Студопедия — Формы и способы духовно-практического освоения мира человеком
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы и способы духовно-практического освоения мира человеком






Сознание не только отражает, выражает, но и предвосхи­щает мир, творит его по законам красоты, истины, добра, блага и любви. Оно выполняет целый спектр взаимосвязанных функций в духовно-теоретическом и духовно-практическом освоении при­родного, социального и человеческого мира: познавательную и ценностно-ориентационную, коммуникативно-регулятивную и об­разовательно-воспитательную.

При рассмотрении общественного сознания в горизонталь­ном ракурсе, через призму социологического анализа его основ­ных содержательных и смысловых компонентов в его структуре обычно выделяется семь основных форм. К ним относят фило­софское, политическое, правовое, научное, религиозное, нрав­ственное и эстетическое сознание. В процессе усложнения об­щественной жизни происходит дифференциация общественного сознания, выделение и становление актуальных для общества в целом и отдельных социальных субъектов новых видов и форм сознания. Правомерно говорить о национальном, классовом, со­циальном, историческом и других видах сознания и самосозна­ния. Есть все основания для выделения экономического, экологи­ческого, демографического и других форм сознания.

Они отличаются друг от друга по предмету и объекту, фор­мам и способам отражения различных граней общественной ре­альности, по роли и выполняемым функциям, по характеру и осо­бенностям своего развития и взаимодействия между собой и влияния на различные стороны общественной жизни.

В каждой форме общественного сознания специфически проявляется и преломляется весь комплекс духовной жизни об­щества и человека: обыденный и теоретический уровень созна­ния, общественная психология и идеология, познавательный и ценностный компоненты, переплетение в бесчисленных вариан­тах идей и чувств, представлений и переживаний, знаний и за­блуждений, иллюзий и идеалов.

Более предметно остановимся на некоторых формах обще­ственного сознания. Что касается своеобразия философского сознания как целостной, ценностно-смысловой и универсальной формы постижения всеобщих моментов во взаимоотношениях человека и мира, бытия мира через призму человеческого «Я», то эта специфика сквозной линией проходит через всю проблемати­ку и тематические разделы данной книги.

Выше, когда давалась социально-философская характери­стика основополагающих актов общественной жизни в сфере эко­номики и политики, социальных отношений и институтов, подчер­кивалась и проводилась мысль о субстанциональной значимости духовного фермента во всех формах бытия общества и человека. В основе социальности, объединения людей как универсального способа их жизнедеятельности (от семьи – до социумов-этносов и государств) лежит духовные скрепы.

Политическое сознание образует совокупность социаль­ных чувств, представлений, взглядов, идей, теорий, идеологий, выражающих реальные или желаемые политические отношения, институты власти и управления, политическую систему общества и политическую практику в целом. По своему содержанию систе­ма политических образов и оценок представляет отражение и обоснование общих социальных интересов больших обществен­ных групп, что и позволяет политическому сознанию выполнять социально-интегративную и регулятивную функцию в обществе.

Политическое сознание возникает с появлением государст­ва и формированием политической системы общества. Оно охва­тывает область отношений всех классов, социальных слоев и групп к государству, институтам власти и управления по поводу осознания и реализации своих интересов. Поэтому в обществе происходит постоянное столкновение различных социальных сил в разнообразных формах политической борьбы за государствен­ную власть, за ее устройство и осуществление определенной по­литической линии в экономике, культуре, образовании, внутри страны и на международной арене.

В водоворот политической жизни вовлекаются все осталь­ные формы общественного сознания. Политика тесно взаимодей­ствует не только с экономикой, социальной сферой, но и прежде всего с духовной, культурной и идеологической жизнью общества. Поэтому формирование высокой политической культуры лично­сти в условиях становления гражданского общества и правового государства является насущной задачей образования и воспита­ния. Прислушаемся к мудрому совету Платона: «Если люди не могут доверять корабль необученным кормчим, то тем более нельзя доверять любителям целое государство».

Правосознание в его обыденном и теоретическом виде яв­ляется идейным выражением объективных общественных отно­шений, прежде всего экономических и социальных, а также взаи­моотношений человека и общества. Но выражение этих отноше­ний в праве осуществляется через призму целей и интересов тех или иных общественных групп, партий, классов или большинства народа. Волю этих социальных групп и отражает государство в законодательстве. Происхождение и формирование права обычно связывают с обычаем, юридическим прецедентом и нормативным актом. В современном обществе, в цивилизованном государстве под пра­вом понимают неразделимый синтез обычного, прецедентного и законодательного права.

Право обеспечивает, с одной стороны, личную свободу и интересы граждан, их естественные права, а с другой, – общее благо, общую волю и общий интерес. Поскольку законы устанав­ливаются государством, содержание законодательных актов за­висит от типа государственной власти, форм правления и поли­тического режима. Право следует рассматривать как систему об­щеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы народа и выступают государственным регулятором об­щественных отношений. Законы регулируют внешние стороны проявления общественных отношений – в семье, быту, хозяйстве, социальных взаимосвязях людей в основных сферах обществен­ной жизни.

Закон будет действовать для всех тогда, когда он станет внутренним регулятором человеческого поведения, т. е. превра­тится в устойчивую внутреннюю моральную норму. Тогда он прак­тически перестанет быть законом права. Различие между закона­ми права и законами морали состоит в неограниченности нравст­венного состояния и норм морали и ограниченности правовых установлений. Право можно определить как тот минимум нравст­венности, который юридически закреплен в соответствующих за­конах для обеспечения как личной свободы так и общего блага. И этот необходимый жизненный минимум нравственности в ракурсе права получает статус должного и справедливого, за нарушение которого последуют санкции.

Корпус законодательства весьма ёмок, многогранен и сло­жен, так как в гражданском обществе правовому регулированию подвержены все стороны общественных отношений. Основным законом государства выступает конституция страны. И ее нормы должны иметь прямое действие. Вместе с тем разрабатываются гражданское, уголовное, процессуальное, имущественное (хозяй­ственное), трудовое, семейное и многие другие отрасли законо­дательства. Особое значение законодательство приобретает в переломные этапы развития общества, когда происходит пере­смотр основных принципов, меняется идеологическая основа права. Так, в России за два десятилетия с 1994 по 2014 гг. Государст­венной Думой принято более пяти тысяч законов. Множество приня­то также на уровне региональных органов власти. Чтобы полно­стью отрегулировать на новой правовой основе весь комплекс общественных отношений, говорят о необходимости разработки и принятия двадцати тысяч законов!!! Если же добавить к этому необозримое море подзаконных актов, указов, постановлений и ведомственных установлений, то можно представить себе, в ка­ком «дрейфе» находится все правовое поле.

Все правовые нормы имеют принудительную силу и опре­деляют как запрещенные, так и правомерные действия. И глав­ное здесь даже не в силе и мере, а в неотвратимости наказания за противоправные действия или бездействие. Необходим меха­низм исполнения законов, принудительная власть. Потому что сформулировать закон, даже очень хороший и справедливый, – это одна сторона. Ибо никакой закон не будет выполняться соз­нательно и добровольно каждым членом общества, иначе он сов­падал бы с моральной нормой. Требуется постоянное и целена­правленное обеспечение законности и общественного правопо­рядка. Отметим еще одну важную особенность – право должно соответствовать духу народа, его ментальности и традициям. Иначе происходит его отторжение, оно уродует и извращает строй народной жизни, заводит ее в тупик, будь-то экономика или (и особенно) образование. Право, узаконивающее произвол и на­силие, является бесправием. Так, первоначальная приватизация, осуществленная в нашей стране путем так называемой «ваучери­зации», вызывает законное отторжение большинства населения. Если бы люди изначально знали подлинный смысл слова «вау­чер» как обманного фантика, то разгосударствление и формиро­вание частного сектора не получило бы таких уродливых форм. Возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право, компрометируя в сознании людей самую идею и подрывая веру в нее [11].

Нравственное сознание является наиболее универсальной и определяющей ценностной формой общественного сознания, сердцевиной и внутренним стержнем духовной жизни человека. Особая действенная сила нравственных норм как раз и со­стоит в том, что они не нуждаются в юридической закрепленности и внешнем принудительном побуждении. Нравственное сознание формируется на самых ранних эта­пах исторического развития общества. Оно определяется в ко­нечном счете объективной необходимостью регуляции всего спектра межличностных отношений, совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия.

По своей структуре нравственное сознание может быть представлено обыденно-практическим уровнем, нормы и правила которого складываются и функционируют в непосредственной практике повседневного общения, опыте совместной жизни лю­дей. Они выражаются в этических чувствах, нравственных сужде­ниях и представлениях.

Идеально-теоретический уровень нравственности возвы­шается над наличным нравственным сознанием. Он выражает моральный идеал, с которым необходимо сообразовывать свою жизнь, задает духовно-нравственную вертикаль возвышения и очеловечивания человека, перспективу и горизонт возрастания личности. Идеально-теоретический уровень нравственного соз­нания чаще всего называют моралью (от лат. mores – нравы).

Система категорий морали выстраивается в отношении к такой фундаментальной ценности бытия мира и человека как добро (благо) в его соотнесенности со злом. Добро и зло, связан­ные с ними понятия смысла жизни, человеческого счастья, спра­ведливости и совести, пронизывают собой всю всемирную исто­рию, все народы и все типы культур. Такие нравственные катего­рии, как совесть, чувство собственного достоинства, долг и честь, выступают духовной и интеллектуальной призмой, в лучах кото­рой высветляется нравственный уровень наличествующей соци­альной реальности и ее возможные перспективы.

Между добром и злом в сердце человека не существует нейтральной полосы, нравственно безразличной к его сознанию и поведению. Нравственное сознание в системе своих ценностных координат, моральных суждений и оценок высвечивает все грани и стороны внутреннего духовного мира человека в его отношении к труду, политике и повседневной жизни, к Родине, семье, к ближним и дальним.

Нравственное и разумное (истинное) в принципе и в основе своей совпадают. По выражению Л.Н.Толстого, совесть – это «верный руководитель жизни людей...» Это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща, считаться с ин­тересами других людей. Недаром говорят: будь всегда воли сво­ей хозяином, совести же своей – рабом.

Моральное сознание в силу специфической особенности нравственности в отличие от других форм общественного созна­ния не является специализированным видом духовного произ­водства, связанного с профессиональной деятельностью какой-то особой группы людей и с общественной институализацией этой деятельности. И в самом деле, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки?

В.С.Соловьев своей фундаментальной работе «Оправда­ние добра» дал подзаголовок – «Опыт нравственной филосо­фии». Исследуя истоки и этапы нравственного восхождения в ес­тественной природе и человеческой истории, он приходит к вы­воду, что многих нравственностей, в собственном и высшем смысле этого слова, быть не может, как не может быть многих верховных благ. Добро, истина, красота и любовь с позиций ос­нователя системы Всеединства и учения о Богочеловечестве представляют собой концентрированное выражение высших цен­ностей, подлинной духовности и нравственности. Стыд, жалость и благоговение, вырастая из одного корня, исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его, составляя тем самым основу оправдания и утверждения Добра.

Религия в наиболее доступной и общезначимой форме вы­разила и санкционировала нравственные заповеди задолго до наступления рационализма Нового времени и кантовского ап­риоризма. «Имей в себе Бога и относись ко всему по - Божьи» – вот главное требование религиозной нравственности. Десять ос­новных библейских заповедей, изложенных во второй книге Мои­сеевой «Исход» и в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа, со всей полнотой и глубиной формулируют золотые и вечные нормы и принципы нравственного сознания и поведения. Как говорится – не добавить и не убавить. И, пожалуй, каждый человек, находясь в здравом уме, слышит голос совести: не кради; не убивай; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; мирись с братом твоим; не противься злому; любите врагов ва­ших; не сотвори себе кумира; не произноси имени Господа Бога твоего всуе. Верховным нравственным императивом человеческого по­ведения является христианский принцип любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Но все нравствен­ные заповеди сходятся и вытекают из одного животворного истока – любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». По слову Иисуса Христа «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфей, 22: 37-40).

Специфику эстетического сознания составляет духовно-практическое освоение мира через призму прекрасного и без­образного. Эстетическое сознание включает в себя художественное воззрение, просветленное чувство, знание, способность и умение творить прекрасное и наслаждаться красотой.

Триединая формула Истины, Добра и Красоты заключает в себя в свернутом виде духовные проявления человека во всех формах и видах общественного сознания. Уже в глубокой древ­ности первобытный человек в наскальной живописи, художест­венных предметах утвари, изделиях ремесла формировались эс­тетические понятия красоты, меры, гармонии и совершенства.

Красота как одна из фаз триединства истинного, благого и прекрасного есть материально-чувственное, наглядно-образное выражение в специальной эстетической и художественной форме идеи, духовной сущности.

Феномен прекрасного имеет двойственную, диалектическую природу. Онтология и бытие красоты заключается, с одной стороны, в законах самого природного, социального и человеческого мира. Именно так вырастала античная эстетика, которая не отделялась от учения о бытии, в котором истина, бла­го и красота сливались в единое и нераздельное целое. И дар художника, мастера, творца состоит в том, чтобы выразить пре­красное. «Ведь ничего в природе нет, что бы любовью не дыша­ло».

С другой, субъективной стороны, человек открывает в ис­кусстве истинный мир собственной духовности, фантазии и пере­живаний, творит и открывает людям новый, свой особый мир, ко­торый они до него не видели. И тем самым искусство способно восполнить недостаточность и ущербность социального бытия, одухотворить его своим искусством. «Я убежден, – писал Гегель, – что высший акт разума, ох­ватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» [12].

«Умозрением в красках» характеризовал иконописную живопись Руси Е.Н.Трубецкой. А православный храм являет собой дивный синтез искусств. Эстетическое сознание проявляет себя во всех основопо­лагающих актах человеческой активности. Математик восхищается красотой и гармоничностью решенной задачи, зодчий – воплощением своего замысла в архитектурном сооружении, мастер – изделием своих рук. Человек оценивает с эстетических позиций сферу производства и труд, социальные отношения и быт, красоту мира природы, словом, вообще все, что наполняет его жизнь.

Эстетическое сознание в его особой и специализированной (профессиональной) форме выступает как искусство. К искусству относят литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное творчество, музыку и танцы, театр и кино и другие разновидности художественной деятельности. Духовно-практическое отражение и освоение мира осуществляется здесь с помощью художественного образа. Это особое восприятие и переживание, которым обеспечивается целостность и полнота, выразительность и ценность той своеобразной духовной реальности, которая запечатлена в художественном произведении (картине, книге, кинофильме, песне и т. д.). Содержание искусства не может быть передано в строго рациональных понятиях и терминах. Оно говорит с человеком на своем особом языке смыслов – образов, символов, образов-эмоций, знаков, метафор и аллегорий, которые несут на себе неисчерпаемую гамму замы­слов, значений и толкований. И языку искусства надо учиться, чтобы он стал понятен, чтобы человек мог испытать радость со­прикосновения с миром прекрасного, подготовить свою душу для встречи с прекрасным. Чтобы можно было сказать словами вели­кого Пушкина «над вымыслом слезами обольюсь». Мир искусства вызывает в человеке восторг и вдохновение, молитву, слезы умиленья – то, что называется катарсисом, очищением души.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1772. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия