовую сферу. М.Сперанский (1772-1839). А.Куницын (1793-1840). Идеи либерализации русского общества, конституционной монархии с разделением властей. Радикализм и республиканство декабристов. А.Герцен (1812-1870), Н.Чернышевский (1828-1889), патриархально-крестьянский революционизм. М.Бакунин (1814-1876), П.Кропоткин (1842-1921), анархические идеи отчуждения государства и права от общества, его замены свободным соглашением общин.

Оформление национально самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем в конце XIX – начале XX вв. Философия всеединства В.Соловьева (1853-1900). Право как равновесие личной свободы и общего блага на основе христианских ценностей. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева (1874-1948). Абсолютность свободы человека; «естественность», надгосударственность духовной личности. Синтез идей Канта и Гегеля в философско-правовых взглядах Б.Чичерина (1829-1904), П.Новгородцева (1866-1924). Социологический позитивизм С.Муромцева (1850-1910), Н.Коркунова (1853-1904), Г.Шершеневича (1863-1912). Тенденции ухода от «метафизической» проблематики, обращения к логике, «историчности» права. Л.Петражицкий (1867-1931), психологическая школа права.

Марксистское учение в России XIX-XX вв. Г.Плеханов (1856-1918). В.Ленин (1870-1924). Теория классово волевой природы права. Право как надстроечное явление, его взаимодействие с базисными и надстроечными явлениями. История права в свете теории смены общественно-экономических формаций. Право и социалистическая революция. Идеи эволюции права при социализме и коммунизме.

Эволюция марксистской концепции права в годы сталинизма. Абсолютизация классово-насильственной идеологии. Правовое оправдание политических репрессий, тоталитарного строя. Философско-социологические обоснования попыток демократизации политико-правовой сферы общества в постсталинской России. Половинчатый характер реформ в концепции и практике развитого социализма.

Современные проблемы философии права в условиях преодоления элементов односторонности и утопичности марксизма-ленинизма. Строительство правового государства, демократического общества. Современные теоретики философии права в России. Работы С.Алексеева, Д.Керимова, Ю.Тихонравова и др. Либертарно-юридическая концепция В.Нерсесянца. «Манифест о цивилизме».

Основные проблемы развития философии права в современных условиях. Анализ новых явлений правовой действительности. Распространение интегративных философско-правовых подходов. Постановка и разрешение философских проблем правовой деятельности.

 

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1764. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия