ПРОСВЕЩЕНИЕ
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ НАУКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук - первое светское государственное учебное заведение. За короткое время в столичных городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по инициативе В.Н.Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные школы продолжали существовать и в следующем столетии. Все школы, как правило, имели подготовительные отделения, где ученики обучались письму, чтению и арифметике. Система преподавания в школах сильно отличалась от нынешней: отсутствовали привычные уроки, науки изучались последовательно, и каждая составляла особый класс. По мере их освоения ученики переходили из класса в класс без переводных экзаменов. Первоначально школы были бессословными. Однако в Навигацкой школе уже с самого ее возникновения в высшем классе, где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только дети дворян. Детей разночинцев вскоре перестали принимать в эти школы. Постепенно они превращались в привилегированные учебные заведения для дворян. На базе некоторых профессиональных школ впоследствии образовались закрытые специальные учебные заведения. В первой четверти XVIII в. в России появляются школы, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной. В 1714 г. в ряде провинциальных городов были организованы цифирные школы. Указ Петра предписывал "всем дворянским и подьячим детям" учиться в этих школах "поголовно". Однако вскоре правительство, как и в случае с профессиональными училищами, стало отступать от провозглашенного Петром принципа бессословности. В 1716 г. были освобождены от необходимости учиться в цифирных школах дети дворян, в 1722 г. - дети духовенства в связи с организацией епархиальных училищ. Впоследствии цифирные школы практически прекратили существование и в 1744 г. были слиты с гарнизонными школами, предназначенными для обучения солдатских детей. Епархиальные училища, создаваемые при монастырях, архиерейских домах, с самого начала были сословными: в них обучались только дети духовенства. Строгий запрет на обучение в государственных школах существовал для крестьян, особенно крепостных. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы - так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях было распространено домашнее обучение. В России еще не существовало специальных учебных заведений для подготовки учителей. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики, выпускники самих школ. Школа первой четверти XVIII в., перед которой стояли, прежде всего, задачи профессионального обучения, в известной мере способствовала решению этой проблемы. Учеба рассматривалась как особый вид службы, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с появлением системы чинов. Обучение в школах при Петре I стало обязательным для дворян и духовенства. Дворянин перед венчанием в церкви должен был представить документ об окончании школы; священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода. Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, возможности познания им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия новой культуры. В России значительно увеличилось издание книг, так как работа школы была невозможна без основательной учебной базы: учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За первую четверть XVIII в. книг было издано больше, чем за все 150 лет, прошедшие с начала книгопечатания. Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по своему назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Издавались учебники ("Букварь" Ф.П.Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф.Прокоповича), словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Своеобразной энциклопедией знаний в области математики для своего времени была "Арифметика" Л.Ф.Магницкого. Важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала разделению сферы светской и церковной книжности. Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. Правительство активно использовало книгу для пропаганды реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В России начали издавать официальную печатную газету "Ведомости" (1702), в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей, не прекращавшийся ни на один год вплоть до настоящего времени. Гражданские календари пользовались успехом, и тираж их для того времени был немалым (до 2 тыс.). В них содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данными о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года" можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). В Москве в 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В.А.Киприанов. Он - один из активных деятелей петровских преобразований, известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор "Арифметики" Л.Ф.Магницкого: в его типографии гравировались таблицы к этой книге В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVHI в. была еще слабо развита. Она сдерживалась многими факторами: торговцы старопечатными рукописными книгами неохотно распространяли светские издания часто из-за враждебного отношения к петровским преобразованиям, книга дорого стоила, наконец, она была малодоступна, так как грамотность была еще весьма незначительной. Тираж книг в это время был, как правило, невелик, только учебная литература печаталась большими тиражами. В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Обеспокоенное появлением печатных и рукописных произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность, правительство в 1721 г. издало указ, запрещавший без разрешения Синода печатать и распространять "листы и картинки". Этот указ положил начало официальной цензуре. К середине XVIII в. "образованность" становится модной среди дворянства. В помещичьих семьях получает развитие домашнее образование, приглашенные учителя обучали недорослей разным наукам, в которых сами иногда были не очень сильны. В России этого времени грамотность и образование были уделом небольшой, в основном привилегированной части общества. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг., где впервые публично обсуждались вопросы образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами ("мастерами грамоты", как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например, "Арифметика" Л.Ф.Магницкого. Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых учебных заведений, в первую очередь для детей дворян: Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Морской Шляхетский корпус (1752). Пажеский корпус (1759), готовивший дворян к придворной службе. В 1764 г. в Петербурге было открыто "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре (Смольный институт) - первое в Европе светское заведение для девушек из дворянских семей. В первой половине XIX в. институты благородных девиц были учреждены во многих провинциальных городах. Но с появлением в конце 50-х годов женских гимназий эти закрытые заведения пришли в упадок. Только Смольный институт существовал вплоть до 1917 г. Формой привилегированных закрытых заведений университетского типа были лицеи, среди которых наиболее известным стал Царскосельский лицей, основанный в 1811 г. (в 1844 г. лицей был переведен в Петербург и получил название Александровского). Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной к военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры. Шляхетский корпус окончили А.П.Сумароков и М.М.Херасков. А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее, среди первых питомцев которого были А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин, А.М.Горчаков. Здесь преподавали такие выдающиеся ученые того времени, как А.П.Куницын. Во второй половине XVIII в. появляются профессиональные художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738, ныне - Хореографическое училище им. А.Я.Вагановой; Балетная школа при Московском Воспитательном доме, 1773). Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии музыкального образования и воспитания. Закрытые учебные заведения создавались и для других сословий. В Москве при Воспитательном доме было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан на средства П.А.Демидова (1779), Екатерининский институт для девиц из семей купцов и мещан. Продолжала развиваться духовная школа. К концу XVIII в. в России существовала система сословной школы для священнослужителей, которая включала 30 семинарий, 115 епархиальных училищ и три академии (Московская, Киевская, Петербургская). Качественно новым фактом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани. Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры. Московский университет, созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова, своим возникновением во многом обязан поддержке И.И.Шувалова, известного деятеля русской культуры XVIII в., мецената, покровителя искусств и науки, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Шувалов стал первым куратором университета. Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточием отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература на французском, немецком, латинском, греческом, еврейском языках. В типографии университета впервые были напечатаны произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей ("Детское чтение для сердца и разума"), первый в России естественнонаучный журнал ("Магазин натуральной истории, физики, химии"), журнал "Музыкальное увеселение". Московский университет выпускал первую в России неправительственную газету "Московские ведомости", просуществовавшую до 1917 г. Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу, в губернских городах должны были открыться главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ. Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60-70 тыс. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Вероятно, число грамотных было больше, так как приведенная статистика не учитывала различные формы частного обучения. Окончательно система высшего, среднего и начального образования, характерная для дореволюционного времени, сложилась в начале XIX в. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук; централизовано государственное руководство школой; внесены некоторые изменения в систему уже существовавших школ. В каждом губернском городе создавалась гимназия, преобразованная из главного училища, в уездном городе - уездное училище, заменившее малое народное училище. По Уставу 1804 г. впервые приходские училища должны были учреждаться не только в городах, но и в сельской местности. В них принимались дети "всякого состояния", без различия "полу и лет". Курс этих училищ был одногодичным и очень сокращенным по сравнению с малыми училищами екатерининского времени. В этот период декларировалась преемственность между школами разных ступеней. Однако фактически для распространения образования, грамотности среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание приходских школ, передавая это органам городского управления, помещикам или самим крестьянам в государственной деревне. Уже в Уставе 1804 г. отмечалось, что детей крепостных крестьян нельзя принимать в гимназии. Несовместимость крепостного права с распространением образования среди широких слоев крестьянства становилась все более очевидной. Большое внимание правительство обращало на развитие высшего образования. В первые два десятилетия XIXв., помимо Московского, были открыты еще пять университетов. Как правило, они уже имели учебно-научную базу и возникали не на пустом месте. В 1802 г. был открыт Дерптский университет на основе высшего учебного заведения, существовавшего еще в XVII в. (ныне - Тартуский университет), в 1804 г. - университет в Казани на базе гимназии, университет в Харькове, реорганизована в университет Главная виленская школа. В 1819 г. был преобразован в университет Главный педагогический институт в Петербурге. Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Обеспеченность школ учителями была очень низка. В каждом уездном училище начала XIXв. работали только два учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии восемь учителей вели 4-летний курс обучения. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли в Москве и Петербурге. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете, в 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. В начале XIXв. оно было преобразовано в Педагогический институт (с 1816 г. - Главный педагогический институт) и представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий. С начала XIX в. большую роль в развитии школьного образования стали играть университеты. Они осуществляли контроль за работой школ, участвовали в составлении программ обучения, написании учебников. По Уставу 1804 г. перед ними была поставлена задача "служить рассадником преподавателей средних школ". Поэтому при университетах предусматривалось создание педагогических институтов. В целом состояние этих институтов было малоудовлетворительным. Они просуществовали официально до 1859 г. Но еще раньше их функции стали выполнять организованные в университетах кафедры педагогики. Появление новых учебников во второй половине XVIII - начале XIX в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В.Ломоносова и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. "Российская грамматика" Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М.Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д.Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова "Первые основания металлургии, или рудных дел". Отечественные учебники по географии (1776) и физике (1810) были написаны профессорами Московского университета Х.А.Чеботаревым и П.И.Страховым. В течение длительного времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга "О должностях человека и гражданина", изданная по распоряжению Екатерины II в 1783 г. Она представляла собой своеобразный официальный кодекс нравственных и общественных правил поведения человека. Показателями распространения просвещения являлись усилившийся интерес к книге, ее собиранию; увеличившиеся тиражи издаваемых книг и журналов, рост книжной торговли. Расширялась издательская база, помимо казенных, появлялись частные типографии. Указ "О вольных типографиях" (1783) впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах. В период борьбы Екатерины II и Павла I с проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты. Однако эти меры правительства не могли изменить ход общественно-культурного развития. В 1810 г. в России работали уже 75 типографий. Основная масса из них была сосредоточена в Москве и Петербурге (22); в губернских городах действовала, как правило, одна типография. Подавляющее большинство столичных типографий были вольными. Изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий. Некоторое время (1768-1783) в Петербурге существовало "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг", созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов "Собрания" некоторое время был Н.И.Новиков. В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге "Общество, старающееся о напечатании книг". В его деятельности участвовали многие известные писатели, в том числе А.Н.Радищев. Деятельность "Общества" также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции. Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная и учебная литература. По инициативе М.В.Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755). В академической типографии печатался и первый частный журнал "Трудолюбивая пчела" (1759), издателем которого был А.П.Сумароков. Во второй половине XVIII в. периодика становится заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов. В Ярославле появился первый провинциальный журнал "Уединенный пошехонец" (1786). В Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета 'Тамбовские известия", основанная Г.Р.Державиным, в то время гражданским губернатором (1788). В далеком Тобольске выходил журнал "Иртыш, превращающийся в Иппокрену" (1789). Особая роль в издании и распространении книг принадлежала выдающемуся русскому просветителю и общественному деятелю Н.И.Новикову (1744-1818). "Из всех учреждений, служащих к просвещению народа... - писал он в "Живописце", - печатание книг нужных есть наиполезнейшее". Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Поэтому в распространении просвещения Новиков усматривал служение обществу. Но если люди, воспитанные петровской эпохой, считали, что служение обществу и государственная служба - одно и то же, то деятели культуры этого времени, в том числе и Н.И.Новиков, исходили из того, что общественность в жизненно важных вопросах могла обходиться без поддержки государственной власти. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779-1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тыс. экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге. В 60-70-е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения, "к исправлению нравов служащие". Важная роль в распространении этих идей принадлежала новиковским изданиям 'Трутень" (1769-1770) и, особенно, "Живописец" (1772-1773). Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В 1802 г. Н.М.Карамзин опубликовал в журнале "Вестник Европы" статью с примечательным названием "О книжной торговле и о любви к чтению в России", в которой писал, что "число любителей чтения едва ли в какой-нибудь земле... так скоро возрастало, как в России. Правда... многие дворяне и даже в хорошем состоянии не берут газет; но зато купцы, мещане любят читать их... у нас более всего расходятся романы". В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что "люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей". Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами. Н.И.Новиков способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок было в Петербурге и Москве. В рассматриваемый период имелись Библиотеки при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И.Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для "любителей книг" открывались залы и других библиотек. В 80-90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а в 40-е годы XIX в. и в губернских городах. К 1814 г. относится открытие государственной Публичной библиотеки в Петербурге (ныне - Государственная национальная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина). Понятие "публичная библиотека" в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась прежде всего как хранилище или музей книжныхредкостей. Доступ в нее был ограничен, "непристойно одетые" люди не могли быть ее читателями. Библиотека открывалась для посетителей только три раза в неделю. Однако появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре, библиотечном деле, способствовало приобщению к образованности некоторых городских демократических слоев. Образованное дворянство, купечество, мещанство XVIII - начала XIX вв. стало предшественником русской интеллигенции, которой было суждено сыграть огромную роль в общественно-культурной жизни России.
НАУКА Известным итогом государственных преобразований в области просвещения и науки было учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук слушался на заседании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти. Особенностью петербургской Академии наук было объединение научно-исследовательских и педагогических функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и решения проблемы создания отечественных научных кадров. В системе Академии находились университет и гимназия. Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории. Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой Академии. Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. При поддержке государственной власти в обществе формировалась сеть научно-просветительных учреждений. В 1714 г. в Петербурге была основана старейшая в нашей стране библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, открытом в 1719 г. Впоследствии библиотека, как и Кунсткамера, вошла в состав Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования. В первые десятилетия XVIII в. были созданы серьезные предпосылки для развития науки, связанные с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В ходе экспедиций, организованных правительством, исследовались новые районы, изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии, материалы для составления географических карт. В результате обследования берегов Каспийского моря была впервые составлена карта Каспия. Камчатские экспедиции В.Беринга (30-е годы XVIII в.) открыли пролив. Это явилось важной вехой в географических открытиях, результатом которых, как известно, было установление очертания материков Земли. Одним из достижений технической мысли было создание А.К.Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву рукописи, содержавшие интересные исторические сведения, делать копии, а подлинники "отсылать в прежние места, откуда взяты". Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю. XVIII век был временим успехов научной мысли. В основе этих успехов были рационализм, признание человеческого разума источником познания природы. Русская наука развивалась в общем русле европейского естествознания. В Петербургской Академии наук работали многие европейские ученые, среди них - крупнейший математик Л.Эйлер (1707-1783). Его открытия в области математического анализа, физики, техники оказали значительное влияние на современную науку. Наряду с Академией центрами науки становятся Московский университет, Вольное экономическое общество (ВЭО) - первое ученое общество в России, основанное правительством в 1765 г., Российская академия (1783), ставшая центром изучения русского литературного языка. В начале XIX в. университеты получили право создавать ученые общества "по распространению наук опытных и точных", по истории, русской словесности. В 1805 г. при Московском университете возникло старейшее в России Общество испытателей природы (МОИП), существующее и поныне. Его целью было изучение природных богатств и содействие успехам естественных наук в России. У истоков русской национальной науки стоял М.В.Ломоносов (1711-1765). Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик, он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное дело и металлургия, пробирное искусство, производство стекла, получение солей и красок. Ломоносов возродил искусство мозаики в России, в его мастерских были созданы замечательные произведения мозаичного искусства. В естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных, ведущих проблем. Замыслы его во многом опережали время. В 1748 г. он сформулировал, а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия этот закон был вновь открыт французским химиком А.Лавуазье и стал реальным научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на планете Венера. М.В.Ломоносов много сделал для распространения просвещения в России. К числу замечательных достижений русского естествознания можно отнести академические экспедиции 60-70-х годов XVIII в., в работе которых участвовали такие крупные ученые; как П.С.Паллас, С.Г.Гмелин, И.И.Лепехин и другие. Собранные во время экспедиции материалы по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы и культуры народов России. Изданный в 1745 г. "Атлас Российской империи" стал событием мирового значения: к середине XVIII в. подобный атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла пропаганда географических знаний. В 70-х годах вышел в свет "Географический лексикон Российского государства", первый географический словарь в России, география стала обязательным предметом во всех учебных заведениях. В 1803 г. русские ученые и мореплаватели И.Ф.Крузенштерн (1770-1846) и Ю.Ф.Лисянский (1773-1837) совершили первое кругосветное плавание, во время которого был получен богатейший материал для изучения Северного Ледовитого и Тихого океанов. Развитие мануфактурного производства, где начинали применяться несложные машины и механизмы, было толчком в техническом изобретательстве. И.И.Ползунов (1728-1766) - русский теплотехник, мастер одного из алтайских заводов - впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он построил паровую машину. Однако машина после недолгой работы на одном заводе была остановлена, а потом и вовсе уничтожена. Другой механик-самоучка - И.П.Кулибин (1735-1818) изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но все эти изобретения также не имели широкого практического применения. Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В.Ломоносова и В.II.Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его "Краткий российский Летописец" был основным учебником по истории. Труд Татищева "История Российская" был первым опытом научного освещения отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали исторические сочинения М.М.Щербатова (1733-1790) и И.Н.Болтина (1735-1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию русской истории. Усиление внимания к истории выражалось в распространении исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням, в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было существенным моментом в становлении национального самосознания.
|